Sedecim

CREDO QUIA ABSURDUM

Верю ибо нелепо
(Тертуллиан "О плоти и крови Христа")

Ум и сердце в вековом раздоре:
Можно ль воду превратить в вино?
Или перейти ногами море,
И при этом не уйти на дно?

Сердце хочет, чтобы так и было,
Ум кричит, что это все обман.
Сердце верит - слово исцелило,
Ищет ум в писании изъян.

В то, что воскресают, умирая,
В то, к чему рассудком не прийти,
Можно верить лишь, не понимая,
И другого не дано пути.

Что придет Христос в сиянье славы,
И Земля очистится огнем,
Верю я... но все же, Боже правый,
Помоги в неверии моем.


QUO VADIS ?

Куда идешь?
(Иоан.13.36)

Какою неземной тоской
Душа томится иногда,
Когда вечернею порой
Зажжется первая звезда,
Когда темнеют небеса,
И проявляются миры,
Когда дневные словеса,
И шум смолкают до поры,
И бесконечности простор
Для взора твоего открыт,
И звезд мерцающий узор
С тобою молча говорит,
И повторяет свой вопрос
Галактик непрестанный бег :
- Зачем родился ты и рос,
Камо грядеши, Человек ?


TRANSEAT A ME CALIX ISTE !

Да минует меня чаша сия!
(Матф.26.39)

Когда в Гефсиманском саду
В печали Он Богу молился,
Он чувствовал сердцем беду,
И страх в Его душу вселился.

- О, Отче, коль в воле твоей,
Минует меня эта чаша ! -
Так разве при вере своей
Час смерти Ему не был страшен?

Кто смел утверждать, то что Он
Сыграл свою роль лицемерно,
Что будучи зверски казнен,
Он знал - оживет непременно?

Не верю, хоть верить бы рад,
Что Бога распяли евреи,
Но знаю, великий Архат
Погиб на кресте в Иудее.


VANITAS VANITATUM ET OMNIA VANITAS

Суета сует и всяческая суета
(Еккл.1.2)

Богатства, музы и науки
Достичь ты в жизни захотел.
И, опустив в итоге руки,
Сказал, что горек твой удел.

Искал земных ты наслаждений,
В надежде под ноги глядя,
И после взлетов и падений
Устал ты, счастья не найдя.

Седой мудрец эпикурейский,
Понять ты главного не смог,
Что образ жизни иудейский
Дает столь тягостный урок.

Твоя душа полна печали,
В ней вместо Бога - пустота.
Не зря ты написал вначале,
Что жизнь - пустая суета.


MEMENTO MORI

Помни о смерти
(Приветствие траппистов)

О смерти помни всякий час.
Ее приход всегда не кстати.
И вряд ли сыщется из нас
Тот, кто бы ждал ее объятий.

В заботах дням теряя счет,
Не помним мы, что мы не вечны,
И, лишь когда наш час пробьет,
Скорбим, что были столь беспечны.

Ведь ты с собой не заберешь
Ни звезд, ни почестей, ни денег.
Каким пришел, таким уйдешь
На тот далекий Стикса берег.

Но что в душе ты накопил,
Лишь то на Высший суд представишь.
Тогда не трать напрасно сил -
Тот суд никак ты не обманешь!


PRAEMONITUS - PRAEMUNITAS

Предупрежден - вооружен

Когда в Ниневии Иона
Про кару божью возвестил,
То даже царь, сошедши с трона,
У Бога милости просил.

Народ поняв предупрежденье,
Молился не жалея сил.
И вот, узрев такое рвенье,
Бог наказанье отменил.

Когда получишь предсказанье
Печальной участи своей,
Не жди смиренно наказанья,
Но исправляйся поскорей.

Ведь если Бог предупреждает,
Тебе дает попытку он.
А это силы прибавляет:
Предупрежден - вооружен!


EPISTOLA NON ERUBESCIT

Письмо не краснеет
(Цицерон "Письма к родным")

Бумага терпит не краснея
И ложь, и глупость, и навет,
А где-то в прошлом - Галилея
И в Галилее - Назарет.

Сквозь строки Нового Завета
Уже не виден Человек,
Пришедший в мир из Назарета
И в нем оставшийся навек.

Как в тех словах, что миф навеял,
Сыскать горчичное зерно,
И отделить зерно от плевел?
Ведь это было так давно!

Кто написал во славу Божью
Благочестивое вранье?
Как будто у креста подножья
На пир слетелось воронье.


NOLITE MITTERE MARGARITAS ANTE PORCOS

Не мечите бисер перед свиньями
(Матф.7.6)

У одних есть уши, да не слышат,
У других глаза есть, да не зрят.
Для таких нет ничего, что свыше,
И копнуть поглубже не хотят.

В мир глядят, поверхностно касаясь
Внешности вещей, не видя суть.
И живут, вопросами не маясь
Кто мы и куда мы держим путь?

Не нужны им божьи откровенья,
Плюнут, отвернутся и уйдут.
Иль начнут бросать в тебя каменья,
Иль, чего хорошего, распнут.

Не давайте псам своей святыни,
Не бросайте жемчуг пред свиньей.
Лучше проповедовать в пустыне,
Чем перед неслышащей толпой.


DAMNANT QUOD NON INTELLIGNUT

Осуждают потому что не понимают
(Квинтилиан "Об образовании оратора")

Что случилось точно, не известно
По дороге Саула в Дамаск,
Но что было истинно чудесно,
В этом нет сомнения у нас.

Чтобы за какие-то минуты
Человека словно подменить,
Чтоб он скинул фарисейства путы
И узрел спасительную нить,

Прекратил жестокие гоненья,
И апостолом Христовым стал,
Надобно такое потрясенье,
Коего доселе мир не знал.

И с тех пор не стало больше Саула.
Мир узнал и помнил лишь того
Легендарного Святого Павла,
И читал послания его.


IN MEDIO STAT VERITAS

Истина находится посередине

Кто призывает для служенья Богу
Возненавидеть и семью и дом,
Тот сам про Бога знает лишь немного -
Бог есть любовь, нет ненависти в нем.

Пока мы здесь. И наш удел - земное,
Любить жену, растить своих детей.
Адама Бог и то создал с женою,
И, значит, нет иных у нас путей.

Но кто захочет, пусть живет монахом,
А то пускай в отшельники идет.
Одев монаха длинную рубаху,
Он зачастую грешником живет.

Учил нас Будда - Бог и мир едины,
Он говорил про серединный путь.
Тернист тот путь, и он довольно длинный,
Но он прямой, и грех с него свернуть.


POST TENEBRAS SPERO LUCEM

После тьмы на свет уповаю
(Иов 17.12)

Во тьме скитаясь сорок лет,
Как те евреи по пустыне,
Я, наконец, увидел свет,
Который светит мне и ныне.

Познал я вкус живой воды,
Внимая слову Бодхисаттвы.
Увидел горькие плоды
Евангельской Христовой жатвы.

А тот, кто к Богу не пришел,
Пусть посмеется надо мною,
Коль в сердце лотос не расцвел.
Мне только жаль его, не скрою.

К нему моих претензий нет,
И одного лишь я желаю,
Чтоб он сказал: "На солнца свет
Я после ночи уповаю!"


PROPTER VITAM VIVENDI PERDERE CAUSAM

Ради жизни лишаться ее смысла
(Ювенал "Сатиры")

Мне говорят: "Живи, как все живут!"
И продолжают: "Что ты в жизни нажил?
К чему твои искания и труд,
Коль у тебя квартиры нету даже?

Нет мебели, ковров и дачи нет!
Нет ничего, что есть у нас, в помине!"
Что я могу таким сказать в ответ?
Лишь посмеяться я могу над ними.

Зачем мне это, если без него
Я обхожусь и обходиться буду?
Но как мне жить, коль я лишусь того,
Зачем живу иль цель свою забуду?

Жизнь коротка, и трудно совместить
Комфорт душевный и комфорт телесный.
Я выбираю то, с чем лучше жить,
То, без чего мне в мире будет тесно.


QUOD EST VERITAS ?

Что есть истина?
(Иоан.18.38)

В чем истина? - спросил Христа Пилат.
Узнать ответ я тоже был бы рад.
Но кто его мне поднесет на блюде?
И могут ли его постигнуть люди?

Вопрос не прост. Не проще и ответ.
Его и сам ищу я много лет.
Копаюсь в книгах, слушаю людей,
Но к цели не приблизился своей.

Ищу вовне, ищу внутри себя,
Ищу и ненавидя, и любя.
Порою кажется, что нет того ответа,
А иногда, что вот он рядом где-то.

Когда, бывает, сил не достает,
Мне вера эти силы придает.
Но, если не по мне задача та,
Тогда спрошу у самого Христа.


TANTUM RELIGIO POTUIT SUADERE MALORUM

Сколько бедствий было из-за религии
(Лукреций "О природе вещей")

Монах из секты Сенрике всю ночь
Со мною вел душевную беседу.
Что врать, я был поспать тогда не прочь,
Но говорил, что понял и приеду.

Раз как-то мусульманин средних лет
Мне раскрывал премудрости Ислама.
Я согласился - мудро, спору нет -
Хоть не был я согласен с ним ни грамма.

Мне христиане разных сект и школ
О преимуществах их вер твердили,
Но ни к одной из них я не пришел,
Ни в чем они меня не убедили.

Разубеждать и я их не начну.
Пусть лучше верят так по крайней мере.
Лишь жаль, что через зверства и войну
Идет их спор о Боге и о вере.


EST DEUS IN NOBIS

Бог в нас
(Овидий "Фасты")

Брамин из школы Вьясы на вопрос,
Не верит ли он в Бога, так ответил:
"Я сам есть Бог!".Он это произнес
С улыбкой, будто знает все на свете.

И так же, улыбаясь, объяснял,
Что как бы существо ни мало было,
Оно есть часть начала из начал -
Божественной материи и силы.

Так в пагоде индусской Челамбрум
Брамины сущность Бога понимают,
И свой секрет - детище многих дум
Они не многим людям открывают.

Но почему же, если Бог во всем,
Он сам себя нещадно убивает?
И почему волками мы живем,
Один другого вечно пожирая?


ET NE NOS INDUCAS IN TENTATIONEM

И не введи нас в искушение
(Матф. 6. 13 )

Как часто искушает нас лукавый!
Как трудно пред соблазном устоять!
И мы грешим налево и направо,
Грехов своих не в силах сосчитать.

То изменил, чужой женой увлекся,
То выпил лишнего, то лишнего поел,
А то поклялся, а потом отрекся,
То острым словом кой кого поддел.

И каждый раз потом себя ругаем,
И зарекаться не перестаем,
Но пред соблазном снова отступаем,
И снова жизнь беспутную ведем.

О, если б раньше знать, что не бесследны
Поступки наши, мысли и слова,
Что самый первый может стать последним,
И воздаянья длань всегда права!


Рецензии
бодрит...

Дания   30.05.2005 11:33     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.