Из дневника и переписки с друзьями, 49
Третий раз захожу. Никак было не уловить мысль. И вот понял – десять заповедей абсурда! Вот к чему подтолкнуло меня это произведение на подсознательном уровне.
Давайте все думать.
Который раз читаю это произведение. Очень сложное! Понял, наконец, почему.
Здесь самостоятельным стихотворением является практически каждая строчка. А все стихотворение, по сути, - цикл стихотворений. Поэтому каждую строчку надо рассматривать сначала отдельно и только потом оценивать целиком цикл. Большая работа! Буду еще читать и вдумываться…
Слово читателя – руководство для автора.
Хорошо, когда знаешь, куда кого посылать.
Нет света без тьмы, и тьмы нет без света. Зла не может быть без добра, и добра нет без зла… Мы хотим света. Но зажгите свечу, и упадут - тени. Надо из мира убрать все предметы, чтобы остался лишь свет. Но откуда тогда он возьмется, кому будет нужен?
Тьму безумия освещает наш разум, или тьма безумия выделяет из бесконечного света разум, кто знает?.. Может быть, разум – сложно переплетенные тени предметов, возникающих среди бесконечного света? Или переплетение все увеличивающегося числа лучей света среди всеобщей когда-то тьмы?
На границах света и тьмы, в многообразии теней и оттенков живет и творит гений автора.
Не лениться записывать – первое правило. «Кто знает, из какого сора…» рождается благодать.
«Остановленное время» – страшная вещь! Или время, возвращающееся назад…
Нет, вперед! Только вперед!.. Как говорил Донкихот. Время – за нами, и время за нас!
Есть такие, что называют с их точки зрения «бесполезных людей» «сухою соломой» и считают, что она вовсе страдать не может или ее страдания не имеют значения.
Но бесполезных людей нет, и страдают все, от первых и до последних.
«Кассета тиражирующая бессмертие»? Делающая иным?
Возможно, нечто подобное с нами и происходит все время через средства массовой информации. Иными мы становимся точно, вечными – вряд ли.
Гением себя не считаю, однако и заурядностью не ощущал никогда. Мне кажется, рассуждать так неправильно вообще! Каждый человек отличается от других, у любого - своя миссия в мире. У каждого есть талант, в котором он превосходит других.
Нет людей лишенных от природы способностей. Но, увы, многие обрывают в себе все побеги свободы; не позволяют расти собственному таланту и убивают его.
Мир создает всех нас разными. Не бойтесь открыть себя людям, и Вы подарите им талант свой. А те, кто боятся, убивают в себе Себя.
В любви человек касается вечного. Через любовь, зачиная детей своих, творя акт созидания, мы прикасаемся к создаваемой из поколения в поколение, протянутой через миллионы и миллиарды лет бессмертной ленте наипрекраснейшего, что есть во Вселенной. Вот почему, любя, мы ощущаем волнение ни с чем не сравнимое, ведь в любви мы физически, материально, а не идеально соединяемся с вечным.
На самом деле, мы живем среди вечного каждый миг нашей жизни, только редко сие понимаем. И когда Христос говорил о любви, Он, думаю, и имел в виду именно распространение этого ощущения причастности к вечному на всю жизнь человека – не только на счастливое общение с женщиной, а на каждый миг нашего бытия. Не простого существования, а непрерывного созидания в общении с вечным - всем тем, что вокруг нас.
«Безоглядная любовь» ко всем и всему, любовь, выходящая за рамки разумного, ненормальна и может быть даже опасна. Например, любовь к негодяям и подлецам, которые издеваются над женщиной или ребенком; к опасным бешенным или ядовитым животным; любовь к недостаткам нашего мира, которых бесконечное множество… Недостатки, ошибки сущего нужно не любить, а исправлять, преодолевать, сообразуясь со своим внутренним чувством чести и справедливости, блага.
В каждом конкретном случае следует руководствоваться не искусственной установкой, моделью поведения, принятой раз навсегда, а своим разумом свободного человека, ощущающего ответственность и любящего весь мир - ближних и дальних своих, но не слепой, конечно, любовью.
Безоглядная, не рассуждающая, чрезмерная любовь к одной части Целого вопреки остальному может стать даже и преступлением, страшным злом для других.
У Виктора Сосноры в начале 70-х шесть лет занимался в ЛИТО. Замечательный человек и поэт. В поэзии мой первый учитель.
Примером становятся не те, кто старается стать примером (стараться можно, конечно, но почти бесполезно), а те, кому дано стать примерами. А дано это не всем.
Я «примером» стать не старался. Плохим или хорошим - другой вопрос.
Если ты считаешь меня примером, это твое право, конечно. Но должно быть некоторое соответствие между примером и теми свойствами, которые приписывают ему. Вот, в частности, с чего ты взял, что я пишу «не для своего удовольствия»?
Отвечать не обязательно. Постарайся просто понять смысл моих слов и не вводить больше людей в заблуждения, делая из меня, человека живого, странные «примеры» чего-то мне абсолютно не свойственного.
Собственно, ничего страшного не произошло.
А «претензии» у меня только к тем, кто вместо моих стихов пытается обсуждать мои личные качества или связывает с моим именем «примеры» жутких интернетовских монстров.
Вижу теперь, ты просто оговорился.
Неплохое стихотворение, в особенности по форме, по ритму… Но содержание – как сквозь стекло мутное. Не хватает чего-то такого в стихотворении, чтобы оно стало «примером» или шедевром. Внутреннего огня, наверное, вдохновения, рождающего живое и прекрасное Целое, а не мозаику ремесла…
Соснора, безусловно, один из лучших поэтов нашего времени, второй половины ХХ века. Но, честно сказать, мне больше по душе традиционная лирика.
А то, что Бродского навязчиво повсюду популяризируют, ничего удивительного. Он принадлежит к народности очень богатой, целеустремленной, где принято друг друга поддерживать… Поэзия его далеко не всем нравится. Мне вот близки только несколько ранних стихотворений, например, «Васильевский остров».
С 16-ти – 17-ти лет и где-то до 23-х (1970 – 1976 гг.) посещал ЛИТО при ПО «Позитрон». Раз в неделю. Занятия вел Виктор Соснора. Обычно один час разбирали стихи. Подробно. А потом он нам что-то рассказывал. Исключительно интересный человек, прекрасный рассказчик! Любопытнейшие истории из жизни нашей страны - репрессиях, руководителях, поэтах…
Есть вопросы, на которые нет и не может быть «окончательного ответа».
Если даже и кажется, что ответы годятся, не обязательно они правильные. И, конечно же, не исчерпывающие.
Ведь как просто задать вопрос, и как сложно – ответить! Впрочем, и задавать вопросы только представляется – просто. Задать новый вопрос, наверное, так же сложно, как на него ответить.
А если задуматься, в какой степени соответствуют наши вопросы и ответы на них недоступной нам истине, - можно запутаться окончательно и сойти, может быть, и с ума.
Отношение было самое доброжелательное и уважительное. Ошибки разбирались подробно. Своей манеры писать Соснора никому не навязывал.
При НПО «Позитрон» (институт и предприятие, где проектировали, изготавливали и исследовали всякие резисторы, конденсаторы для приемников, телевизоров) была газета своя. От ЛитО нас довольно много печатали. У меня было больше десятка подборок.
Ворота вожделения не единственные. Можно просто пройти к другим. Или не просто, но пройти все-таки. Так, обычно, и делают…
Но не к всяким все же, конечно… У меня есть на эту тему сильное произведение «Три позорных дыры Идоны».
http://www.stihi.ru/2003/09/30-563
В нем речь о воротах, в которые заходить ни в коем разе нельзя!
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ АБСУРДА
Я есть Абсурд твой, да не будет тебе Абсурда иного, кроме Меня.
Твори свой Абсурд, беги от чужого.
Не произноси имени Абсурда твоего всуе.
Шесть дней делай и соверши в них все дела твои, день же седьмой - Абсурду. И все первые шесть.
Чти Абсурд свой, да благо тебе будет и долгожителем будешь ты на земле, везде во Вселенной.
Не убий – разрушишь чей-то Абсурд.
Не прелюбодействуй с Абсурдом.
Не укради у Абсурда.
Не лжесвидетельствуй, Абсурда хватает без этого.
Не пожелай чужого Абсурда.
Все мы приговорены к жизни. Лучше, правда, считать, что она нам подарена.
ОДИННАДЦАТАЯ ЗАПОВЕДЬ. - Множественность и соразмерность Абсурда.
Перехожу иногда из минус бесконечности в плюс бесконечность…
Отрицательные грани личности огранивают нас наряду с гранями положительными.
Абсурд – в самой постановке вопроса. Почему десять? Почему заповедей? Почему абсурда?
Удел многих – ошибаться всю свою жизнь. Увы, некоторые из этих несчастных, лишенных от природы связи с божественным и сокровенным, вообще никогда не узнают, насколько они ошибались…
Да… Вот и я замечаю усталость… М.б., сделать паузу? А то наблюдаю некоторое недопонимание или вообще полное непонимание окружающих. Что-то происходит не так…
Наверное, тороплюсь слишком, а надобно – тщательнее, больше внимания людям… А я все быстрей и быстрей… Слишком творческие планы большие, хочется много успеть. Вот и издержки. Извини. Что-то я все о себе…
Делаешь для себя – плохо, для человечества – никому это не нужно. Видно, надо для людей делать. Конкретных.
Так вот всегда мы всем недовольны. Однако именно чувство неудовлетворения окружающим, возвысило человека над миром животным и подвигает нас изменять этот мир, а не только к нему приспосабливаться или шутить.
Вовсе не противоречу. Это просто две грани моего мировоззрения, одна из положительных граней, другая из отрицательных. Бывает ли у некоторых одна грань? Не знаю… М.б., у чего-нибудь плоского?
Но это не о тебе, безусловно!
Ничего удивительного в том, что нас ограничивают бесконечности, самые разные. Значит, в конце концов, для нас - нет пределов..
Из-за этого иногда и появляется, кстати, что-то типа «кощунства», о котором ты сказал на мои «десять заповедей абсурда». Они - просто шутка на грани, когда сам не понимаешь уже, можно ли так шутить или нет. Но ведь мысль назад не вернуть. Потом… люди все равно к сказанному привыкают. Или забывают про глупость.
Твое произведение – как зародыш нового организма, который должен расти. Очень высокоуровневое существо, кстати, проклюнулось. А м.б., это даже зародыш некоего коллективного организма, социума.
Он есть, был и будет. Везде, во всем и всегда.
Другое дело, каким мы видим Его, видели и увидим. Это уже зависит от нас. И от вас тоже…
Как всегда, разбегается масса ассоциаций. На этот раз - так быстро, что пока не поймать ни одной.
Чувствую, весьма интересно, поэтому обязательно все поймаю. Только не сразу, наверное…
У каждого человека должно быть нечто, перед чем он благоговеет и чему поклоняется. В конце концов, названия слов – только лишь имена. У Бога много имен, бесконечное множество. Ровно столько, сколько наших понятий. И еще больше.
Именно в этом ключе и предложен мой вариант «Десяти заповедей Абсурда».
Кто-то может посчитать это «кощунством», другой – свободой от догм.
Впрочем, никаким догмам предложенные заповеди не противоречат…
Абсурд состоит также в том, что заповеди для того, чтобы одни их соблюдали, другие же нарушали.
Это только мои размышления… Никто их не утверждал.
Глаза каждого искреннего человека, если уметь посмотреть из них (не каждому дана такая способность), открывают нам мир по-своему. И внешний, и внутренний. Тебе это удается вполне – смотреть своими глазами. При этом твое восприятие мира и его осмысление мне дают очень многое.
Честно сказать, я ничего не придумываю. Поэтому и говорю всегда честно.
Размышляю и высказываю свое мнение. Вот и все.
Вы говорите об отсутствии эгоистического «я». Да, оно совершенно не нужно при размышлениях. Нужно оно только для поддержания в надлежащем состоянии «оболочки» или «перегородки», отделяющей внутреннее от внешнего.
Некоторые заходят в жизнь фактически лишь для того, чтобы нагадить в ней и снова исчезнуть.
Самое трудное – сформулировать то, что известно сердцу и подсознанию.
Нужно это или не нужно? Наверное, все-таки, необходимо, раз мы хотим быть разумными, не только знать - осознавать. Ведь именно осознанием окружающего человек отличается от прочей природы.
Никто не знает, какие вопросы являются самыми сложными. Внутренняя уверенность в чем угодно прикрывает, как правило, заблуждения. И чем более человек убежден в чем-нибудь, тем, наверняка, менее прав. Или не так, дружище?
Твоя уверенность в своих знаниях вызывает у меня большие сомнения. Именно поэтому, скорее всего, мои «вопросы» ближе к истине, чем «ответы» твои.
Да, «истина доступна всегда, но не всем». Сказано великолепно!
Мы живем в реальности, однако почти ничего не знаем о ней. Плохо вдумываемся в вопросы и даем скоропалительные ответы. А ведь, чем проще вопрос, тем ответить сложнее! И то, что кажется нам «ответом», на самом деле, - гроб для «вопроса».
«Мы отдохнем на небесах»
http://www.stihi.ru/2003/10/20-613
Думаю, лучше смерть, чем жизнь с потерею памяти.
Ведь речь-то о том, что, если мы попадем однажды на «небеса», то, похоже, забудем о земной жизни. А если и будем ее наблюдать, - отстранено, как нечто нам чуждое. Так стоит ли мечтать о таких «небесах»?
На мой взгляд, мы призваны строить «рай на Земле. Может быть, - с элементами «ада». Потому что не бывает одного без другого. И, во всяком случае, именно здесь, на земле, – наша полноценная жизнь, ни в каком ином месте.
Свидетельство о публикации №105011200435