Блюзовые размышления
Дюк Эллингтон и трубач Артур Ветсол провели эксперимент: в одну квартиру привели двух незнаковых людей – юношу и девушку. А за стеной стали заводить музыку. Пока проигрывали пластинки симфонической музыки, молодые люди чувствовали себя отчужденно. А как только стала звучать музыка блюза, между ними появилось эмоциональное сближение.
И правда, музыка блюза сближает и влюбляет: если вы захотите создать своему любимому атмосферу душевного спокойствия и романтики, то наряду с полумраком в вашей комнате, красным абажуром и зажженными свечами надо просто включить блюз. Молодому человеку станет так одиноко и неуютно от ощущения своего одиночества, что он захочет найти любовного приюта у вас.
Почему у нас блюз не имеет должного распространения и признания? Вроде и социально-бытовые условия подходят (как основа музыкального развития блюзовой темы), и вера в светлое оптимистичное будущее помогает (чем не логическое радостное, пусть временное, но завершение). Но, пожалуй, надо отдать должное тому, что у нас долгое время вообще не принято было считать себя покинутыми и брошенными, хотя бы внешне. Наоборот, нашему социальному «процветанию» можно было и надо было позавидовать, так что о чувствах социальной неудовлетворенности петь было незачем. Эмоционально-любовное состояние сближения народа, создаваемое блюзом, тоже, прямо скажем, не поощрялось.
Блюзу свойственна определенная энергетика. Проблема Москвы, на мой взгляд в том, что город сам является определенным энергетическим сгустком. Т.е. та энергетика, которая присутствует, уже преизбыточна, поэтому для блюзовой энергетики просто нет междолевого пространства (хотя блюз из-за своей импровизационной неустойчивости и огромной силы вроде бы мог просочиться где-нибудь в свободные пустоты). Там где энергетики природной меньше, там и творить легче. Регулярная пульсация блюза присутствует у нас буквально на каждом шагу и отклонений от нее, так называемого «свинга», тоже предостаточно, но только в жизни. А у американцев в реальности только пульсирующий стабильный ритм, после которого в музыке сделать интонационно-смысловое отклонение просто не составляет труда, т.к. их импровизация ввиду рифовой накачки уже просто закономерна. Проблема еще в том, что в Москве не ощущается, как заметил лидер русской группы Gorky Park, времени музыкального, т.е. состояния современности, бурлящей и кипящей музыкальной жизни, потока музыкальной информации и сознания непрерывности музыкального развития и совершенствования. Хотя нельзя не признать, что в России великое множество настоящих авангардистов, но в популярной музыке современная эстетика почти не существует.
Наверное, наше горе – «от ума». Если бы наши тексты попробовали бы избрать также блюзовое строение, я не имею ввиду эмоционально-смысловую и словесную безвкусицу, то они бы легко ложились на блюзовую музыкальную основу и можно было бы соблюсти ее форму словесного текста: трехстрочная строфа блюзового текста, как правило, состоит из двойного (повторяющегося) вопроса и контрастного ответа, откуда выходит и его музыкальная форма – 12-тактовый период, состоящий из трех четырехтактовых фраз. А импровизация в музыкальных фразах вполне возможна на распевании наших гласных и буквосочетаний, в практической удобности которых никто и не сомневался со времен создания народных песен.
Мне кажется, что не хватает самой школы блюзового мышления. И вводить ее нужно, как можно скорей, так как сейчас наблюдается градация сплошного упрощения и унифицирования во всем, не только в музыке. Т.е. введение в определенное эмоциональное состояние происходит на основе ритмовых повторений, а музыкального разрешения и межинтонационной и импровизации не происходит.
Надо дать возможность перейти из создавшегося вида и варианта самовыражения в другую образную ступень, которая однако, на самом деле намного сложнее по восприятию для простого обывательского слуха. А надо отметить, что музыкальная эстетика должна прежде всего отражать дух молодежи как основного потребителя. И если основной потребитель не будет достаточно подготовлен к правильному пониманию и осмыслению нового направления, то это направление сможет реализоваться только в узких кругах, нашедших в нем что-то свое, личное и доступное.
К тому же, каждое музыкальное направление имеет сове время восприятия и свою временную и территориальную диагональ, в которой оно может существовать, развиваться и реализоваться, а затем уступать место новым, более современным и прогрессивным веяниям, а также свое индивидуальное время восприятия конкретными людьми и слоями населения.
Поэтому, если исходить из того, что время движется по спирали, можно оптимистично предположить, что совсем скоро блюз получит новое развитие и возможно новую добавочную форму как раз в России. Почему бы и нет!
1999 г.
Свидетельство о публикации №105011001492