Проблема свободы. Часть первая. Определения свободы. Начало
И вот она, истина первая: мы зависим. Действительно зависим. И никогда не наступит мгновения, когда мы перестанем зависеть; а, значит, свобода – это не независимость; но эта не независимость от чего? если от погоды и пищи, то мы излечимы, но если наша не независимость превращается в зависимость, то мы уже не свободны. Т.е. степень свободы определяется не количеством зависимостей, а качеством связей этих зависимостей. Однако как следует понимать качество связи, в рамках которой мы не независимы? – Это можно оценить с помощью нашей внутренней потребности в этой связи, что реально отражается в нашей деятельности. Т.е. качество связи не независимости определяется из соотношения реальных потребностей, продиктованных видом деятельности индивидуума, что уже само по себе гарантирует произвольность этой потребности, по отношению к тому, насколько в большей или меньшей степени индивидуум реализует эту не независимость. Не независимость, таким образом, это ещё не сеть зависимость в моём понимании. Настоящая зависимость начинается там, где человек либо не осознаёт свою зависимость, либо посредством только этой зависимости он получает психологическое удовлетворение от своей жизни. По-настоящему это уже не будет жизнью, но человек, не замечая разницы (см. Фромм), будет продолжать влачить своё существование, не осознавая этой разницы: разницы между деятельной жизнью и стереотипичным существованием в образе homo sapiens.
Я не буду определять деятельность и отошлю любопытного читателя к учебникам психологии, отчасти от моей нелюбви к зазубриванию, отчасти от нежелания копаться в специальной литературе. Начиная отсюда, предупреждаю всех своих читателей, что всё здесь написанное есть лишь плод моих воззрений и потому может восприниматься как симбионт жанров, однако (по усмотрению) может рассматриваться и как независимое исследование.
Следуя далее моей логике, приходим к тому, что, в конечном счёте, человек становиться свободным только с достижением определённого возраста, социального статуса и только при условии сознания своей свободы.
Природа человеческая есть набор его отличительных видовых, родовых, классовых и т.д. вплоть до типовых и царственных отличий и сходств. Всё это слито в человеке и проявляется как вместе, и тогда это истинно человеческое, так и в отдельности, и тогда это животное. Однако только социальное не обеспечивает свободы человека, потому что одна из её частей это свобода духовная. Но чтобы нам не плавать по столь обширным просторам свободы, я предлагаю остановиться для начала на свободе пространственной, что мы и будем рассматривать в следующем параграфе.
Свидетельство о публикации №104122701099