Золотое лето

Золотое лето:
               солнце и песок,
Золотой на поле
               каждый колосок.
На стене картина
               в рамке не простой:
В маленькой корзине –
               котик золотой.
Над цветком душистым
                кружится пчела…
Вот – точь-в-точь такую
               видел я вчера.
Пчёлка золотая
               села мне на нос.
Тут же покатились
               слёзы без колёс
Закричал я громко –
               напугал пчелу.
А сегодня  с мамой
               ездили к врачу.
Вместо глаз – две щёлки,
               вместо носа – шар.
Я, как паровозик,
               тяжело дышал.
–  Да,  –  сказал нам доктор, –
               случай не простой!
Но малыш, я вижу,
               просто золотой!


Рецензии
Я хотел откликнуться на этот стиш ещё в субботу,
Но мой деревенский аппарат в этом направлении не работает.
Верх не нравится. Идея в целом хорошая.
Я однажды наткнулся на интересную статью.
Возможно что вы её читали.
Не казните, если что...


Меню
· Главная · Произведения · Обсуждение · Авторы · Редколлегия · Литературный салон · Регистрация · Добавить произведение · Правила · Наши спонсоры

Рубрики
· Волошинский конкурс · Произведения (2004) · Произведения (2003) · Архив конкурса религиозной поэзии · Творческая мастерская · Избранное · Дневник поэта · Наследники Лозинского · Пробирная Палатка · Вдали от Родины · Детская комната · Колонка редактора · Лавровая роща

Справочник по стихосложению
Справочник по стихосложению>>

Статистика




Творческая мастерская детской комнаты


“Заповеди для детских поэтов”Корней ЧуковскийПредлагаем вниманию тех, кто пишет стихи для детей или пытается более или менее квалифицированно оценить их, основные требования , которые К.Чуковский сформулировал в своей книге "От двух до пяти", гл.6 «Заповеди для детских поэтов»): ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ «заключается в том, что наши стихотворения должны быть графичны, то есть в каждой строфе, а порой и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность. Те стихи, с которыми художнику нечего делать, совершенно непригодны для этих детей . Пишущий для них должен, так сказать, мыслить рисунками. Стихи , печатаемые без рисунков, теряют чуть ли не половину своей эффективности. «Мама, покажи!- кричал ребёнок, когда одна из сотрудниц издательства читала ему «Тараканище» в корректурных листах без рисунков. Он чувствовал, что в данном случае зрительный образ и звук составляют органическое целое. А так как детское зрение на первых порах воспринимает не столько качество вещей, сколько их движения, их действия, сюжет поэмы для малых детей должен быть так разнообразен, подвижен, изменчив, чтобы каждые пять-шесть строк требовали новой картинки. Там, где этого нет, детские стихи, так сказать, НЕ РАБОТАЮТ. Если написав целую страницу стихов, вы замечаете, что для неё необходим всего один-единственный рисунок, зачеркните эту страницу как явно негодную.» И отсюда, считает Корней Чуковский, вытекает ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ "Наибыстрейшая смена образов» (заметьте, не «быстрая», а «наибыстрейшая» Е.Н.) ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ « заключается в том, что эта словесная живопись должна быть в то же время лирична. Поэт-рисовальщик должен быть поэтом-певцом. Ребенку мало видеть тот или иной эпизод, изображенный в стихах: ему нужно , чтобы в этих стихах были песня и пляска . То есть ему нужно, чтобы они были сродни его собственным стихам-экикикам Если же их невозможно ни петь, ни плясать, если в них нет элементов, составляющих главную суть экикик, они никогда не зажгут малолетних сердец.». «Эта заповедь труднее всех других, так как поэт –рисовальщик почти никогда не бывает поэтом-певцом. Тут две враждебные категории поэтов. Можно ли требовать, чтобы каждый эпизод, изображаемый в стихотворении с графической чёткостью, был в то же время воспринят читателями как звонкая песня, побуждающая их к радостной пляске? Всю трудность этой задачи я вполне сознавал, когда принимался за сочинение своей первой «поэмы для маленьких». Но мне было ясно, что это задача - центральная ,что без её решения нельзя и приступать к такой работе. Предстояло найти особенный лирико-эпический стиль, пригодный для повествования, для сказа и в то же время почти освобождённый от повествовательно-сказочной дикции» ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ «Вырабатывая форму «Крокодила» (1916)я пытался всячески разнообразить фактуру стиха в соответствии с теми эмоциями, который этот стих выражает : от хорея переходил к дактилю, от двухстопных стихов к шестистопным. Такая подвижность и переменчивость ритма была для меня четвертой заповедью". ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ " … – повышенная музыкальность поэтической речи. Замечательно, что экикики всегда музыкальны. Их музыкальность достигается раньше всего необыкновенной плавностью, текучестью звуков. Дети в своих стихах никогда не допускают того скопления согласных, которое так часто уродует наши «взрослые» стихи для детей. Ни в одном стишке, сочиненном детьми, я никогда не встречал таких жестких, шершавых звукосочетаний, какие встречаются в некоторых книжных стихах. Вот характерная строка из одной поэмы для детей: Пупс взбешен… Попробуйте произнести это вслух! П с в з б – пять согласных подряд! И взрослому не выговорить подобной строки, не то что пятилетнему ребенку. Ещё шершавее такая строка некоего ленинградского автора: Вдруг взрустнулось.. Это варварское в д р у г в з г р – непосильная работа для детской гортани. И больно читать ту свирепую строку, которую сочинила одна поэтесса в Москве: Ах, почаще б с шоколадом… Щ е б с ш! Нужно ненавидеть детей, чтобы предлагать им такие языколомные щебсши . Не мешало бы сочинителям подобных стихов. Стоит только сравнить два стиха : один, сочиненный ребёнком, -«Половина утюга» (О стихе своего четырехлетнего знакомого украинца Вали, которого так поразил обломок утюга, что он тут же выкрикнул «А-га-га!Тю-га-га! Половина утюга» Чуковский рассказывал в главе 5 «Как дети слагают стихи» Е.Н.) и другой, сочиненный взрослым –«Ах, почаще б с шоколадом», чтобы увидеть колоссальное превосходство трехлетних поэтов. В «Половине утюга» на семь слогов приходится всего шесть согласных, а в стишке о шоколаде на восемь слогов целых двенадцать согласных. «Любопытна в этом отношении та переработка стихов, которую незаметно для себя производит ребенок. Она вся направлена к тому, чтобы придать стиху максимальную плавность» «Сочиняя детские стихи, я старался, насколько у меня хватало умения, считаться с этим отчётливо выраженным требованием малых детей» ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ «… рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком расстоянии одна от другой.» «Ребенку гораздо труднее воспринимать те стихи, рифмы которых не смежны.» СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ « … заключается в том, что те слова, которые служат рифмами в детских стихах, должны быть главными носителями смысла всей фразы. На них должна лежать наибольшая тяжесть смысла. Так как благодаря рифме эти слова привлекают к себе особенное внимание ребенка, мы должны дать им наибольшую смысловую нагрузку Это правило я считаю одним из важнейших и пытаюсь не нарушать ни при каких обстоятельствах. И часто делаю опыты со своими и чужими стихами : прикрываю ладонью левую половину страницы и пытаюсь по одной только правой, то есть по той, где сосредоточены рифмы, догадаться о содержании стихов. Если это не удается, стихи подлежат исправлению, так как в таком виде они до детей не дойдут". ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ «… заключается в том, что каждая строка детских стихов должна жить своей собственной жизнью и составлять отдельный организм . Иными словами, каждый стих должен быть законченным синтаксическим целым, потому что у ребенка мысль пульсирует вместе со стихом: каждый стих в экикиках – самостоятельная фраза и число строк равняется числу предложений.(Этой своей особенностью стихи для детей очень близки к народным стихам». ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ « … не загромождать своих стихов прилагательными. Стихи, которые богаты эпитетами, - стихи не для малых, а для старших детей. В стихах, сочиненных детьми младшего возраста, почти никогда не бывает эпитетов И это понятно, потому что эпитет есть результат более или менее длительного ознакомления с вещью. Это плод опыта, созерцания, исследования, совершенно недоступного маленьким детям. Сочинители детских стихов часто забывают об этом и перегружают их огромным числом прилагательных. Покойная Мария Пожарова дошла до того, что в своих «Солнечных зайчиках» чуть не каждую страницу наполнила такими словами, как з ы б к о л и с т н ы й , б е л о с т р у й н ы й , т о н к о з в у ч н ы й, з в о н к о с т е к л я н н ы й, б е л о м о х н а т ы й, б а г р я н о – з о л о т о й, и, конечно, всё это для детей мертвечина и скука. Потому что маленького ребенка по-настоящему волнует в литературе лишь действие, лишь быстрое чередование событий. А если так, то побольше глаголов и возможно меньше прилагательных . Я считаю, что во всяком стишке для детей процентное отношение глаголов к именам прилагательным есть один из лучших и вполне объективных критериев приспособленности данного стишка к психике малых детей» . ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ «… заключается в том, что преобладающим ритмом ребячьих стихов должен быть непременно хорей". (См.глава 5 «Как дети слагают стихи» , раздел IV «Первые стихи»» ОДИННАДЦАТАЯ ЗАПОВЕДЬ «… стихи должны быть игровыми, так как, в сущности, вся деятельность малышей и средних дошкольников, за очень небольшим исключением, выливается в форму игры". «Тот, кто не способен играть с малышами, пусть не берется за сочинение детских стихов» Но дети не ограничиваются играми этого рода. Они…играют не только вещами, но и произносимыми звуками. Эти звуковые и словесные игры, очевидно, чрезвычайно полезны, так как в фольклоре детей всего мира они занимают заметное место. Даже когда ребенок становится старше, у него часто появляется потребность потешиться и поиграть словами, так как они не сразу привыкают к тому, что для большинства окружающих слова выполняют только деловую, коммуникативную функцию. Разные словесные игрушки всё ещё привлекают его, как привлекают куклы многих девочек, давно уже вышедших из «кукольного возраста» Вспомним наши русские потешки, созданные уже в школьной среде: «Императрина Екатерица заключила перетурие с мирками.» «Челодой моловек! Не камняйтесь бросами, а то режиком заножу, будешь дрыжками ногать» Дошкольнику такие словесные игрушки ещё больше нужны, так как пользование ими всегда знаменует, что ребёнок уже вполне овладел правильными формами слов. ДВЕНАДЦАТАЯ ЗАПОВЕДЬ "… не забывать, что поэзия для маленьких должна быть и для взрослых поэзией!" <<Вернуться к cписку статей КомментарииДобавить комментарийRe: “Заповеди для детских поэтов”Григорий Беркович 2004-07-19 21:02:12Спасибо! Исключительной важности статья![Ответить] Re: “Заповеди для детских поэтов”2004-08-23 21:13:09Немедленно сюда, Глейзера Е. Неменко. Почитайте, может наберетесь ума.[Ответить]



Сopyright © 2001 Все права защищены Поэзия.ру (info@poezia.ru)
Поэзия .ру - литературно-поэтический журнал - cтихи, проза, публицистика
Права на все произведения, представленные на сайте, принадлежат их авторам.
Незаконное их использование преследуется по закону.
Webmaster:webmaster@poezia.ru


Александр Клякса   17.01.2005 06:30     Заявить о нарушении
Ух! Едва осилила это искуственное повествование.
Может быть, лучше писать по законам Природы:
что она хочет сказать,
какую песню спел ветер
или о чём журчал ручей,
нежели по изобретённым человеческим законам?
А впрочем: о вкусах не спорят...

Александр, я благодарю за информацию (обширную), так как
сама не смогла бы раскопать в Интернете Творческую Мастерскую.

Анна Григорьевна Алфёрова   11.12.2011 11:36   Заявить о нарушении
Анна, столько воды утекло, что сегодня для меня совсем иные ценности.

Александр Клякса   12.12.2011 18:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.