Из дневника и переписки с друзьями, 48

Ничего в мире нет окончательного и, уж конечно, - окончательной религии или же философии. Человеческие мировоззрения развиваются вместе с нашей Вселенной, центром которой является планета Земля.
Все люди участвуют в проекте «Вселенная». И у каждого в рамках общего - проект собственный. Чем больше будет хороших и разных проектов, тем быстрее и всестороннее пойдет развитие Целого.

Просто написать стихи, когда любишь. Если не любишь, ничего не получится…
Можно раскрываться в любви бесконечно. Пытаться понять и быть понятым, сближать мироощущения, мировосприятия. До полного взаимопонимания. Не это ли означает, стать одним человеком?

Поэт живет творчеством и Любовью. Это не одно ли и тоже? Все остальное вряд ли стоит называть жизнью…

За любовь невозможно платить! Унизительно. Другое дело - дарить, отдавать деньги, чего-то там покупать… Так ведь без этого никуда, не только семья требует определенных расходов.

Чем талантливей человек, тем больней для себя ощущает он чужие страдания.
Лишь когда есть настоящая боль и настоящее счастье, приходит Поэзия настоящая.

Мыслей, идей и проектов должно быть много вот почему.
Где гарантия, что одна единственная Идея, теория, философия или религия – правильная? Должно быть много путей, много проб… пускай, и ошибок. Не ошибается только мертвый. Лишь множественность и соразмерность (одиннадцатая заповедь) может защитить человечество от глобальной Ошибки, разрушения нашей Вселенной, продлить ее жизнь надолго, сколько возможно.
Много умов и много путей – истинный Путь!

Мне тоже мешает «оболочка стихотворения». Она намного плотнее и мертвее его самого. Лучше без оболочки… Однако без формы не донести до других.

«Религия Разума»
http://www.proza.ru:8004/2002/06/04-89
В цикле миниатюр речь о том, что вера не должна быть слепа, фанатики закрывают миру глаза, идеал развивается непрерывно и никакой «окончательной» религии или философии не может быть в принципе. Но без веры, а соответственно, и некой религии, жить невозможно. «Вера и сомнение мерою» - оптимальная линия поведения человека.
Нет абсолютных материалистов или идеалистов, атеистов или же верующих. Все мы совмещаем в себе то и другое, в наилучшем случае равномерно деля собственное сознание между идеализмом и материализмом, верою и сомнением.
Атеизм ограничивает сердце разумом, религия разум - сердцем.
Да, надо быть против фанатической веры, но зачем отрицать религию? Она человечнее атеизма пытается объяснить мир. В единении сердца и разума, силы и слабости, низости и величия.
Отбросьте слепую веру, если разум вам дарит сомнение. Тогда не лгите себе, что вы верите, и не смейтесь надо всем без разбора, но ищите иную, избранную веру свою. Оставайтесь человеком религиозным, не уходите от человеческого, не вынимайте любви из сердца, благородство, возвышенность из души; и разум ваш найдет еще не виданное никем лицо Бога. И Он поведет вас опять, но уже - по вашей дороге. Следуйте за Ним с ясным сознанием, доброй волей и радостью.
Поверьте через Него в себя, и каждый миг жизни Бог будет с вами, а вы будете с Богом!

У Бога нет единого «Я», но все сущие «я» и вообще все, что есть в мире, – Бог. Поэтому удалить Бога из мира – практически невозможно, а забывать о нем – как-то не правильно.
Культура, цивилизация не должны вырождаться в «автоматизацию-механизацию». В мире всегда остается нечто неведомое и непознанное. И, может быть, с развитием нашим этого неведомого становится только больше.
Устраняя «божественное» из жизни, забывая о нем, мы забываем то лучшее, что есть в человеке – пусть неведомую нам до конца, но, очевидно, что неразрывную нашу связь с миром единым.

Деревья живут и ничего не анализируют. Не знаю, вот – любят ли? А мы, люди, умеем любить и умеем - анализировать. Вы думаете, я специально анализирую? Само получается… Приходит откуда-то, что ж, – не записывать?
Наша понятийная система замкнута. Наверное, и замкнулись поэтому у меня конкретные основные взаимосвязанные категории разума.

Суть-то в том, что Вы считаете только свое мнение правильным. А ведь есть и другие – мое, например. Я допускаю, что могут быть отличные от моей точки зрения, Вы – нет.
А ведь, сколько людей, сколько «я», столько и точек отсчета. Мы все смотрим на мир как бы с разных сторон. Бог смотрит через нас Сам на Себя с разных сторон. И, естественно, видит – разное. Потому что, если Вы стоите от предмета с одной стороны, видите одно; я с другой – вижу другое. Если предмет, конечно, не круглый шар, а нечто более сложное.
Мир – очень сложен! Все мы находимся в разных координатах пространства и времени. Соответственно, разное видим и интерпретируем мир по-своему, делаем различные выводы. Это абсолютно нормально.
Не нормально, на мой взгляд, из многообразного, сложного мира делать нечто шарообразное, со всех сторон одинаковое. А ведь именно это пытаются навязать всем некоторые рьяные сторонники определенного мировоззрения, конкретной философии или религии, считающие себя носителями единственной Истинны.

«Добродетель есть знание», «Я знаю, что я ничего не знаю», значит, я – не добродетелен?
«Никто не совершает зла по своей воле», значит, я – ни в чем не виноват, чтобы не совершал?
Вот что следует из предложенных вами цитат.
Нет, эти три цитаты, конечно, не исчерпывают мировоззрения Сократа. Которому я тоже, кстати, симпатизирую. Не берусь, правда, сам формулировать в нескольких предложениях философию, чужую - тем более.
Тем не менее, рад, что у Вас взгляды сложились. Каждый в жизни должен определиться. Сократ – так Сократ… Отличный выбор!

Одни, немногие, строят гипотезы, так или иначе объясняющие устройство Вселенной и предлагают способ для общежития. Другие, многие, если эти гипотезы оказываются в чем-то удобны для большинства, их принимают и объявляют верой. Для всех.
Вот и вся разница между философией и религией.

Мы все видим по-разному и просто называем одинаковыми именами объекты, присваиваем им одни и те же эпитеты. Но вот вопрос, что же каждый видит на самом деле и может ли передать полностью другому именно свое вИдение?
А насчет Дьявола… Если принимать, что мир един, что он в целом и являет собою Бога, значит нельзя допускать нечто второе, параллельное, равноценное Богу. Т.е. Бог объединяет в себе все, в том числе, - зло и добро. Это просто два полюса одного и того же. Недаром ведь проблема теодицеи не разрешена в рамках традиционных учений.
Допустим, два человека смотрят на одно и то же явление, например, на войну. Один, победитель, видит в ней проявление Бога, другой, побежденный, – дьявола.

Не достаточно просто смотреть и видеть… Если каждый сделает доброе и разумное дело, мир станет лучше.

Моя философия - неабсурдная. Или лучше по-другому сказать. С помощью нее и других мыслей всех разумных людей мы и выведем мир из абсурда. Все вместе. Уверяю тебя, это - не пустые слова.
По крайней мере, я лично уже ощущаю свою философию, как мощный стержень, вокруг которого вертится мое сознание, иначе давно бы уже улетевшее в никуда! А завтра ко мне еще кто-нибудь присоединится, всенепременно. Не исключаю, что – ты. Можешь называть это абсурдном, если тебе так легче ей проникаться.

Иногда мы забываем за делами о том, кто нас создал… Мать не будет нас судить никогда, и Бог тоже, наверное…
При жизни судит нас совесть. А после смерти – люди решают, как перед Богом, сохранимся мы в памяти их или нет и что будет это за память.

Совесть – стыд перед Богом, миром единым, внутреннее чувство ответственности.
Цивилизация, отделяя человека от природы, противопоставляя нас Целому, лишает, соответственно, совести. Но мы ведь - высшее в мире. Имеет совесть лишь человек, ощущающий себя не просто неразрывной частью Единого, но ответственной за все сущее.

«Вечная жизнь» в кавычках. Все правильно.
Что подразумеваю под ней?
Конечно, духовный мир. Понятийные структуры - прежде всего. Все новое, что мы привнесли, чем дополнили сущее. Мысли, идеи, стихи, открытия и изобретения и т.д.
От нас останется только то, что мы внесли нового позитивного. Только оно получит «вечную жизнь» в духовной сфере, коллективном сознании человечества. Все остальное найдет свой «конец», прекратит существование, навсегда распадется и, возможно, не останется даже в памяти…
А что именно миру необходимо знает только он сам. Или не знает, и это выяснится со временем. Остается жизнеспособное, развивающееся и помогающее развитию. Все прочее неизбежно находит погибель, не выдерживая конкуренции среди информационных систем, объектов материального или идеального мира.

Мало пишите? Зато больше денег, наверно… Шучу.
Видно, материальное благополучие с душевным спокойствием и Поэзия – как сообщающиеся сосуды: меньше - в одном, в другом - больше.

Любовь - лучший способ согреться.

Да, действительно, все проходит… Где теперь Пеле и Гарринча?
Впрочем, и раньше они для нас были лишь виртуальными. Можно смотреть матчи прошлых лет все подряд и болеть за команды давно не существующих игроков. Какая разница, если результат тебе неизвестен?
И от них, наверное, каменные буквы останутся. А от нас – будут ли? Переживет ли нас хоть одно слово живое - в камне или не в камне, не важно.
А от них останутся кадры живые. Легко можно запутаться, что важнее…

Время не повторяется, не возвращается и не разветвляется. Слава богу!

Свобода человека должна иметь единственное искусственное ограничение - не ограничивать свободу других.
В достижении каждым своей «Мечты» не избежать, конечно же, конкуренции. Но тут надо стараться предлагать нечто новое, дарить, а не пытаться отобрать у других.

Сказав «не поэт», я, конечно, имел в виду не «профессиональный» поэт. И, конечно, на «профессионалов» и «графоманов» - не мое это деление, а любимое занятие Р. Вот в его понятийной системе и констатировано, что сам Р. в поэзии - не «профессионал».
Дело - именно в этом! Сам не являясь «профессионалом», он всех почему-то числит за «графоманов». О себе же деликатно умалчивает, пытаясь быть или казаться кем-то третьим, другим. Нет, не получится. Начинать надо с себя: начал классификацию – классифицируйся!

Всегда рад получить конкретную ссылку, особенно, от тебя. Не забывай их давать, требую тут полной взаимности!
Часто что-то второпях сказанное очень хорошо подкрепить ссылкой на вещь выношенную. Сразу, обычно, иду по адресу, куда посылают.
А когда мне не дают ссылок, а только какие-то там бессылочные отзывы-комментарии, создается, может быть, даже ощущение, что от тебя просто хотят отделаться комментарием, не желая продолжать дальше знакомство и углубленное изучение автора и друг друга.


Рецензии