Справедливость

Континуум страданий и страстей,
Печали полный, протяжённой дольше, 
Чем радость, чья взволнованность острей -
Ведь сразу пьётся, опьяняя больше, 
Здесь вместе и рождение, и смерть -
Напротив двери на одной площадке:
Южанам от волны не уцелеть, 
Мольба несётся, мир взывая шаткий,
И север встрепенётся лишь затем,
Чтоб убедиться в зле дремавшей силы, 
Для умолений вспомнится тотем,
Всегда с которым власть превозносили.

Подобно морю здесь в тиши покой, 
Добро и зло так разволнуют буйство,
Что невдомёк всем, а кому на кой
Его переполнение всех чувством,
Кто - властный, может в нём определить
Пределы человеческого  духа
И стоит ли ещё повременить, 
Иль нет, промедлишь - запах станет тухлым;
Так роза лепестки в тугой бутон
Запеленала вместе и укрыла,
Увидим терпкий верхний полутон,
А остальные сжаты - знать постылы?

Но увядает роза и тогда
Они поодиночке опадают -
Нам явится посмертная страда,
Блаженство поминального парада. 
Вдруг понимаешь - мы разделены 
И смерть - свидетель для суда достойный,
Для чувства нет понятия вины,
Ему легко питать любовь и войны, 
Соединять и разобщать людей,
А справедливость - мета идеала,
Который в надпространстве всех идей
В нас сортирует прочность матерьяла.


Рецензии
Виктор! Если позволите, несколько замечаний, к поэзии отношений не имеющих. В первой строфе "мир взывая шаткий", если это не описка (может, взрывая?), то глагол требует такого управления - взывать к кому-чему, о чем. В начале второй строфы "Подобно морю он в тиши покой" непонятно, кто ОН. Прогресс?, но о нём говорится как о дополнении к основному существительному - в зле дремавшей силе, причем вплетается еще одно самостоятельное предложение "Из страха...". Я говорю только о (не знаю, как правильно назвать!) логике построения и взаимосвязи предложений. Потом в этой же строфе фраза "Его переполнение всех чувством" непонятна. Т.е. Прогресс всех переполнил чувством. Каким? И, наконец (заканчиваю свои сомнения), в последней строфе "В нас сортирует прочность матерьяла" - можно сортировать свойство=прочность?. Можно испытывать на прочность. но сортировать... Не знаю.
Да, и уже просто, как восприятие - терпкий верхний полутон - красиво, но вот сижу, нюхаю розу, самый первый верхний лепесток не пахнет, а из глубины "тугого бутона", там, где спрятана душа, идет аромат. Божественно!
О стихе. Он серьёзный и сложный. Возможно, что мне он показался сложнее, чем на самом деле, в свете вышеизложенного. С уважением,

Ундина   11.03.2005 10:47     Заявить о нарушении
Судя по хорошо описанному тобой впечатлению, а так и есть , оно правомерно - он, этот стих, - сложный. Поэтому для большей ясности я вначале о его теме, его идее вкратце, а после попробую объясниться по существу поставленных вопросов.
Наши чувства, чувства всех людей, которые только и волнуют нас - где они? Есть ли нечто, пусть даже нематериальное, а метафизическое - где они существуют в полной мере, то есть способны как либо оказывать действие на реальный мир? Какое-то поле, пространство, надпространство, какой-то континуум, вмещающий их? Где они взаимодействуют меж собой, да просто служат наполнением чего-то, что переполнившись вызовет некий эффект, реально ощутимый?
Возьмём отдельного человека с его чувствами, допустим это ненависть и благодаря ей он начинает войну или зовёт других на неё. Если таких, сочувствующих ему много, то она начнётся. Может начаться. Или вот вспомни эту трагедию, что недавно унесла треть миллиона, одномоментно погибших - в этот момент на земле наверное бушевала настоящая буря эмоций: спаси! не дай погибнуть! А мы её в этот момент не знали, жили сосвсем обычной мирной жизнью. Где-то идёт война и где-то люди празднуют карнавал - как всё это соотносится, где и как? Такова идея стиха - континуум чувств, их вместилище. Конечно - это чистая метафизика, но ведь я об этом размышляю в стихе и поэзии такое доступно. Тема необычна и конечно требует обсуждения.

Теперь о конкретностях: мир взывая шаткий - ты права, здесь и задумано, чтобы слышалось - взрывая ( и он взорвался после сообщений агенств) - здесь эти три слова как цельная метафора, поэтому я посчитал возможным обойтись без управления (без предлога), само понятие " мир" такое позволяет: взывая ко всем, ко всему миру - взывая мир ( без выделения частей, взывая ко всем, вообще). Подобно тому, что по- русски не говорят " я слышу от тебя", а " я слышу тебя", " я взываю (зову) тебя", тем более, что такая конструкция вполне понятна и смысл в ней только один - обращение к миру - взывая мир. Такое вот небольшое насилие над языком.

Он - этот континуум, я продолжаю о нём, тут уж трудно что-то поделать - повторять это слово - излишество и нагнетание, а среди всех остальных сущностей, упоминаемых в стихе, лишь континуум продолжает объясняться, здесь продолжение прерванного разговора. Я понимаю - о прогрессе и страхе с благом сказано невнятно и эта невнятность путает. Может быть сумею переписать две последние строчки первой строфы - они по моему слабы. Переполнил всех чувством не прогресс, а эта сила, всё остальное: страх, воспоминание о тотемах - от неё, её первобытности, эпохальной дремучей неумолимости.

А почему свойства нельзя сортировать? именно их как раз и сортируют. Или по ним сортируют. А может быть лучше - маркировать? Хотя вряд ли.
Видно ли из стиха, понятно ли, что этот континуум имеет название - справедливость? Вполне осязаемое понятие, каждый с ним знаком. Считаю, что разговор не окончен. :)

Frank   11.03.2005 11:42   Заявить о нарушении
Перечитала ещё раз. Да, теперь понимаю, что вторая строфа продолжает о континууме страданий и страстей. Но поскольку первая строфа велика и насыщена, то невольно теряется связь (для меня, несчастной - ну, не могу я удержать в головушке столько информации!). Так что всё нормально. Можно порассуждать о вместилище страстей, чувств, эмоций, страданий - есть даже некая теория, что потоки негативной/позитивной энергии оказывают влияние на жизнь на Земле, что человечество своим негативом себя же и угробит...
Далее можно долго говорить о понятии справедливость. Ведь что справедливо в отношении к одному, может оказаться несправедливостью по отношению к другому. Кто определит, что есть справедливость? Сраведливости вообще не существует, она должна быть конкретной, я полагаю. Континуум как мировой разум - это что? Бог? Лично я не увидела связи между справедливостью и вместилищем страстей и страданий, признаюсь. Наверное, мне должно быть стыдно, но...

Ундина   11.03.2005 12:31   Заявить о нарушении
да, строфа из 12 строк - что ж тут поделаешь, раз тема объёмна и невнятна в смысле отсутствия зримой картинки ( хотя я и пытаюсь - вот и розу там вспомнил). Надя, не стоит, право, так самоуничижительно - слыхал про подобные теории, которые возникают на таких границах бездоказательности и вымысла, но здесь не о них, хотя скорее можно сказать так: если они появляются, то значит раауждения, мысли. похожие на мои - возникают. И в этом стихе слова не того человека, который слыхал эти теории и поддерживает их, а того человека, кто похоже мыслит, кого заботит то же направление рассуждений, но он не занят теорией, а просто рассуждает ( не теоретизируя).

Frank   11.03.2005 13:36   Заявить о нарушении