Школа рифмы - 3
А почему, господа Каэспусовцы заглянуло к вам «ВЕЧНОЕ и, конечно, доброе»? Вот лаконичный анализ цикла. Еще одна лекция. (и почему бы не прочесть ее в Сорбонне, Гарварде или Кембридже? Менеджеры просыпайтесь. Еще год и вы опоздаете) из «Школы рифмы и поэзии Валерия Винарского».
ЦИКЛ - ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ
Вчерашние потери
Сегодня у тебя хандра и немочь.
Грустишь ты об утраченной – о ней.
Вчерашние потери – это мелочь.
Вот завтрашние будут покрупней.
***
НЕмОЧЬ – МЕлОЧЬ – в ударных слогах рифмы чередуются М и Н – носовые согласные, часто применяемый мною прием.
2 последние строчки – афоризм, исключающий беспочвенный оптимизм, присущий только дебилам.
Скажу я вам – где оптимизм набрать –
в уменьи самому себе соврать.
***
В каждом стихе – афоризм и при том не чужой, а собственный.
Будущее и прошлое
Отправляясь в будущего дали,
под ноги внимательней гляди.
Будущее нас предупреждает –
прошлое, быть может - впереди.
***
1-я и 3-я – «ДАли – преждупрежДАет» – ассонас.
2-я и 4-я – «ГляДИ – впереДИ» – консонанс.
Такое чередование «ассонанс – консонанс» логично. Окончание формы лучше консонансное.
2 последние строчки – афоризм.
Погадай
Погадай мне, погадай.
Пробеги-ка по годам
и, меня опередив,
расскажи, что впереди.
Если там моя удача,
возвращайся что есть мочи.
Если там мое несчастье,
никогда не возвращайся.
***
«ПОГаДАй – ПО ГоДАм» - составная рифма (одно из главных средств моего арсенала).
«Опередив – впереди» - дефектная рифма – однокоренная. Но у кого не бывает просчетов?
«удАЧа – мОЧи» - рифма «перевертыш» (почти).
Колдуны
Колдуны, пророки, нострадальцы.
Стыдно в вашу сторону смотреть.
Если б знать о том, что будет дальше,
нужно было б сразу умереть.
***
3-я и 4-я строчки афоризм.
Не жду добра
Не жду добра, а опасаюсь
сегодня завтрашнего дня.
Сегодня прошлое спасает
от настоящего меня.
***
«оПАСАюСь – сПАСАет» - глагольная рифма, что неважно, но формы глаголов разные, но рифма длинная – значит хорошо.
«Прошлое спасает от настоящего» - поэзия – воспоминания говорят – а счастье временами ведь было, так чего еще требовать от судьбы.
В будушее заглянуть
Немало дней сегодняшних могли бы мы отдать,
чтоб в будущее заглянуть.
До будущего в юности – рукой подать,
а в старости – лишь ноги протянуть.
***
Дефект катрена – две глагольные рифмы – нейтрализуется иронией афоризма 2-х последних строчек.
Выдумки
Откладываешь дело в долгий ящик,
потом за упорхнувший хвост лови деньки.
Ведь настояще только настоящее,
а прошлое с грядущим – это выдумки.
***
«лоВИ ДеНьКИ – ВЫДуМКИ» - составная рифма со сменой в ней носовых согласным «Н» и «М».
«яЩИк – настоЯЩее» - стоящая внимания ассонансная рифма.
Превращение
Я не сделал ничего хорошего.
Одолели не хандра, так лень.
Превращеньем будущего в прошлое
занят был сегодняшний мой день.
Ждет меня за это превращение
гибель – неотвратное отмщение.
***
3-я и 4-я строчка – афоризм (иронический).
«лень – день» - это умеют все и компьютер в том числе. Нечем хвастаться, но если рядом – такой афоризм ..
Вчера и завтра
За день сегодняшний мне страшно -
он завтра станет днем вчерашним.
Спешу, пока закату тлеть,
лицо его запечатлеть.
А что сулит мне день грядущий?
Он промелькнет, как предыдущий.
Пейзаж, что красками цветет,
в нем ветер со стола сметет.
***
«ТЛЕТЬ – запечаТЛЕТЬ» - такая глагольная рифма, которую имеет смысл считать достоинством стиха. В остальном – никаких технических новинок, за исключением того, что эти восемь строчек – Поэзия.
О будущем
О будущем, мечтателями будучи,
мечтаем мы и думаем все чаще.
Никто из нас ни разу не был в будущем,
ведь все мы были только в настоящем.
***
«Будучи – будущем» - нечем хвастаться – это однокорневой дефект, но ради афоризма 3-й и 4-й строчек этот дефект можно стерпеть.
О будущем
О будущем, туманно безответном,
могу сказать уверенно одно –
что у меня оно не будет светлым,
что в нем лишь беспросветно да темно.
***
В полностью лишенном технических достоинств катрене хороша только жестокая правда, лишающая человека беспочвенного оптимизма. Не привыкли к поэтизации пессимизма отсутствию жизнеутверждения люди, прожившие жизнь в «жизнеутверждающем» социалистическом обществе. Но оно ведь было до мозга костей прогнившим. А если кто-то, все же, отвергает такую философию, вспомним Бодлера с его «Цветами зла», поэтизацией жестокости, насилия, мерзости человеческой.
Такая философия не лишила его произведения наличия в них госпожи Высокой Поэзии.
К светлому грядущему
К светлому грядущему идущие,
думаем, борясь с извечным злом –
где-то впереди у нас Грядущее,
а оно – с дубиной за углом.
***
Стих, если он является участником цикла, не живет самостоятельно. Его «коллективная» жизнь украшается родством с окружающими его стихами, с единой идеологией цикла. Предыдущий катрен – еще одно «веселенькое» предупреждение человеку, строящему розовые планы на будущее, вместо того, чтобы жить сегодняшним днем.
Планы
В душе твоей горит такое пламя!
Задуть его не в силах даже смерть.
На голову, в которой столько планов
кирпич готов упасть в любой момент.
***
В усиление предыдущих стихов, укрепление в теме, еще один «веселенький» и ИРОНИЧНЫЙ катрен.
ИРОНИЯ – Прекрасная госпожа, которая отсутствовала в творчестве стольких великих поэтов. Цветаева, Ахматова, Есенин, Блок, упомянутый Бодлер и несть им числа – авторы, у которых это чувство полностью ампутировано.
Вспоминаю с теплом Роберта Бернса, стихи которого насквозь пронизаны светом этого чувства.
Уметь сохранять идею и придерживаться ее в единой системе образности не только внутри одного стиха, но и внутри цикла – одно из достоинств поэта.
Потратили все прошлое
Потратили все прошлое
на то, чтоб стать хорошими.
Секунду лишь потратим мы
на то, чтоб стать отвратными.
***
«пОТРАТим МЫ – оТврАТныМИ» - этой составной рифме имеет смысл порадоваться.
Все четыре строчки – лаконичный афоризм.
У вас, господа Каэспусовцы, за секунду не получится стать отвратными, потому что вы не потратили свою жизнь на то, чтобы стать хорошими. Так что этот катрен – не про вас.
Кумир
Всеобщим скоро стану я кумиром.
Но жизнь прошла, короткая как миг.
Когда я обрету все блага мира,
никто не примет их из рук моих.
***
Поэтическая горечь последних двух строчек оправдывает отсутствие в стихе технических находок.
Грядущий день
Грядущий день! Как мил мне он,
ко мне придет, как в школу дети.
Я буду стоить миллион.
Но без зубов и на диете.
***
А здесь не только очаровательная ИРОНИЯ «ОПТИМИЗМА» пронизывающего цикл, но и две не менее очаровательные рифмы.
«МИЛлиОН – МИЛ мне ОН» Тройная составная рифма. Ниже – пример такой же ТРОЙНОЙ СОСТАВНОЙ, но усиленный тем, что в катрене присутствуют ДВЕ таких рифмы. Впечатление от них не суммируется, а умножается.
За віщо вас Господь НАГОРоДИВ
небесною красою, НЕЗеМНОЮ.
Та сумно я дивлюсь НА ГОРи ДИВ,
бо з кимость вони поруч. НЕ Зи МНОЮ.
***
Наличие двух таких рифм в катрене – єто ультра-си, которое не в состоянии не позазить подсознание читателя, не понявшего почему ему так понравился катрен.
А “ДЕТИ – ДиЕТЕ” – такая рифма – подарок судьбы.
Читатель, прочитывая стихи, в большинстве случаев не понимает, не в состоянии осознать, почему один катрен ему нравится, а другой его оставляет равнодушным. Если есть в катрене НОВИЗНА – это главный повод и понравиться и запомниться.
Предвидеть
Налево ли отправимся, направо –
в грядущем ничего нам не исправить.
Предвидеть что-то, что-то предсказать -
кого-нибудь обидеть, наказать.
Чем будущее радовать нас может?
Оно года и немощи умножит.
Кто глуп и кто умнее, чем Сократ,
не будет перспективе этой рад.
Мы в настоящем словно в оболочке.
В грядущее спешить без проволочки,
за оболочку вырвать суметь
возможно .. чтоб свою увидеть смерть.
Там наш двойник все беды подытожил,
за нас в грядущем наши годы прожил.
Там, как и здесь, небес голубизна,
но на земле обходятся без нас.
Все то, чего сегодня мы боимся,
в грядущем, несомненно, состоится.
Нам кажется, что смотрим мы кино.
На деле же мы умерли давно.
***
Этот стих – еще одно подтверждение соблюдения выбранной главенствующей интонации цикла.
Чем будущее радовать нас может?
Оно года и немощи умножит.
***
Это еще один, родственный первому, безапеляционный афоризм. Два таких подряд не суммируют впечатление от них, а умножают его.
«ГолуБиЗНА – БеЗ НАс» - это то, что я не единожды вам здесь продемонстрировал – составная рифма. 3-я и 4-я строки первого катрена – безапелляционный афоризм.
Я звено
Я звено между прошлым и будущим.
Сознаю как непрочно оно
меж двух пропастей, страстно вербующих
покатиться, порвавшись, на дно.
Что же все-таки настоящее?
Настоящее – это ж рать
допотопных голодных ящеров,
что желают меня сожрать.
На грядущее с одобрение
Я взираю сквозь тьму веков.
Я же стану в нем удобрением
злаков или же сорняков.
Будет все равно после драки мне –
на земле сорняки ли, злаки ли.
***
Чему порадуемся? Уплотнению атмосферы безысходности цикла.
Рифмам – «оДОБРЕНИЕ – уДОБРЕНИЕ», «настоЯЩЕе – ЯЩЕров»
«дрАКИ мне – злАКИ ли». Сонетной форме.
Свидетельство о публикации №105021000041