И кипарис, и кедр, и певк...

***
Травы душистою пахнут росой.
Отблеск заката на водах угас.
Что нам пленяться пустой суетой –
Бог сотворил эту землю для нас!

В даль простираются цепи холмов,
В глади озёрной – от золота след.
Здесь, от травинки и до облаков,
Ризы Христовой немеркнущий свет.

Сладкий вдыхая цветов фимиам
Грусти причастна душа неспроста:
Бог, что во плоти ходил по водам,
Мир наш создал по подобью Креста.

Память о дивных эдемских садах
Не истребила змеиная лесть,
Но и в озёрах, и в струях дождя
Капли воды иордановой есть.

Друже мой, сердце своё укрепи –
Не разорвать триплетёную нить!
Мы далеко, но молитвы свои
Вместе мы можем Христу возносить.
1997.
 
***
В прозрачно-белый, невесомый день,
Великую Субботу всех суббот,
С лица земли уходит скорби тень,
И тварь Творца вполголоса поёт.

Благословите, Ангелов хоры,
Благословите, солнце и луна,
Благословите, звёздные миры,
И тьма ночная, и зарница дня.
Благословите, ливни и снега,
Благословите, холода и зной,
Благословите, вихри и пурга,
Благословите, радуга с грозой.
Благословите, росы, облака,
И ветры, и неистовство огня,
Благословите, море и река,
Благослови Христа, душе моя!

То пение струится, как родник,
То гулко раздаётся, словно гром…
И ткань земная покрывает Лик
Всё в мире Примирившего Крестом.


Благословите, клины журавлей,
Ливанский кедр с полярною сосной,
Благословите, рыбы в глубине
И гады в узких норах под землёй.
Благословите, терние и крин,
Благословите, лев и носорог,
Благословите, сокол и дельфин,
Благословите, дикий конь и волк.
Благословите, травы и скоты,
Светила и подземные ключи…

Благословите, отроки в печи.
Благослови, душе моя, и ты.

В прозрачно-тихий, невесомый день,
Великую Субботу всех суббот,
С лица земли уходит скорби тень,
И тварь Христа с надеждою поёт.

03.1999.
 
* * *
Ночь распростерла в молчаньи объятья,
Звезды плывут сквозь бездонный покой.
Благословенья там нет и проклятья –
Лишь хоровод красоты неземной.

Но, на бездонность вселенной взирая,
Сердце не вкусит покоя вовек.
Только Того, Кто ходил среди рая,
Жаждет увидеть опять человек.

Зов проникает сквозь небо и море,
Ширь поднебесья и солнечный свет.
Иов умолк, с Неописанным споря,
В Таинстве Встречи услышав ответ.

Ты, став как мы, в истощаньи безмездном,
Чашу трапезы налил до краев.
Сердце Адама соделавший бездной,
Благословенно Царство Твое!

1.2003
 
Иов
Когда от скорби огромной
Иов совсем изнемог,
средь бури, грома и молний
глаголал к Иову Бог:

“Познал ли ты, Иов мудрый,
пути и стези Мои?
Откуда приходит утро
и как сменяются дни?
Ты знаешь источники бездны
и основания вод?
Тебе ли тайны известны,
твои ли закат и восход?
Ты узы Хима связал ли
и развязал Кесиль?
И ветром кедры сгибал ли
словно простой ковыль?
По самому краю моря
провел ли перстом черту?
С морскими зверями споря,
надел ли на них узду?

Ты шаг лишь прошел тропою,
которою Я сойду.
Измерить Ты был бы в силах
всю бездну – за пядью пядь?..

Познал ли ты, раб Мой Иов,
что значит слово – ‘страдать’?..

Великая Суббота, 2002.
 
Изумленная планета –
Бога Слова колыбель.
Песен Нового Завета
всё слышней звучит свирель.

Ветхо то, что было прежде.
Нестареющая новь,
исполнение надежды -
победившая любовь.

Пыль взметают в воздух ветры
там, где были города -
песни Нового Завета
не ветшают никогда.

Для того лишь, кто не алчет,
их напев неуловим,
кто, услышав их, не плачет
и не радуется им.

02.2002
 
Иосиф Обручник

“Старости не было в мире такой!
Годы, пролившись, в песок не уйдут!
Вот Он, Иосифе – рядом с тобой –
Бог, обновляющий юность твою!

Гимна вознес бы я древнего глас –
Но разбудить побоялся Его.
Словно Давид, я пустился бы в пляс –
Только пещера тесна без того…”

Снег, как печаль дохристовых времен,
Тает в морщинах и складках пелен.
Бодрствует молча в ночи Мариам,
Сына Превечного слушая сон.

12.2002.
 
Богоявление

Застыл в смятении пророк,
затихла бездна вод.
Создавший времени поток
к речным струям грядёт
тропою смертною пройти,
морских зверей взнуздать,
и погребеньем в ад сойти,
и в третий день восстать.
А то, что Бог спасёт Собой,
не узрит смерти тень –
Се, крылья Духа над водой
как в первый мира день.

Создавший времени поток
к речным струям идёт.
Стоит в безмолвии пророк,
затихла бездна вод.

12.1999.
 
Лазарь.

В безвременьи адском пришельцы не новы,
Их лица сквозь марево кто разберёт?..
Но вдруг мирозданье пронизало слово
Того, Кто раскинул шатром небосвод,
и зов был сильней разрушенья и тлена.
И Лазарь вернулся из тьмы Ничего.
От смерти остались лишь только пелены
крещальною ризой на теле его.

04.2000

Афикоман

От холодных мертвых снегов
и от выжженных зноем стран –
всем скитальцам от всех веков
предназначен афикоман.

И, найдя долгожданный кров,
от вина ты не будешь пьян…
Он опять – и вовек, и вновь –
преломляет афикоман,
и – не только на полотне
Нестираемые Черты…

Он протянет тебе и мне
Хлеб пришельца и сироты.

01 – 02.2002.

Афикоман – ритуальный хлеб ветхозаветной пасхальной трапезы, оставляемый по закону Моисееву для пришельцев и сирот. Именно его Спаситель на Тайной Вечери преложил и преподал апостолам как Свое Тело.
 
Разбойник.
Грудь охватывает стужа…
Не поднимет вновь рука
Маккавейское оружье
против римского клинка.

И самим казалась адом
тьма, задернувшая твердь.
И ему случилось рядом
с Долгожданным умереть.

…Сад, как двери, распахнулся
и рассвет над ним пылал.
Шедший первым обернулся.
А второй – Его узнал.

01 – 02.2002

Маккавеи – ветхозаветные герои, сыновья священника Маттафии, ставшие во главе иудейского восстания против языческого засилья в Иудее во время правления Антиоха IV Епифана (173-164 до Р.Х.). Распятый со Спасителем разбойник был зилотом – сторонником вооруженного восстания против римлян ( см. митр.Антоний (Храповицкий). «Христос Спаситель и еврейская революция»; еп.Кассиан (Безобразов) «Христос и первое христианское поколение»). Зилоты считали, что грядущий Мессия будет освободителем иудейского народа от власти римлян.
 
***
Тягостна ночь на земле вне Эдема.
Смертная бездна струится по венам.
Шепчет и плачет, упав на колени,
Старый Адам умирающей Еве:

“Кто
 через бездну перешагнет?
Кто
 восстановит Авелев род?
Кто,
 пролагая сквозь небо дорогу,
скажет слова
 к человеку
 и к Богу?
Кто разорвет расставания муку -
Древом – за древо,
Рукою – за руку?..”

12.2002


Шеол – в семитской традиции: «ад», безвидное место пребывания умерших, удаленное от Бога. В Великую Субботу Спаситель после Своей крестной смерти сошел во ад (в шеол) и вывел всех ожидавших Его в Царство Небесное.
 
***
Новотвориши земныя, Создателю, смертен быв.
 (Из богослужения Великой Субботы)
Сквозь вечер – в утро. Через ночь – в рассвет.
Не бьётся в берега волна тугая.
Твой Дух расправил крылья, обнимая
Морскую глубину, где жизни нет.
Субботы первой наступил покой.
Весь мир, как арфа, под Твоей рукой
Звучит, на слово гимном отвечая
В гармонии мелодии простой.

…Сквозь вечер – в утро. Через ночь – в рассвет.
Разрушен ад и смерти больше нет.
До йоты всё исполнено Тобой.
Ты, мир собрав, его повел с Собой
От смерти – в жизнь, от тьмы – в нетленный свет,
Сквозь вечер – в утро, через ночь – в рассвет.

Субботы дивной наступил покой.
В бессмертье бьет поток воды живой.

8.2003.
 
Крещение Господне. Богоявление.
 О еже быти воде сей скачущей в жизнь вечную,
 Господу помолимся.
 (Из Богослужения на Богоявление.)
Что – неподвижность дальних звезд?
Что – мирозданья шаткий мост?

Надежда обрела предел.
Здесь Царство – нищего удел.

Стихии заново слагал
Меч, что – и пламя, и металл.

Тебя узнав,
 морские воды
 мчатся вскачь.
Здесь – претворенные тогда, –
 теперь, навеки, навсегда –
в росу – огонь,
в вино – вода,
и в радость – плач.

19.09.2003
 
***
Восстань, спеши, Иерусалим –
Встречать Надежду!
Осушит слезы анавим
Свет дня безбрежный.

Спеши туда, Иерусалим,
Где день – без ночи,
И на руках своих неси
Сынов и дочек.

Лозы бессмертной пейте плод,
Вкусите Хлеба.
Да! Совершился переход
От смерти – к небу!

Ударит утро по стенам
Зарей нетленья.
Прилично миро мертвецам,
Живому – пенье.

22.08.2003.
Анавим – «нищие» (др.-евр.), в библейской ветхозаветной традиции – уповающие на Бога. В Нагорной проповеди Спасителя «блаженны нищие духом» («ашре анавим») в греческом и русском текстах.
 
Вознесение Христово

Свет затмил земные блики.
До престола – шаг от склона.
И каких нагорий пики
будут выше Елеона?!

Так – отныне и до века –
Невозможно расставанье.
Бьётся сердце Человека
на вершине мирозданья.

Стройность ангельских трезвучий –
и детей земных “осанна”.
Неизменно, неразлучно,
нераздельно, неслиянно.

27.06.2002

 
***
Вдалеке проходят грозы.
В высях радуга пролита.
К небу тянутся березы
в ожиданьи Параклита.
И, блистая ярче снега,
плавит время с расстояньем
вновь апостольского века
огнезрачное сиянье.

06.2000.

Параклит (греч.) Утешитель, Святой Дух.
 
***
Над пеной – громкий чаек крик.
Под ветром сосны - как тростник.
В их кронах слышен гулкий звон:
“Христос анэсти эк некрон!”

В ответ, вздымаясь до небес,
Гремя: “Воистину воскрес!”
Волна, ломая мощью лёд,
Им целование даёт.

И в ликовании тех встреч
Соединяются на миг
И сосен эллинская речь,
И моря варварский язык.

05.1999.
Христос анэсти эк некрон (греч.) - Христос воскресе из мертвых

 
***
Небо спокойное, как водоём.
Тысячи сосен возносят стволы.
И, упоён ароматом смолы,
Полдень омоется легким дождём.

Те же прожилки на крыльях стрекоз,
Что и на залитой солнцем коре.

Днесь на далёкой Фаворской горе
Преобразился Владыка Христос.
08 – 09.1999.
 
* * *
Есть место, где странника ждут, на земле:
В незапертой горнице – хлеб на столе.
Усталый, он сможет за трапезу сесть.
Так было и будет. Так стало и есть.

Здесь рушатся сотни и сотни разлук.
Здесь Чаши касаются тысячи рук.
Здесь Авель, вкусивший надежды своей.
Здесь землю благую обрел Моисей.
Здесь снова поет Иеффаева дочь.
Здесь страхи и тени отъемлются прочь.
Здесь каплей воды оросится песок.
Здесь грозда в точиле живительный сок
вкушает и Павел, и Ной, и Адам.
Здесь каждый – на Сына похож Мариам.
Здесь – нищих отрада,
Здесь – кротких земля,
Здесь, в горнице, собрана Церковь Твоя.

30.05.04. Троицкая родительская суббота.
 

«Пастырь» Ерма.

С Ерма времени все та же
неоконченная башня
созидается в веках
над глубокою водою,
кладка ангельской рукою
в четырех её стенах,
как мелодия, проста –
вечно юного напева,
Церковь – старица и дева –
ждёт Пришествия Христа.

05.2002 – 06.2002
 
Над книгой пророка Аввакума.

Не принесет лоза плода,
Умрут от голода стада,
И не созреет рожь,
Умолкнут гусли и кимвал,
Покроет ржавчина кинжал,
В прах обратится нож.
И радость не вернут пиры,
А буря разнесет шатры, -
Дома из сшитых кож…

На обнажившейся земле,
На светлой, как огонь, скале
Не уцелеет ложь.

А у яслей – осел и вол…
Склонись, гора! Наполнись, дол!
Тогда возвысят голос свой
И скажут нищий с сиротой:

“Как хорошо, что Ты пришел,
и больше не уйдешь!”

24.04.2004
 
***
Нет конца торжеству зимы,
но отмерен печали срок…
Сочинил из стихий мир
и сошел в него Бог.
Обновит Он землю и твердь
небывалой Своей весной,
будут травы в лугах звенеть,
а листва напьётся росой,
и везде на земле, как встарь,
будет можно встретиться с Ним.
Юношески с трепетом тварь
соплетёт Ему гимн.
И весна бессмертная та –
всех минувших весен сильней –
не закончится никогда,
не склонится к закату день.
От земли четырех концов
соберёт Он друзей на пир,
и откликнутся те на зов…

И вернется к Нему мир.

27.05.2002
 
***
Не будет осеннего утра,
промозглых и серых дней,
и станет земная мудрость
туманов земных дряхлей.

Не будет мороз смертелен,
огонь не будет сжигать,
а дети, птицы и звери
вместе станут играть.

Сердца уже не разрушит
немая, как тьма, тоска,
и солнце рек не иссушит,
и станут цвести снега,

прозреет тусклое око,
сильною станет рука
в день тот, ясный и звонкий,
что ярче, чем все века, -
подобный прозрачной лаве,
подобный камню сапфир.

Когда Ты придешь во славе,
тогда обновится мир.

04.2002.
 
Григорий Богослов

Не слышно в столице давно ариан,
И стал забываться уже Юлиан…
Воистину, время – речная вода!
Четвертого века уходят года.

Афинская школа. Понтийский затвор.
Столица. Служенье. Вселенский Собор.
Ложатся слова на исписанный лист:
“Спаситель один – нековарен и чист.”

Года тяжелы, как нависший утес.
Все близкие там, где во славе Христос.
И видит епископ ясней, чем рассвет,
Единого Бога Трисолнечный Свет.

02.2000
 
Монах Дамаскин (Христенсен).
Отцу Серафиму (Роузу).
(перевод с английского)


Не прожит был ещё твой краткий век…
Однажды видел я в твоих глазах
Слезу. Ее не сдержит человек,
когда в душе любовь сменяет страх.

Но что случилось, мне ты не сказал –
я был не в силах этого понять.
Быть может, ты от Господа узнал,
что время перед ним тебе предстать.

Я сердца твоего понять не мог,
и чуждым покаянный плач мне был,
не знал того, что душу ты облёк
сияньем чудным серафимских крыл…

Теперь Христос мою рассеял тьму,
Спешу сказать тебе. А ты ушел к Нему.

12.2000.
 
Кассия

Заката гаснут зарницы.
Во тьму погрузится твердь
и будут отроковицы
Снисшедшее Слово петь.

Стези Его – в водах многих,
в пучинах морских глубин –
нехоженные дороги.
Он ими прошел один.

Крылами покроет лица
над тайной ангельский чин…
Кассия отроковица
Исходу слагает гимн.

…Закон не будет меняться
с тех пор, как простерта твердь.
Мужчинам дано – сражаться,
девам удел – петь.

04.2000 - 03.2001.

Кассия – византийская инокиня, исповедница, автор ирмосов канона Великой Субботы и других богослужебных текстов (IX век).
 
***
Пение мое – Богу,
от весенних чистых холмов.
Освежили ливни дорогу,
впереди не видно домов.

Пение мое – Спасу,
И трещит кузнечик в кустах.
В эти дни к полночному часу
не темнеет в наших местах.

И легко идти без поклажи
мимо зарастающих рвов…
Пение Тебе, Блаже –
больше не хочу ничего.

С облетелой веткою вровень
горы наметёт снегопад…
Не покинь меня, Слове,
у сырых бессолнечных врат.

06 – 11.2000.
 
***
Тебе поет и ночь, и день,
Тебе плетут созвездья гимн,
Тебе – полёт степных орлов
И быстрота речных стремнин.
От четырёх Твоих ветров
От всех нагорий и вершин
Тебе поют огонь и снег
Хвалу вовек.

В речных водах – Твои следы,
Твои и птицы, и цветы,
Тебе – оленя легкий бег,
И кипарис, и кедр, и певк.
Твои – и солнце, и луна,
Твои – и лодка, и волна.
Ты знаешь ангелов и нас
По именам.

Тебе – от неводов и стад,
Тебе – от пастбищ и полей,
От склонов – горный виноград
И от маслин Твоих – елей.
И от дождей, и от грозы,
От половодья вешних рек,
И от колосьев и лозы –
Тебе – о всех.

12.2002

 


Рецензии
Милая Оля! Благодарю вас за ваше творчество!
Какое утешение я получила, трудно высказать словами.
Просто говорю вам: спаси Господи!
С любовью, ваша Л.

Лариса Бодрикова   28.01.2013 21:55     Заявить о нарушении
Дорогая Лариса, я Вас люблю.

Ольга Шульчева-Джарман   29.01.2013 21:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.