Белое на белом

- Зачем ты себя рисовала
На белом хитоне, снежинка?
Зачем повторяла рисунок?
Ты думала - будут узоры,
Но ты незаметна на белом.
И носят хитоны под солнцем -
Могла ты бесследно растаять.

- О брат мой, художник по тканям,
Надеялась я поделиться
С хитоном своею прохладой,
Чтоб он не страдал, опалённый.

- Одумайся, белая точка,
Снежинки не носят хитонов.
Тобою дарённую влагу
Он принял за капельки пота.

Снежинка, к лицу тебе свитер
С рисунком мороза и ветра.
Ты будешь сиять королевой
На чёрной узорчатой пряже.

- О брат мой, художник по тканям,
На чёрном мой цвет безупречен,
Но чёрное мне не по вкусу,
И свитер не греет мне сердца.
Кто белое видел на белом,
Тот мог бы уже догадаться -
Любовь не подруга расчёту.
Рисуй меня вновь на хитоне,
И пусть он меня не заметит,
И пусть я растаю на солнце,
Но ты будешь знать, мой художник,
Что лучше, чем белое с белым
Под кистью цвета не венчались,
По белому белым рисуй.


Рецензии
Спасибо за стихи Мария. Ваш символизм мне очень близок. Близок настолько, что читая Ваше стихотворение радуюсь и переживаю вместе с Вами. Трудно даже дать ему какую-то мало-мальски адекватную оценку. Кажется, что это стихотворение вообще существуют вне оценочных категорий.
Вы настолько убелили своими стихами мою душу, что разуму пока остается только ретироваться в свой сумрачный мир расчета.
Вообще, белым по белому это настоящая тайнопись. Тайнопись сокровенных чувств, секрет генетического кода души. Секрет слияния двух душ в одну. Здесь же, в этих стихах заключена прежде всего Ваша тайна, о которой нам, читателям остается только догадываться. Правда, лет двенадцать назад я в своем стихотворении «ЖРИЦА» тоже немного попользовался этим удивительным образом.
Мне кажется, что собранные воедино и выстроенные Вами в определенном порядке слова, как раз и составляют код Вашей души. Закодированные в значки и компьютерные программы они стали украшением виртуального хитона СтихиРы.
Только вот:
Тобою дарённую влагу
Он принял за капельки пота.
Но, видимо такова суть «рисования». Тем более, если это касается росписи ткани для классического облачения самой великой из великих танцовщиц – любви. Продолжая аналогию, можно сказать, что ее танец объединяет тело человека и ткань его одежд. Причем, какой из этих двух образов представляет романтическое начало, а какой реальное, земное, можно долго обсуждать и спорить. Поэтому объединяет любовь душу с телом или, в итоге, разъединяет – так и остается тайной. Ответ настолько чист, что на белом вопросительном фоне не виден при ослепительном белом свете бытия.
В общем, Ваше упоминание о художнике и «венчании» белого с белым, у меня, как у человека имеющего отношение не только к поэзии, но и к живописи, вызывает массу философских образов. Впрочем, рассуждения на эту тему будут уже совсем излишними.

Все, что я высказал выше, это от сердца. Выраженные мною чувства продиктованы всем содержанием Вашего стихотворения. Но мы не были бы людьми, если бы не обладали разумом. И поэтому я все-таки позволю себе несколько замечаний.
В том же фигурном катании артистизм и техника исполнения оцениваются отдельно. Простите уж мне это сравнение, но в этом есть свой смысл. А вот, например, бумагу в типографиях отличают по ряду параметров. В их число входит и белизна. Все это я говорю к тому, что словесная ткань тоже требует определенной логики переплетения и достаточно прочной связи между смысловыми нитями. Особенно если одна из этих нитей красная. Имеется в виду нить, выстраивающая (простите за прозу) «взаимоотношения» хитона и снежинки. Итак:

На белом хитоне, снежинка?

И носят хитоны под солнцем –

Надеялась я поделиться
С хитоном своею прохладой,

Снежинки не носят хитонов.

Здесь, по-моему, или не все в порядке с управлением. Или та же небрежность, вызванная творческой увлеченностью, что и в:
Мгла ты бесследно растаять.
или
Тобою дарённую влагу

Красивый человек, а Вы, Мария несомненно им являетесь, никогда не позволит себе выглядеть небрежно. Наличие вкуса исключает неточности и двусмысленности, когда «из под пятницы торчит суббота», а на черный фрак нашиты белые пуговицы. Разумеется, я допускаю обдуманную нарочитую небрежность клоунады. Но здесь, как мне кажется, совсем не тот случай. Так что Вы уж постарайтесь Машенька устранить эти оплошности.
Впрочем, независимо от этих технических проблем, я еще раз готов подписаться под своими словами восхищения, которые я высказал в отношении Вашего замечательного стихотворения в начале своего отзыва.
Поздравляю с неминуемым приходом весны.
Желаю хорошего настроения и … немного отдохнуть от белых красок. Так ведь можно и ослепнуть Машенька.
С уважением.

Volodya.J   07.03.2005 18:18     Заявить о нарушении
Извините, что вклиниваюсь. Могу только присоединиться к Вашей положительной оценке. Однако Ваша "ложка дегтя" вызывает, по меньшей мере, недоумение (во всяком случае у меня). Я не вижу никаких ошибок здесь. Может только "Снежинки не носят хитонов." показаться странноватым. Но с грамматикой все верно. А "дарённый", не "дарёный" же. Ощущаете разницу? Не всем дано, конечно, постичь поэтические тонкости. Помните, у Бальмонта:
"Хочется рифм, и созвучий неверных, ошибкой богатых,
Взлётов и скатов, чтоб лился и бился весь брызжущий стих."

А расхожее сравнение поэзии с фигурным катанием, на мой взгляд, просто возмутительно. Не устаю повторять - поэзия не спорт. Но вам, "панове спортсмэны", понять этого, кажется, не дано.

С уважением

Виталий Демьянов   11.03.2005 21:40   Заявить о нарушении
Спасибо, Володя, за добрые слова и
относительное понимание текста. Вы
просто целую статью написали, не
поленились, спасибо еще раз.
Что касается Ваших замечаний, то
отвечу так:
Вы когда-нибудь смотрели картины
художников-сюрреалистов? Вы же не
удивлялись, видя все не так, как в
реальной действительности. Важно
то, что хотел сказать художник.
Возвращаясь к снежинке и хитону.
Она не только на хитоне, она и в
нем и вообще им становится. Ведь
она его любит.
Нельзя подходить с мерками одного
"жанра" к другому.

А в общем,спасибо Вам. Мне было
очень приятно что Вы столь
внимательно прочли мое
стихотворение.

С уважением и благодарностью

Мария Манакова   12.03.2005 20:09   Заявить о нарушении
Спасибо за терпимое отношение к моим действительно не совсем корректным сравнениям. Дело в том, что это второй вариант моей рецензии на очень понравившееся Ваше стихотворение. Первый был гораздо искреннее и экспрессивнее.
Но поскольку писал я его на работе, не на своем компьютере. Как это обычно бывает, в самом конце комп. завис и текст, в итоге, пропал. Было очень обидно. Я пытался что-то восстановить. Но получилось то, что получилось. Простите...
С уважением

Volodya.J   15.03.2005 13:37   Заявить о нарушении
Уважаемый Владимир!
Я не только не обижаюсь, но и весьма признательна Вам за
достаточно детальный анализ моего стихотворения. Хочу добавить,что в строке "мгла ты бесследно растаять"
произошла опечатка, следует читать "могла ты бесследно растаять". Приношу извинения. Каждый имеет право на собственный взгляд на стихотворение, его форму,
содержание и "техническое исполнение", и если взгляд на "техничность" может быть достаточно объективным, то содержание и форма, и то, что заключено между содержанием и формой, то есть духовный мир автора, оценивается,
как правило, субъективно. И тем более мне приятно, что Вы смогли прочувствовать суть слияния "белого с белым", которую мне, плохо или хорошо, удалось донести до
некоторых читателей.
Желаю Вашему комп. долгой и бесперебойной работы.

Спасибо. С уважением

Мария Манакова   16.03.2005 22:32   Заявить о нарушении