Ржевский-филолог 4

- «Аты-баты, шли солдаты, аты-баты, на базар…»
Ржевский, что за перематы, и зачем им самовар?
- Сразу видно, ты в походах за границей не бывал,
И с башкиром в непогоду у костра не ночевал…
«Аты Баты! – шли салт-атты…» - и тогда поймешь, корнет,
Почему, хоть старовата – перевода песни нет.
«Отче Батый! – шли казаки, шли полки улан, гусар…»
Эта песенка – не враки! – нам досталась от татар…
Только вы, уча «зольдаттен» по училищам своим,
Не поймете, что не мятой, а полынью пахнет дым
Над просторами России. Мы ведь с Азией - века;
И в Европе от Аттилы – оба наших языка.
Аты, ата – главный, отче; атты – всадник, верховой,
Все поймешь, когда захочешь, только думай головой…
Салт – без груза, без поклажи, налегке лететь верхом.
Это – сверху, я ведь даже не владею языком.


***

А зачем им самовары? Чай, бульончик на ходу…
Способ верный, хоть и старый, кушать теплую еду.
Нам с тобой походной кухни не видать еще сто лет –
Самовар в пути не тухнет; только встал – готов обед.


***
Из казахско-русского он-лайн словаря (http://sozdik.kz/):

Салт - без груза, без поклажи, налегке верхом
Атты – верховой; всадник, имеющий лошадь; конный, человек на коне

Оотсюда салт-атты – легкая кавалерия, к которой относились в Европе уланы, гусары и казаки. По-русски звучит, правда? А теперь – снова в словарь:

Улан – гвардеец, гвардия, парень, солдат, юноша
Каз-ак – гусь белый (см. «Слово»: рюриковичи – соколы против степняков – гусей-лебедей, гусей белых)
Гус-ар – вариант произношения в разнообразии диалектов тюркского. В разные времена и у разных народов степи – легковооруженная вольница звалась КАЗаками, ХАЗарами, ГУСарами, ГУЗами, позже в Европе – ГУСитами, ГЁЗами, и наконец, сегодня – «дикими гусями».


Рецензии
Мне говорили - будет "атата"
За то, что прыгал, бил мячом, не слушал маму
За то, что приволок домой кота,
Скормил ему и рыбу и сметану
И долго не давал его прогнать -
Сопротивлялся, плакал и грубил
Пришлось отцу тогда мне надавать
И лишь сейчас себе я прояснил
Что получил я ат ата
Совсем не за кота...

Спасибо за разъяснение детского выражения :)
С уважением.

Пехотинец   05.04.2009 19:13     Заявить о нарушении
И Вам спасибо за еще один забытый тюркизм в русском.

Репин В.   05.04.2009 19:17   Заявить о нарушении
И экспромт хорош! :о)

Репин В.   05.04.2009 19:18   Заявить о нарушении
Вы делаете замечательное дело - пробуждаете интерес к слову, к истории, к межнациональным отношениям :)

Посмотрите мои скромные языковые наблюдения :)
http://stihi.ru/2005/02/17-461

Успехов.

Пехотинец   05.04.2009 19:34   Заявить о нарушении
Кстати в спор со Ржевским вступил журнал "Наука и жизнь".
http://www.nkj.ru/archive/articles/15352/

Дерзайте!

Пехотинец   05.04.2009 19:43   Заявить о нарушении
Прочел НиЖ с интересом. Во многом автор прав, вначале я порой совершал подобные ошибки, но некоторые тезисы очень спорны. Где грань между русским и украинским Г ? В одних туркских языках ЧЁРНЫЙ - ГАРА, в других - КАРА, есть, кажется, и что-то среднее. Как не говорить о переходе Г в К ? или Г в Х ?
Влесова книга - подделка? Возможно. Но, следуя его логике, Пушкин написал сказку "Руслан и Людмила".
А я думаю, он включил туда сведения мифов:

У Лукоморья - дуб зеленый,
златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый...
Идет направо - песнь заводит...

Лукоморье - изгиб берега у Устья Днепра.
"Недалеко от устья есть остров, на котором у русов стоит священный дуб..." - византийцы
"На Хортице сохранились остатки могучего дуба" - путеводитель.
Гепард - единственная крупная кошка, умеющая мурчать и даже как-то мяукать.
Внимание! логика автора статьи: язык изложения не соответствует времени содержания гепардов на Руси (киевская Русь), следовательно, все сказанное является ложью.
Даже если Влесова книга - подделка (хотя скорее, переписка различными славянскими авторами - волхвами в течение столетий), вполне вероятно, что в ней содержатся факты, которым пытались придать документальность, понимая, что слову верить не будут.

Репин В.   05.04.2009 21:09   Заявить о нарушении
Про логику тут говорить не приходится.
По логике статьи, Илиада и Одиссея подделка несомненная,
автографа не осталось, факты не проверены. А "доказательство Шлимана" ничего не доказывает - таблички с названием города не найдено. :)

Пехотинец   05.04.2009 21:16   Заявить о нарушении
А Вы заметили, что они и спорить отказываются потому, что боятся унизиться, сравняться с "обычными" людьми. Забыла наука, что колесо придумал дилетант и он же приручил коня, собаку, пчел. В рисунках охрой выразил талант и инженерные аспекты пирамид учел.

Пехотинец   05.04.2009 21:23   Заявить о нарушении
С доказательством Шлимана я бы не спешил.
На 220 га (1/5 Нижнего парка в Петергофе) разместить войско, способное выдержать 20-летнюю осаду? Хи-хи... К тому же это - бугор без ручьев и колодцев, а главное - без канализации; без вывоза нечистот из города они бы и двух лет не протянули без эпидемий).
На месте Приама я бы ставил Трою на Галлиполийском полуострове - перешеек, гавань, Дарданеллы рядом - чем не таможня: "Дар дан? Не дан - утопим!"
Да и вообще Дарданеллы - это Малые Дарданы. А где большая таможня? Босфор?

Репин В.   06.04.2009 00:31   Заявить о нарушении
Верю, может быть от ДАР ДАН, в нашей это традиции: данники, дань и т.д. А данайцы - те, кто давал дары?

Пехотинец   06.04.2009 22:44   Заявить о нарушении
М.б., и данники :о)
А потом заартачились и решили возбухнуть :о)

Репин В.   06.04.2009 22:47   Заявить о нарушении
Дело обычное, по нынешним временам легко объяснимое :)
Тогда понятно, почему лошадь затащили. Привыкли, не видели ничего необычного, приняли, как признание неудачи, как желание загладить ситуацию, пойти на попятный.

Пехотинец   06.04.2009 23:02   Заявить о нарушении
По поводу Велесовой книги. Насколько понимаю, это даже не может быть многолетней перепиской из тех же соображений, что и в статье. Мне приходилось читать более подробные разборы. А главное, обратите внимание, что никто из ныне живущих не видел оригинала - "дощьки Изенбека". Якобы их из России вывезли в гражданскую, а потом они куда-то потерялись. Удивительно, что Велесову книгу столь много народа воспринимает всерьез. Хотя понятно - ну оочень хооочется чего-то такого таинственного. К тому же нежащего болезненное национальное самолюбие.

Виктор Станчик   27.01.2010 23:11   Заявить о нарушении
Так что пусть наш Ржевский продолжает свои опыты. Просто будем воспринимать это адекватно: как развлечение.

Виктор Станчик   27.01.2010 23:12   Заявить о нарушении
Виктор, есть простой способ проверить.
Во Влесовой упонинаются карпени. Это выдумка автора или Вы знаете, о ком идет речь?
Ответьте, и тогда мы продолжим.

Репин В.   27.01.2010 23:20   Заявить о нарушении
Придется подождать другого, независимого свидетельства. До того можно считать, что выдумка.

Виктор Станчик   27.01.2010 23:38   Заявить о нарушении
Ладно, не буду Вас томить.
http://www.proza.ru/2009/11/17/53
http://www.proza.ru/2009/12/04/1334
До этого карпени оставались загадкой, как и одноглазые аримаспы Геродота :о)

Репин В.   27.01.2010 23:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.