Проблема свободы. Часть первая. Определения свобода индивидуума

Свобода пространственная… Не правда ли звонко и прерывисто звучит эта фраза, иных, возможно, заставляя что-нибудь думать, мыслить, вспоминать… Ну да ладно. Учитывая основную и ведущую соответственно специфику нашего произведения – продолжим.
Ясно, что в пространстве человек, как существо биологическое, всегда был ограничен, поэтому под пространственной свободой я предложил бы понимать свободу перемещения человека в пространстве, ограниченную разве что уровнем прогресса человечества и его биологическими “невозможностями”.
В этом плане наличие всякой частной собственности на объекты возможного перемещения человека уже есть ограничение пространственной свободы индивидуума. Однако может оказаться, что два различных индивидуума претендуют на одновременное нахождение в данном месте пространства. Поэтому возникает необходимость в том, чтобы, не нарушая свободы каждого из них, тем не менее, предоставить им реализацию их свободы, что возможно лишь в рамках договорённости между индивидуумами.
Теперь же, если сочетать свободу пространственную со свободой внутренней, возникает случай, когда нужно воспитать свободу внутреннюю не как нежелание принятия чужого “внутреннего”, а как желание развития своего “внутреннего” и “внешнего”. В данном случае будет практически исключена даже сама возможность негативного конфликта между индивидуумами.
Помимо того, что свободу ограничивает частная собственность на объекты возможного перемещения, пространственная свобода индивидуума ограничена и в том случае, когда индивидуум не имеет доступа к средствам своего возможного перемещения. Однако же, именно, нарушение свободы подобного рода и есть один из наиболее распространённых видов ограничений свободы, которые, между прочим, подаются как та самая “вынужденная необходимость”, против которой я предложил бы съединиться на почве построения структуры надгосударственного общества.
Я думаю, что, учитывая тот факт, государство во всё большей мере не реализует своих непосредственных функций, уже возникла потребность в том, чтобы отказаться от подобных громоздких структур и перейти наконец-то непосредственно к человеку. Об этом столь много говорится, но всё больше в контексте государственности, что лишний раз поднять эту проблемку было бы излишне банально, но, именно, из этой кажущейся банальности и нежелания понять хотя бы самую поверхность этой проблемы и порождается затем внутренне беспокойно-буйное состояние, которое психологи отождествляют со всевозможными расстройствами. В данном случае эта болезнь ползёт потихоньку по умам человеческим и попросту не даёт даже приблизиться к состоянию счастья.
Замечу, что пространственная свобода не подразумевает свободы действий, однако, не свободный в перемещении человек уже не свободен в действии.
В случае пространственной свободы следует также понимать степень значимости этой составляющей свободы для конкретного индивидуума. Именно, эта составляющая считается в нашем обществе доминирующе значимой. Причём подобное узкое понимание свободы “навязывается” человеку. Из этого можно заключить только одно, а, именно, что (да возрадуется моя рационализованная паранойя!) существует некоторая общественная прослойка, которая нарочито прививает эту часть свободы, нарекая её в наиболее общем смысле. Свобода не может быть навязана – и это утверждение можно принять за истину, но свобода может быть не использована не потому, что  человек не свободен, а потому, что индивидуум не имел доступа к существующему определению свободы, в силу того, что сам, по своим убеждениям или как-либо иначе, не построил приемлемое ему определение свободы.
Пространственная свобода характеризует также возможность человека находиться в достижимой части пространства неограниченное время, но, в силу ограниченности ресурсов доступа и поддержания жизнедеятельности,  эта часть пространственной свободы не сможет быть реализована ещё длительное время. Т.о. можно заключить, что пространственная свобода – это обязательно расширяющееся понятие, в смысле прогресса. Более того, до тех пор, пока не будет изменена схема распределения ресурсов в обществе и прогресс общества не окажется достаточным для отказа от государственности и для перехода на новый способ хозяйственных отношений, свободы даже в пространственном смысле не будет существовать.
Ещё можно сказать, что пространственная свобода – это также обязательный
открытый доступ к производимым обществом ресурсам и услугам. Впрочем, мной предполагается, что спектр услуг будет увеличиваться, но прогресс позволит человеку не тратить треть своего времени на предоставление этих услуг другим.
Можно долго и упорно отстаивать совершенно различные взгляды на свободу: иные, пожалуй, защитили бы докторские диссертации и “съели бы на этом собаку”, однако и, увы, мне не претит предстать эдаким кричащим бестолковцем, каковым я, впрочем, и являюсь – я не желаю излишне долго задерживаться здесь – но ж таки продолжаю:
Итак,


Рецензии