В попытках достичь сути...

В попытках достичь сути, наша мысль и сопереживание, весь наш логический инструментарий и вся активность души - неизбежно встречают ТАЙНУ или, в ином случае, самоулавливаются, а то впадают в бесконечность ветвящегося произрастания.
“Цель нашего описания природы, - писал Нильс Бор (Atomic Theory and Reception of Nature, Oxford, 1934, p.18)состоит не в том, чтобы познать действительную сущность явлений, а только в том, чтобы описать - насколько это возможно - связи между разными аспектами нашего опыта.”
Этот непременный намек на то, что стоит за опытом и за описанием мы встречаем у многих мыслителей различных эпох, направлений и культур. ТО, СТОЯЩЕЕ ЗА, разрабатывается различными философскими и религиозными системами, и, приобретая определенность, отрывается от своей сути; проскальзывает едва уловимым намеком и забывается; подвергается поношению или игнорируется; но так или иначе вновь воскресает в человеческой мысли.
Тайна.
Так, мы встречаем Тайну, или, скорее, Тайна ожидает ищущего.
 мы наполняем ее порождениями нашего воображения, и ощущаем, как простор;
 мы замечаем в ней последнюю ясность, и ощущаем как просвет;
 мы полагаем в нее свои идеалы, и называем Богом;
 и ощущаем трепет, и говорим: Тайна - лишь одно из имен Единственного; и находим в ней утешение;
 и страх и стыд свои мы в нее полагаем, и лик Дьявола является нам;
 мы находим ее в основании всего, и находим, что она всеобъемлюща; основанием полагаем мы ее;
 и пытаемся поймать, и не можем;
 тогда мы отходим в сторону, и понимаем, что вкладываем в нее себя, и лишь себя мы в ней различаем; и мы именуем ее зеркалом.
Что же делать теперь? Как избавиться от всего в себе и, так, пройти через границу? Мы пытаемся сделать это, и попытка эта действительно ужасает.
“Нет, - говорим мы тогда,- нет там ничего. Все это выдумки.”
И становится так: теперь там для нас действительно ничего нет.
И теперь тайна ощущается как изъян.
Нет, действительно, вернемся назад. Некто негде сказал:
“Один человек поселил маленького гусенка в кувшин, и бросал ему через горлышко пищу. Прошло время, и гусенок вырос. Человек захотел достать его из кувшина, и непременно живым, но он уже не проходил через горлышко. Однако человек очень, очень хотел извлечь его, не разбивая кувшина.”
Такая история.
И что же нам делать теперь?
Остается сказать:
“Может быть, это случится сегодня”.


Рецензии
Ветвящееся произрастание активной Души Петра Плышевского.В самом хорошем смысле...

Глеб Горбунов   11.05.2005 20:02     Заявить о нарушении