Фантомы современной поэзии

Фантомы современной поэзии. Структуральный анализ дискурса некогезивных диктем.

Прежде всего, сделаем краткий обзор развития поэзии второй половины ХХ века. После взрыва интереса к поэзии в 60-годах начался постепенный, а затем более резкий, спад, который продолжался до 80-х. Затем опять начался подъем, но не читательского, а писательского (!) интереса. Стали писать все: от пионеров до пенсионеров, но поражал не диапазон, а массовость этого влечения. Открывались литкружки, литобъединения, стало возможным издание книг за свой счет, естественно без всякой художественной редактуры, а уж с распространением Интернета и появлением практически бесконтрольных поэтических сайтов волна сочинительства захлестнула множество способных и совершенно неспособных людей. Характерно, что народ в своей массе так и остался холоден к современной поэзии, и она превратилась в нечто похожее на огромный «междусобойчик».
Что же характерно для лучшей части современной поэзии, так называемой «фантомной» поэзии? Значение этого термина будет ясно ниже.
В конце 80-х годов наиболее сообразительным поэтам стало ясно, что писать так, чтобы привлечь читательское внимание, стало трудно. Темы изжеваны, способы отображения внутреннего и внешнего мира исчерпаны. Классический стих изживал себя. Тогда постепенно в стихосложении стало нарождаться течение, характерные признаки которого я буду анализировать, прежде всего, с лингвистической точки зрения.
Прежде всего, появилось стремление замаскировать модальность, причем модальность объективную, выражающую отношение высказывания к действительности, а модальности субъективной, соотносящей высказывание с говорящим субъектом, было отдано предпочтение. Описательные тексты стали преобладать над нарративными, оценка вообще исчезла. А главное, была устранена когезия между диктемами. Интеграция дискурса стала осуществляться не средствами когезии, а строиться, в основном, на ассоциативных отношениях. Получили распространение дистантные связи, соединяющие диктемы или даже гипердиктемы, отделенные друг от друга некоторыми отрезками текста. Одно время в моде были полудиктемы – предикативные комплексы с неличными формами глагола, синтаксические конструкции вторичной предикации.
У талантливых поэтов появились ритмикообразующие связи. Например, синтаксический параллелизм сочетался с лексическими повторами. Подробнее об этом будет сказано ниже.
Авторы стали широко использовать апозиопезис (умолчание – умышленная незавершенность высказывания) для большей выразительности в передаче психологического состояния. Анаколуф, нарушение грамматических норм связи слов, использовался как средство усиления экспрессии.
Технология сочинения стихов стала несколько отличаться от той, которая прежде называлась «вдохновением».
Автор вводит себя в трансоподобное состояние с помощью естественных (настройка на воспоминания о субъекте противоположного пола, поразившем воображение пейзаже и т.д.) или искусственных (большая доза кофеина, алкоголь, никотин) стимуляторов. Затем открывается мощный энергетический поток накопившихся к этому моменту слов, обрывков фраз, смутных видений, полуосознанных неоформившихся мыслей, текущий в напряженном едином эмоциональном русле. Все это лихорадочно записывается в хаотичном порядке, затем компонуется. После этого идет чистовая обработка. Используются приемы, указанные выше. Затем идет окончательная шлифовка: из текста убираются слова, проясняющие смысл написанного, при этом семантика оставшихся слов приобретает много вариантов, добавляются метафоры и выражения, делающие текст «красивым», необязательно сочетающиеся со смыслом произведения. Очень часто в ход идут чисто личные воспоминания, неизвестные никому из читателей. Например, если у вас в детстве был ночной горшок с отбитой эмалью, смело пишите следующую строку:
Весь день томлюсь таинственным влеченьем,
Эмаль отколотая будет облегченьем.
Читатель, как правило, будет заворожен красивой загадочностью этих строк.
И вот стих готов – чистый сгусток психической энергии, не имеющий никакой информативной ценности.
У талантливых поэтов получившееся сочинение цементируется как сверхфразовое эмоционально-образное единство (СФЭОЕ). Восприятие подобного произведения оставляет странное впечатление: не понимая смысла и не вникая в него, полностью чувствуешь эмоционально-психологическое состояние автора. Здесь поэзия уже отрекается от пушкинского: «глаголом жги сердца людей» и смыкается с сюрреалистическими полотнами, а в наиболее крайних формах - с чистой музыкой, становится фантомом.
Произведения, обладающие СФЭОЕ, становятся все более популярными, а, значит, они нужны людям. Быть может, это и есть новый путь в поэзии.
В заключение, хотелось бы дать одну рекомендацию. Сближение поэзии с музыкой придает большое значение введению новых современных ритмов. Нельзя сказать, что ранее поэты не искали новые ритмические возможности. От Блока (Улица, улица… /Тени беззвучно спешащих /Тело продать, /И забвенье купить, /И опять погрузиться /В сонное озеро города – зимнего холода…) до Томаса Элиота (Because I do not hope to turn again /Because I do not hope /Because I do not hope to turn /Desiring this man’s gift and that man’s scope…). Так что, ищите и обрящете.

Библиография
1. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки – М.:УРСС, 2002.
2. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс – Волгоград: Перемена, 2002
3. Солганик Г.Я. Стилистика текста – М.: Флинта:Наука, 2001
4. Chafe W. Discourse, Consciousness of Conscious Experience in Speaking and Writing – Chicago, 1990


Рецензии
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.