Поэма без героини или розы на снегу
20 января 2005г.)
ПОЭМА БЕЗ ГЕРОИНИ или РОЗЫ НА СНЕГУ
Мое наследство щедрое храня
Ты проживешь и долго, и достойно.
Все это будет так. Ты видишь, я спокойна,
Счастливой будь, но помни про меня.
А. Ахматова “ Завещание ” 1914 год
И неоплаканною тенью
Я буду здесь блуждать в ночи…
А. Ахматова 20 – е годы
Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор – к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово.
А. Ахматова 1945 год
19 января. Крещение. Тень великой поэтессы А. Ахматовой спускается на землю, чтобы увидеть наступившее новое тысячелетие.
Побывав в С - Петербурге, она появляется в пригороде Москвы.
Т Е Н Ь :
- Как давно не была я свободной.
А зимы все также холодны
И заснежено все кругом.
За пределами мирозданья
Все забылось.
Как выглядят здания,
Люди в городе милом моем?
Знаю точно, что я в России.
Где ж еще на земле так красиво,
Где ж еще столько куполов.
Дал мне Бог день один, на Крещение,
От грехов моих отпущение –
Посмотреть на смену веков.
Сорок лет уже пролетело
С той поры, как я жить расхотела,
Как бесшумно душа улетела,
Как с друзьями прощаясь, смотрела
Кто придет попрощаться со мной.
Сорок лет пронеслось, прокатилось,
Как усталое сердце разбилось,
Как врагам моим веселилось
И, как правилось им страной.
И летела я белою птицей
В Питер,
Ну а теперь в столицу.
До полуночи нужно успеть.
Что же сделать я здесь хотела?
Ах! Накидка заледенела.
Руки надо бы отогреть.
Тени тоже зимой замерзают
Я теперь это точно знаю,
С челки снежные хлопья сметаю,
По дороге иду босиком.
Столь причудливы здесь строения,
Что порой возникают сомнения
В том, что это действительно дом.
Это пригород – не столица.
А вон там кому-то не спится,
И в глазах кругами двоится
Яркий свет от больших окон.
Знаю точно, туда мне не надо.
Но вот вижу, еще ограда,
А за ней, в дымке зимнего сада
По тропинкам гуляет сон.
Мне, веселой, к чему ворота.
Чтобы не разбудить кого-то
Я, пожалуй, и так пройду.
Как, наверно, прекрасно весною
Здесь прогуливаться одною,
В этом средневековом саду.
Странно мысли мои заплутались,
Тела нет, а чувства остались,
И невидимые пальцы сжались
Оставляя невидимый след.
Я б еще прогулялась немного,
Но часы неотступно и строго
Предполуночный меряют бег.
Что же сделать я здесь хотела?
И зачем я сюда летела,
В этот трехсонноэтажный дом?
Как забывчива нынче память
Сто пятнадцать, чего лукавить.
Сто пятнадцать?! И в горле ком.
Люди спят все, вокруг темно,
Да фонарь над крыльцом… Нет, окно
На втором этаже тускло светит.
Притворюсь я морозным дымком,
Что в окошко проникнет тайком
И никто его не заметит.
***
Спальня. Вот куда взгляд мой проник.
Не погашен хрустальный ночник
Той рукой, что лежит на подушке.
Как неловко мне стало теперь,
Что я, словно непрошенный зверь
Забрела сюда с ветром минувшим.
Это женщина в спальне. Одна.
В тонкий шелк она облачена,
Грациозна, изящна, красива.
Кожа розового лепестка,
Волосы локоном у виска,
Тело царственно-горделиво.
Где мои “золотые года”,
Когда я отвечала: “Да”,
Или: “Нет”- говорила спесиво.
Продолжаю я свой допрос,
И опять задаю вопрос
Что же сделать я здесь хотела?
Эта женщина, спальня, дом,
Эта тяжесть на сердце моем
От которой немеет тело.
Как непрошенный гость хожу,
На себя в зеркала гляжу,
Только в них темноту нахожу
И уже темноты не пугаюсь.
Книги, вазы - все, как тогда
В те далекие наши года.
Мне б в Слепнево, обратно, туда…
Его нет?! Да, давно… Задыхаюсь!
До полуночи тридцать минут,
Неужели они пройдут
Понапрасну, без смысла, без дела.
Это что в темноте? Рояль!
Боже! Было бы очень жаль
Если б я его не разглядела.
Этот черный красавец стоит
В отдалении, и делает вид
Притворяясь кухонным столом.
Но открытая крышка, чудак,
Выдает, что все это не так.
Ты напомнил мне, друг, о былом.
Нынче музыка уж не та.
Было время, когда черта
Гениальности преступалась.
А теперь, за короткий срок
Время сделало свой виток,
Что само же себя испугалось.
Ты прости меня, черный рояль,
Что всего мне из прошлого жаль,
Как родного, забытого друга.
За один сегодняшний день
Я – чужая, забытая тень,
Как у Данте прошла по кругу.
На последнем его рубеже
Я боюсь, что растаю уже,
Ничего не поняв в этом мире.
Что ж тогда я буду слогать?
Или струны совсем порвать
На моей расстроенной лире?
Но средь вороха разных нот
Кто-то тихо меня зовет
Ахматовскою строкою.
Это книга… Родное дитя!
Ты узнала меня не шутя.
Столько лет без меня пройдя
Ты опять под моей рукою.
Где же сестры твои, красотки?
Ты одна, моя милая “Четки”,
Словно парус забытой лодки
Развернула страницы свои.
Вижу ясно и без сомнения,
Что она читала “Смятение”.
Что же – это не преступление,
Если плакала за двоих.
Здесь страницы еще влажны
И слова, полагаю, важны
Для нее… Для них…
Я теперь поняла почему
Нахожусь я в этом дому,
Пронеслась сквозь стужу и тьму,
Уходя, возвращаясь вновь.
Я узнала – она певица!
Дочь софитов и сцены, жар-птица,
Та, что может упасть и разбиться
За одно только слово ЛЮБОВЬ.
Не гадала когда-нибудь раньше,
Без притворства скажу и фальши,
Что стихи мои запоют.
Я бы худшего ожидала,
Что певца такого в подвалы
И в наручники закуют.
Видно зря я в обиде на время,
Если брошено в землю семя
И такое взрастает племя,
Что не будет ему указ:
Кто “опальный” и кто “нечитаем”,
Кто из ссылки и кто ссылаем,
Как когда-то было для нас.
А певцам я благословение
От себя и поэтов даю:
Чтоб весна не только в Раю –
На земле разливалась пением.
Верьте старым и молодым,
Верьте мертвым и верьте живым,
Верьте каждому, кто хоть раз
О любви расскажет, напишет.
Слушать сердцем – не веря ушам,
Видеть сердцем – не веря глазам,
Только сердце одно за нас
Чисто видит, страдает, слышит!
***
Что же, пора собираться мне.
Без четверти. Кто-то зовет в окне
Меня невидимой рукою.
Постой, не спеши. Я еще не успела
То, что сделать я здесь хотела,
Чтобы уже улетать с тобою.
Я не смогу просто так уйти.
Нотной тетради скажу: “Прости.
Дай на обложку твою занести
Эти четыре слова”.
Будут гореть они ярким огнем
В сердцах людей, ночью и днем,
И повторяться снова.
Тот Соломонов перстень пророчил:
“Все пройдет” – вода камень точит.
Через столетья ему мой поклон.
Но человек до сих пор не сдается,
Пишу: ВСЕ ПРОХОДИТ – ЛЮБОВЬ ОСТАЕТСЯ
На половину был прав Соломон.
Женщине спящей – последний взгляд.
Из настоящего спешу назад,
С прошлым у нас родство.
Лишь пять минут, какая жалость,
Чтоб я потом навсегда потерялась.
Но вот луна из-за туч показалась,
И для меня в этот час задержалась,
Чтоб ослепительнее осталось
Прощальное волшебство.
***
Выйду, все также, будет скорее.
Крещенский мороз разлился по аллеям.
Букет свежих роз под накидкой алеет,
Семь алых бутонов держу.
И под окном, на клумбе этой,
Луной освещенной и согретой,
В мех снеговой нарядно одетой,
В подарок певице от всех поэтов,
Я розы свои посажу.
Бой часов разлился по дому.
Полночь. Надо бы по закону
Сказать последнюю фразу:
“Явись волшебство от Русской Земли!”
Свершилось! И розы мои расцвели.
Все семь бутонов сразу.
Встану с колен и прощально взгляну
На розы, на снег, на дом, на луну.
Спасибо, о Боже, что дал мне одну
Возможность увидеть все снова!
Спаси, Сохрани всех! Перекрещусь.
И в долгий, заснеженный путь пущусь
Без грусти, без слез, без слова.
Тихо растает мой силуэт
Худой и длинный. И лишь поэт,
По истечению нескольких лет,
Эту поэму напишет.
***
Много вопросов он задает:
-“Кто в доме заснеженном том живет?
Кто о любви так страстно поет?
Кто Ваши шаги не слышал?
В чьей нотной тетради две пары слов?
Кто знает, что значит слово любовь?
Кто этой любовью дышит?
Мне с этой поэмой морока одна.
Ну, дайте же мне героинь имена!
У каждой должно быть имя.”
- Ты видно не понял бедняга-поэт,
У нашей поэмы героев нет,
И нет в ней героини.
Ты думаешь, я? Я просто тень
Которой однажды лишь дали день.
Бывают герои без тела?
-“Но там еще женщина эта была!”
- Да. Правда. Но женщина просто спала.
Вот еслиб проснуться она могла
Все это меняло бы дело.
-По-моему, я схожу с ума.
Розы, морозы, снега и дома,
Еще какая-то кутерьма,
А кончилось все в пустыне?
В итоге придется писать такое
Как Вы – “Поэма без героя”,
Мне – “Поэма без героини”.
- Что же, я не полна гордыни,
Пусть “Поэма без героини”
В заголовке останется. Ах!
Обвинить в плагиате? Не смогут.
Ведь сама я тебе дорогу
Указала, диктуя в снах.
***
П О Э Т :
- Но не мне впредь судить, что случилось,
Снилось это мне или не снилось,
И куда-то тень растворилась
В знаменитую кутаясь шаль.
Все написано, как хотела,
Только не прочитав, улетела
Ни строки из поэмы. Жаль.
Посмотрев на наше создание,
Пришло в голову мне название
Приукрасить, как только могу.
И родилось еще одно имя,
Теперь полное:
“Поэма без героини или Розы на снегу”.
P.s:
ИЗ БОЛЬШОЙ ИСПОВЕДИ
Я званье то приобрела
За сотни преступлений,
Живым изменницей была
И верной – только тени.
(А.Ахматова 1963 год)
ПОСЛЕДНЯЯ РОЗА
Вы напишете о нас наискосок… И.Бродский
Мне с Морозовою класть поклоны,
С падчерицей Ирода плясать,
С дымом улетать с костра Дидоны,
Чтобы с Жанной на костер опять.
Господи! Ты видишь, я устала
Воскресать, и умирать, и жить.
Все возьми, но этой розы алой
Дай мне свежесть снова ощутить.
(А Ахматова,Комарово 1962 год)
С бесконечным уважением и любовью, ВАШ Странник.
Свидетельство о публикации №105012100806
Все – наяву
Временно растворились
Розы на снегу
Я помню глаза
Что не врали
Я помню блестящую шаль
Я помню, как по кудрям летали
Твои руки
И только по ним
Вот поэтому – жаль
Ты позвала
Всему вопреки
Ты любила
Мороз у реки
Где цвели розы мои
И твои
Где мы, судьбе вопреки
Стояли на двух берегах
Реки безконечной
И ты – позвала
На первый поцелуй
Любви нашей вечной…
Виктор Журавлев 24.09.2005 01:27 Заявить о нарушении