Семь нот или монологи сумасшедших. 1. Враньё
Обратно же, – в школе. Вот уж где врали! На грамматике пугают: так-то и так-то писать нельзя! Я – проверяю, пишу. Гляжу – можно писать и так и сяк. По разному получается. Только пары да колы ставят за это. Ну так бы и говорила, что ежели так и так напишешь, то я тебе двойку влеплю, а там батяня чем может, к двойке этой довесок устроит. Нет! Не могут, чтоб не соврать.
На арифметике тоже – что ни слово, то басня. На ноль, – бает, – делить нельзя! Спрашиваю, – а на одну сотую можно?
– Можно, – говорит.
– А на одну миллионную?
– Тоже можно.
– А на одну миллионно-миллиардно-сиксильонную?
– Конечно можно, – говорит, – если только ты это число правильно напишешь.
– Так ведь это уже почти ноль и есть! И сколько получится, если посчитать?
– Очень много.
– Так вот, – говорю ему, – ежели на ноль разделить, то ещё больше получится!
– А сколько именно? – спрашивает ехидно.
– Не знаю. Только ведь это не значит, что делить нельзя, просто не узнаешь, сколько получится.
А на геометрии и вовсе дурят без всякого стеснения.
Точка не имеет размеров! Линия не имеет толщины!
Я специально из батянькиного инструмента лупу спёр и микрометр. В школу принёс, показываю. А учитель смеётся. Это, – говорит, – не доказательство! А что доказательство?
Параллельные прямые не пересекаются.
– Рельсы, – спрашиваю, – параллельные?
– Да.
– А я сам тыщу раз видел, как они вдалеке, ну не то, чтобы пересекаются, но всё-таки сходятся.
– Это – перспектива, обман зрения.
Тут я и понял, как нас дурят, кругом и рядом. По радио всё болтают: «В перспективе намечается улучшение благосостояния народа...». Вона что! В перспективе! То есть всё это, что намечается – обман зрения, ошибка! А народ-то не знает, верит перспективным обещаниям!
С этой поры я уже ничему верить не стал. Нет, не то чтобы совсем ничему, – в то, что от батянькиной порки долго на заднице сидеть больно, в это верил. А как не верить, если задница-то вот она, рядом, саднит. То есть верил в то, что проверить мог.
После того, как Никитка к власти пришёл, нашу церковь деревенскую открыли. Гнилую картошку и капустные листы вывезли, отмыли, побелили, на кумпол крест пришпилили. Попа прислали, к нам на квартиру поставили. Домина у нас ничего, большой, опять же – бабкина горница пустовала. Тут на меня вся эта беда и навалилась.
Я уж большой был, в седьмой класс ходил, – в последний. Чтобы дальше учиться, нужно было в район ехать, а как маманьку-то бросить? Батяни неделями дома не бывало, он начальником эм-тэ-эса был, как пришёл с войны в сорок третьем в отпуск, после того, как евоный танк подбили. Всех осколками посекло насмерть, а он водителем был, внизу сидел, вот и уцелел. Правда, тоже, ранение в голову получил и обгорел маненько, но жив, ничего. А в райкоме за него похлопотали, чтоб обратно не уходил, и над тракторами да косилками главным поставили. С тех пор и тянул лямку. Я тоже по нему пошёл, к технике пристрастился. Там уж всё без обману. Всё ясно и понятно. Так о чём я? Ах да, про беду эту самую.
Поп наш был годами лет на 15 постарше батяни. Я его называл по имени-отчеству, а он и говорит, зови меня просто – батюшкой. А что? и коротко, и субординация соблюдается. Так наши деревенские олухи услыхали и распустили слух, будто я вместе со старушками богомольными и в церковь хожу и дома на икону молюсь. Во трепачи! У нас икона только в бабкиной горнице и была. Батя партийный, ему ни к чему всё это было, у них своих икон навалом, успевай менять! А в ту горницу я ходить не любил никогда, а теперь и вовсе не мог – в ней постоялец жил. Нет, раз попа батюшкой называю, стало быть, – верующий. Это я-то, верующий?!
Зло меня взяло, и решил я, что специально в церковь ходить стану, пускай подавятся. И пошёл! А к тому времени уже внутри и икон красивых, новых навесили, и богомазов выписали откуда-то, они как раз своды расписывали. Пришёл, загляделся. Красота! А заходил днём, специально сразу после школы. Поглазел, походил и – домой. Назавтра – тоже, на глазах у всех.
Вечером меня батюшка и спрашивает, как, мол, в церкви, нравится? Маманя услыхала и набросилась: «Тебе что, дома дел нет, что ли?». А поп ей возражает: «А что плохого, если отрок в храм зашел, поинтересовался, как дела идут по реставрации? Ведь раз власть позволила возобновить богослужения, значит, теперь у партии новая линия». Мать смолчала, но батяне доложилась. Батя в ту пору уже меня не порол, но подзатыльник врезал.
В школе мы проходили уже и биологию и немного астрономию. Науки – ничего, интересные, только в том, что касалось вопросов происхождения, муть полная. Всё на соплях да на предположениях развешено. А как проверить? Никак. Вот батюшка мне и говорит как-то, а не задумывался ли я, откуда Вселенная взялась, да как на Земле жизнь появилась, да из чего люди народились? Я отвечаю, что так и так, в школе про это врали, да только не верится мне, что из соленого моря получились живые амёбы, а от обезьяны- человек народился. От обезьяны только обезьяна и может произойти, как от коровы тёлка рождается, а не жеребёнок. Про то как Вселенная получилась и вовсе никто наверняка знать не может, посему и думать про это – глупость. А он мне заявляет, что есть книга, в которой про это очень правдиво и несомненно написано.
– Не может быть, – говорю, – кто же её написал, если пишется в ней про те вещи, которые были, когда и людей-то не было?
– Её сам Бог написал руками боговдохновенных пророков, – отвечает.
Читать я особо не любил, да и теперь не охотник до книг. Но тут заинтересовался.
– Что, – говорю, – и поглядеть можно?
– Отчего же только поглядеть, и прочесть не грех. Заходи ко мне на досуге, почитаешь.
Вот и зашёл я к нему на свою беду. Положил он на стол толстенную книгу, а на первом листе – дата: 1865 год.
– Вот, – говорит, – первое издание на русском языке.
Заглянул я в текст, и говорю:
– Какой же это русский язык, когда у нас и букв таких нету?
– Эти буквы теперь изъяты, но как их читать, я тебе сейчас объясню.
И объяснил, и вслух читать стал. Ох и галиматья! Однако, ради приличия, слушаю. Прочитал он первую главу, – а теперь сам почитай, – говорит. И стал я эту книгу читать по вечерам. Много прочитал, и про то, как евреи государством стали и сколько у них царей всяких было, и какие пророки чего набредили. Не интересно. Про самое главное – два листа, да и то два раза по-разному. Перешёл я к Новому Завету. Там четверо разных людей всяк по своему про Христа рассказывают. Где-то совпадает, где-то нет. А в самом конце переписка апостолов и один из них страхи всякие пророчит. С самой осени до весны мучался. В церковь несколько раз на службы ходил. Думал, настроения добавится, во что-нибудь поверю. Как не так! Вопросы как были, так и остались.
Ежели бог однажды весь этот мир создал, то кто создал того бога? Ежели того бога некто создал, то кто создал этого некто. И пошло и поехало, как сказка про белого бычка. А ежели тот, первый бог был всегда, то чего он столько времени дурака валял, мир не создавал? В карты, что ли, с кем играл? Обратно – нелепица. И стал меня мучить этот вопрос. До сего часа мучает. Даже головой повредился. Врачи говорят – эмоциональная амбивалентность.
Ведь жил, не тужил, в школу ходил, тумаки получал. Кой чёрт меня дернул назло всем в церковь зайти? Не зашёл бы, батюшка со мной не заговорил бы про это и про то. И вижу теперича, нет веры у меня ни в науки, ни в бога, токмо в тракторе, или в машине правда есть. Там всё просто, понятно. Солярка есть, компрессия в норме, крутанул, – завёлся. Сел, поехал, поле пашешь, рожь сеешь, или тележку с бидонами через грязищу с фермы тащишь. Вот она где – правда. А всё остальное – враньё.
Свидетельство о публикации №105031501621
СК
Саша Коврижных 29.05.2006 00:55 Заявить о нарушении
В.Странник 29.05.2006 01:54 Заявить о нарушении