Школа рифмы - 1
Публикую ее вовсе не для того, чтобы научить своих коллег делать то, что сам умею.
Куда денутся мои стихи на фоне грядущей конкуренции, если мне удастся кого-либо с помощью этой школы обучить своим навыкам.
Думаю – этому научиться нельзя. Это – как абсолютный слух, который не вырабатывается
с опытом, а дается с рождением. (Но без опыта здесь не обойтись).
Да, конечно я стал и развратен
и тем лучше мне, чем моложе.
Но уверен – не буду отвратен
той, что сдуру себя мне предложит.
Словно паводок, душу затопит
ее тихий березовый лепет.
Да, конечно, мне нравится ОПЫТ.
Только если не опыт, а ТРЕПЕТ .. *)
*) Прием называется «ФИГУРА УМОЛЧАНИЯ».
*) 5-я и 6-я строчки – прием «ОБРАЗ» - (расширенное СРАВНЕНИЕ). Может быть зрительный, слуховой, смысловой. В данном случае – зрительно-слухово-смысловой.
Отличие моего арсенала от такого оружия, как абсолютный слух, в том, что слух - не такое уж редкое явление. Мои качества можно было приобрести только в результате –
Твердишь ты, что дан мне дар божий?
Подольше о нем ГОвоРИ.
Но знай, что он был расположен
на самой вершине ГОРЫ.
***
«ГОРЫ – ГОвоРИ» – абсолютно консонансная рифма с «вставленным» слогом.
Кроме 50-летнего опыта сочинения стихов и 15-летнего опыта их продажи (с 1991 г. книга «ИЗМЕНА») мой арсенал вручило мне наличие сочетаняе равных поэтических и композиторских качеств. О такой сумме качеств или я не слышал, и поэтому не знаю, или его не было.
Если к ним присовокупить мою память, вполне вероятно такого больше никогда не случится. (Ах, как разозлятся некоторые читатели. Скольким «стихирянам» этим заявлением я отрезал путь к следующим страницам моей ШКОЛЫ. Не верю в многолюдие на ее страницах). Но что мне толку от слабых? О них –
Радости мне нету от общения.
Кислыми встречают меня минами.
Кто потерпит рядом с собой гения –
это унизительно, как минимум.
***
Обращаю Ваше внимание на рифму - «МИНАМИ – МИНИМУМ». Такие на дороге не валяются. Компьютером их не вычислишь, из компьютера не почерпнешь.
Известные барды, известные рокмузыканты – если речь идет о их композиторских качествах – профаны (как бы вы, мои драгоценные чяитатели, их не обожали) в сравнеиии с профессиональными композиторами (одним из которых, и, конечно же, не самым лучшим, являюсь я. Мой ранг – Фрэнсис Лэй, Мариконэ, т.п.).
Возникшие в Вас, читатель, или сомнения в моей самооценке, или возмущение моей нескромностью развеет Ваш визит в мой сайт www.valervinar.narod.ru , если, конечно, Вы не пожалеете 20-ти минут траффика на «скачивание» с «тормозного» «narod»а пары моих инструментальных пьес.
Надеюсь, Лей и Марконэ, как композиторы, на вашем фронте могут поспорить с любимыми вами Окуджавой, Устиновым, Щербаковым, Луферовым, Дольским (я называю самых музыкальных русских бардов). С Гребенщиковым, Макаревичем, Цоем, Шевчуком, Тальковым (Называю самых музыкальных русских рокеров).
Цель моей публикации иная. Объяснить – чем на подсознательном уровне, какими механизмами, мои стихи завоевывают себе не только читателей, но и покупателей (63000 продаж из собственных рук), что весьма различно.
Цель моя - продемонстрировать арсенал поэтических приемов, которыми оснащена только моя крепость. Первоисточники этого арсенала (не я его изобрел, но только я в таком количестве приемов сконцентрировал) – Маяковский, Кирсанов, Асеев, Есенин, Пастернак, Евтушенко. Очень многое из того, что умею я, умел Высоцкий (ученик Галича).
Сейчас многое из него умеет никем из вас не замеченный в особых талантах Владимир Асмолов. Приглядитесь к нему (если случится) – может, полюбите так, как люблю его я.
Пусть не ДеЛОНЫ, не СталЛОНЭ, *)
но для себя мы – этаЛОНЫ.
И больше всех нас ПОРАЖАЮТ.
те, что во всем нам ПОдРАЖАЮТ. **)
***
*) Две одинаковые рифмы в одной строчке идентифицируйте, как «ВНУТРЕННЮЮ» рифму.
*) Общепринятое мнение об ущербности «глагольной» рифмы возмутительно ошибочно, если глаголы рифмуются очень длинным рядом звуков. Такие глаголы редки. И потому эта рифма не менее ценна, чем другая, достойная внимания.
Еще об этом катрене – здесь четыре «абсолютно консонансные» рифмы. Схема его –
«а-а-б-б».
Если бы стихотворение было бы длиннее, чем один катрен, и сохранило бы довольное редкую схему – «а-а-б-б» (обычная – перекрестная «а-б-а-б») с абсолютной консонансностью на протяжении нескольких катренов, то впечатление от такого стиха многократно бы усилилось.
Примеры абсолютно точного соответствия схемы первого катрена в последующих
будет не раз приведено в этой ШКОЛЕ.
Наличие такого соответствия на протяжении длинного произведения говорит о его жесткой внутренней рифмо-ритмической организации.
Меня часто мои покупатели спрашивают – КАК ВЫ МОЖЕТЕ ПОМНИТЬ СТОЛЬКО информации? (Когда я играю с ними в свою игру «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» В следующей публикации я ее опишу).
Отвечаю - МНОГО БЕССИСТЕМНОЙ, НЕОРГАНИЗОВАННОЙ, НЕЗАКОНОМЕРНОЙ ЧУШИ НЕ ЗАПОМНИШЬ. Не верю в нобелевских лауреатов, которые читают свои стихи по бумажке. Все таковые – шарлатаны (как и жюри организаций, которые их награждают). А в результате, проходят прохожие мимо выставленных на продажу стихов
… и тоскливо произносят - А-а-а – это сти-хи-и-и.
Будто, если в книге проза, значит хороша.
а стихи – так это просто на ушах лапша.
Не от вас ли всех уходит в горы Алитет? ***)
От ментов он происходит – ваш менталитет.
Это подлые поэты виноваты в том,
что никто занятье это не зовет трудом…
***
***) Сочинен стих тогда, естественно, когда все читали книгу «Алитет уходит в горы» - 35 лет назад. Я первый так про ментов скаламбурил.
Вернемся к нашим Делонам. Три таких приема из поэтического арсенала в одном катрене дают впечатление не суммы, не произведения, а куба.
РАЗДЕЛ – (основное мое оружие) – «СОСТАВНАЯ» рифма. ПРИМЕРЫ (несть им числа)
Мужчин таких на каждом на уГЛУ ПуСТЬ
назвал бы глупым каждый идиот.
Ты – женщина! Тебя не портит глупость.
НаоборОТ. Она тебе идЁТ. *) **)
***
*) ОТ – «внутренняя» рифма ЁТ.
**) ИДЁТ и ИДИОТ – «ПОЧТИ ОМОНИМ».
Про мудрость зря толкуем мы сВОЮ иМ –
Мудрее нас намного наши ФЕИ.
Мужчины, мы за то всю жизнь ВОЮеМ,
чтоб доставались женщинам троФЕИ.
***
ФЕИ – троФЕИ – абсолютно консонансная рифма. Притагательность таковой (как и любой другой) – длина рифмы. Чем длинней, естественно, тем ценнее (потому что реже встречается. Это – как редкий минерал, марка и т.д.). В данном случае это три звука, что больше обычного на один.
Поэты или БОМЖИ –
Все об одном и ТОМ ЖЕ:
- Куда пришли о, боЖЕ?
Уходим для чегО ЖЕ?
***
Ударение в слове бОмжи, так же правомерно, как и бомжИ, т.к. БОМЖ – это не русское слово, а аббревиатура – человек «Без Определенного Места Жительства».
В этом катрене слог «ЖЕ» аллитерированный (значит повторенный многократно, в данном случае три раза), повторяемый слог.
В пределах четырех строчек наличие двух мощных литературных приемов не суммирует, а умножает впечатление от них. (Все это происходит на подсознательном уровне. Никто, естественно, при чтении стихов, никогда не проводит такого анализа
не проводит.
До следующей страницы.
---------------------------------------------------------
Свидетельство о публикации №105012900624