Сестра милосердия
Уже десятый класс окончен -
Улыбки, танцы и цветы...
Счастливой ты была под солнцем,
Пока не сбывшейся мечты.
Твой взгляд всегда стремился в небо.
Он любопытен был и строг.
И небо звёздами горело,
Их неизвестно кто зажёг.
Мечтательно всегда смотрела
На звёзды, жёлтую луну,
Как-будто очень знать хотела,
Свою любовь, свою судьбу.
Светлело небо, звёзды блекли,
Вокруг покой и тишина...
Вдруг засверкало, загремело-
Нежданно к нам пришла война.
Твои глаза серьёзней стали
И проступила бледность щёк.
Шинель надела цвета стали,
И автомат через плечо.
Ходила в бой со всеми вместе.
Сестрой была всегда бойцам -
Спасала их от верной смерти,
Назло спасала всем смертям.
Боец страдал от ран жестоких
В бреду на помощь маму звал
Тепло души и чувств глубоких,
Всегда сполна он получал.
Была ты матерью и другом,
Подругой нежной и врачом.
Была врагом ты всем недугам,
В тылу надёжном, под огнём.
Была звездой ты путеводной,
Во мраке ужаса войны.
Осталась милой, благородной,
Какой всегда являлась ты.
Была краса - не увядала,
Мечта в душе вела всех в бой.
Хоть небо и тревожным стало,
Светились звёзды над тобой.
Ты претерпела страх и муки
И мир настал, любовь пришла.
И дети выросли и внуки-
Мечту заветную нашла.
А звёзды также всё мерцают
И льётся бледный свет луны.
Подруги боевые вспоминают,
Всех тех, кто не пришёл с войны.
Свидетельство о публикации №105013101024
Поэзия и песенное творчество времен Великой отечественной войны (1941-1945) знает немало стихов о медсестрах и санитарках. Михаил Басс взялся пополнить эту сокровищницу, понимая в какую тяжелую повозку впрягся по своей воле. Ясно, что стихотворение о фронтовой медсестре, посвященное 60-летию Победы над фашизмом, должно быть написано не хуже напечатанных прежде. Именно этого ожидал и я, приступая к чтению. Но стихотворение, по-моему надо дорабртать.
Образ героини не вполне ясен. Десятиклассница, которой в средней советской школе не объяснили, «кто зажигает звёзды», ночами постоянно смотрела в небо то серьёзно и строго, то с любопытством, и в одну из таких ночей «Вдруг засверкало, загремело- Нежданно к нам пришла война». Нельзя, конечно, в лирическом стихотворении требовать от вчерашней школьницы Поступков, но и предположение автора, будто, глядя в небо, она «...узнать хотела свою любовь, свою судьбу» представляется странным.
Далее следует неловко сложенное четверостишие о том, как она посерьёзнела, побледнела, надела шинель и получила винтовку: «Серьёзны очи твои стали И бледным было всё лицо. Шинель одела без печали, Взяла винтовку на плечо». У меня, как у читателя, строфа вызвала ряд замечаний: 1.В первой строке из-за слова «твои», оказавшегося не на месте, исказился ритм, заданный самим автором. 2.Во второй строке лишнее слово «всё» явно тяготеет к мещанскому романсу. 3.К третьей строке сразу два замечания: по правилам русского литературного языка «одевают» кого-то, а «надевают» что-то. Поэтому она «шинель надела», а если бы провожала ребенка в детсад, то одела бы его . И ещё – почему «без печали», а не без страха, опаски и т.п.? Да и рифма неполная, хотя можно найти и полную в данном случае, а также чуть лучше отредактировать всю строфу, например:.
«Твои глаза серьёзней стали и проступила бледность щёк . Шинель надела цвета стали и автомат через плечо».
К шестой строфе замечаний меньше. Слово «всегда» ( во фразе «Сестрой была всегда бойцам») избыточно, ибо она им была как родная сестра, а таковой не бывают иногда, но становятся навсегда. Возможен, по-моему, вариант : Сама боец – сестра бойцам. В то же время строка «Назло спасала всем смертям» здесь вовсе не равна в контексте задуманной фразе «Спасала всем смертям назло», потому что акцентировано слово «назло», а в непосредственной близости к предыдущей фразе это вызывает хоть мимолётные, но отрицетельные ассоциации.
В седьмой строфе нежелательные ассоциации вызывает безобидное сочетание слов «мать свою», на котором я, как читатель, поперхнулся. Думаю, что исправить строку можно, удалив ассоциативные установки за счет смягчения слова «мать»: На помощь маму звал свою. Но этим не поправить авторскуь плохую рифму «свою – ем» .
Не спасают положения оставшиеся без комментариев две заключительные строфы, написанные, на мой взгляд, вяловато. Впечатление портит канелляризм «являлась» в строке «Какой всегда являлась ты». Возможная ссылка на пушкинскую строчку «передо мной явилась ты» не состоятельна, потому что классик обозначил этим словом внезапное появление, а в рассматриваемом произведении оно означает «была», «пребывала», что не одно и то же.
Стирхотворение отнюдь не безнадежно, но над ним следовало бы много, тщательно и изобретательно поработать.
.
Евгений Девиков 16.02.2005 19:02 Заявить о нарушении
Михаил Басс 30.08.2017 17:44 Заявить о нарушении