Школа рифмы - 2
В разделе «СОСТАВНАЯ» рифма еще раз о «ГЛАГОЛЬНОЙ» –
В сердце каждого ты поБЫВАЛА.
Иногда безответной БЫВАЛА.
Иногда наповал УБИВАЛА,
чтоб поэзии не УБЫВАЛО.
***
Схема катрена - «6а-6а-7а-7а». Цифры – количество рифмующихся звуков. Полагаю, особого смысла нет доказывать, что найти и объединить четыре такие глагольные рифмы – это интересно. Дальше – о «СОСТАВНЫХ» –
Любовь и Смерть – такие ДАМЫ –
от них не прячемся куДА МЫ –
везде найдут, хоть круть, хоть верть,
две хищницы – Любовь и Смерть. *)
***
*) Сравнение-образ.
Интересен рядом с этим катреном его перевод, который нескромно намекает, что украинский язык музыкальней русского –
Любов та Смерть – такі панянки –
ховайся з вечора до ранку –
все перевернуть шкереберть,
та знайдуть вас – Любов, чи Смерть.
***
Потерянный в переводе эпитет – “хищницы” (роль эпитета в данном случае выполняет существительное) сохраняет и усиливает активное глагольное действие - “все перевернуть шкереберть”.
Следующий пример “СЛОЖНО-СОСТАВНАЯ” рифма =
Во сне, наяву в БРЕДУ о НИХ
любой сочиненный стих.
Волшебных, нами ПРИДУманНЫХ –
да не было с нами таких.
***
Перевидал я в жизни дураков
Любивших своих собственных врагов,
Добра к себе не помнящих, не видящих.
Тех, кто их любит, крепко ненавидящих.
Любить врагов – ну, это, вроДЕ, БЫЛо.
Кто ненавидит любящих? – ДЕБИЛы.
Не вы ли чуда этого свиДЕТеЛИ
И эти дураки – не ваши ДЕТи ЛИ?
***
Когда, на протяжении одного катрена, встречаются две такие редкостные рифмы – это (наденюсь на отсутствие возражений) – прием “ультра-си”.
Один из моих приемов-жанров – парная поэзия – Пара стихов, усиливающих своей родственностью впечатление друг от друга. А когда в таких стихах родственны не только темы, но и приемы, еще раз повторяю, – результат – не сумма впечатлений , а их произведение.
В защите, что чрезмерна, РИСК есть –
в меч превратиться может щит. *)
И даже в чувстве матеРИнСКом
возможность есть – переборщить.
И вы тогда – свидетель ЧУДА,
где скажет тот, в ком ваша кровь –
Отец и мать, я вам плаЧУ, ДА...
но ненавистью за любовь.
***
*) Зрительно-смысловой ОБРАЗ
Ну, почему бы такую пару стихотворений не выдвинуть на соискание ...
Ведь такого НИКОГДА, ни у каких Шекспиров, не было, чтобы и тема, и форма (ОКТАВА), и приемы двух стихов были настолько родственны.
Демонстрирую следующую пару с таким же родством.
Если ты остАЛся один, *)
не печАЛься – все впереди.
Если не один ты, а НОЛЬ,
не пойти тебе бы на дНО ЛЬ.
***
*) “АЛ” – “ВНУТРЕННЯЯ” рифма – самое тайное и изощренное оружие поэзии.
В одном катрене “внутренняя” и “составная” – “ультра-си”.
Что знанье языка? ОНО ЧЕСТЬ Вам. *)
С ним слово божье со-е-ди-не-но.
Два “эН” должно быть в слове ОдиНО ЧЕСТВо:
Два корня в нем слились – один и ночь. *)
***
*) Здесь не СОСТАВНАЯ, а СЛОЖНО СОСТАВНАЯ (не из двух, а из трех слов состоящая) рифма.
**) Смысловой ОБРАЗ.
Хвалю себя и так и сяк
и как УМЕЮ, славлю.
Признавшись всем, что я дурак,
в УМЕ Я не прибавлю.
***
Советую разумным организациям и предыдущую пару выдвинуть ... но, уверен, не буду таковыми услышан.
Свидетельство о публикации №105013000015