Поэт-демон

Для  так называемого века серебряного посредником с тонким миром того времени стал Блок. Довольно посредственная поэзия. На этом сайте можно найти и получше. Видимо человек оказался в нужное время в нужном месте. А поэтическая среда имеет склонность накручивать и раскручивать друг друга, гася неугодных. Знаменитая «Незнакомка», например, нисколько не впечатляет. Если у Пушкина нет ни одного лишнего слова, ясная поэтическая мысль.  У Блока малопонятные надуманные образы, которые не всегда можно оправдать поэтическим мышлением. Здесь Блок неоригинален, многие сочинители выдают словесный блуд за поэзию, чуть ли не пушкинского масштаба. Если от Пушкина зачаровываешься, его строфы запоминаются.  То томик Блока даже не хочется брать в руки, а, закрыв его, хочется отряхнуться.
Но самое страшное начинается дальше. После повторного и вдумчивого прочтения его стихотворчества начинаешь понимать, что такое культурная гигиена. От книжки Блока хочется избавиться как от чего-то гадкого и опасного.
Полунамёки, полуобразы, полутени, полукраски, иносказания, недосказания, вокруг да около – эзопов язык, понятный лишь для посвящённых. Напомню, это начало века, преддверие революции. «Буря, скоро грянет буря» - вещал Горький. Даже горькому Алексею Максимовичу это было ясно, что уж говорить про сладкого Александра Александровича, коему уже мерещились голубые дали.
   
Но сначала надо было «пальнуть пулей в святую Русь!»  Кульминация его творчества, поэма «Двенадцать», является бесценным поэтическим артефактом истории. Как говорят, тогда рукою Блока водил вселившийся в него демон революции. Поэма, написанная за одну ночь, на одном дыхании. Её можно смело подшивать в дело для суда истории.
«Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови –
Господи, благослови!»
Благословил. Просьба, сформулированная в начале поэмы, была удовлетворена видением в конце. Только представьте, торжествующий Христос в венке славы с Красным Знаменем в руках. Вот оно, свершилось! Переходящее Красное Знамя начало свой кровавый путь. И от кого! От самого Спасителя. Такие откровения дорогого стоят, их надо хранить в Алмазном Фонде за бронированными дверями.

Не во всякого поэта вселяются демоны. Тематика демонизма и насилия основательно занимает поэтическое вдохновение Блока.
«Боюсь души моей двуликой, - Блок о себе,- и осторожно хороню свой образ дьявольский и дикий в сию священную броню».
Наверно все пламенные революционеры страдали двуличием и прятали в себе бесов. Но Блок откровенничает дальше:
«В своей молитве суеверной ищу защиты у Христа, но из-под маски лицемерной смеются лживые уста. И тихо с изменённым ликом, в мерцаньи мертвенном свечей, бужу я память о Двуликом в сердцах молящихся людей.»         
Вспоминайте же, люди, Христос то двуликий и лживый – призывает Блок собравшихся в церкви людей. Но вот устои наконец-то сокрушены:
«Вот – содрогнулись, смолкли хоры, в смятеньи бросились бежать».
И, хихикая, Блок изящно завершает:
          «Люблю высокие соборы, душой смиряясь, посещать».
Хи-хи-ха! Ну как тут не подружиться с демоном революции.
      
Эзоповы откровения бьют из Блока ключом.
«Россия, нищая Россия, мне избы серые твои … как слёзы первые любви!» - чуть ли не плачет Блок от радости при виде доведённой до нищеты страны.  Жалости, чувства вины или возмущения нет.
«Тебя жалеть я не умею» 
И объясняет почему:
«и крест свой бережно несу».   
Что у Блока за крест он намекает призывом к России:
«какому хочешь чародею отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет».
Только отдайся, ничего страшного не будет:
«лишь забота затуманит твои прекрасные черты».
Обман обольщения. Но это мы теперь знаем, что Россию не забота затуманила - страна кровью умылась. Ну и что, - уже готов ответ у Блока, – «одной заботой боле – одной слезой река шумней». Подумаешь реки крови, одной больше одной меньше.
«Твой будет ужас бесполезный – лишь вдохновеньем для меня».
Тут уже слышен гомерический хохот Блока. Любой садист подпишется под этим хохотом.
Кликуша Блок накликал-таки беду. «И невозможное возможно»  и развязались «дикие страсти под игом ущербной луны». Иоанн-предтеча кровавой бани революции. Место в склепе рядом с Лениным он заслужил. Мы видим Ленина, а подразумеваем поэта-демона. Мы смотрим на его памятники при свете дня, но тень за ним – Блока.

Спора нет, поэтический талант у Блока был. Почему у демонических личностей не может быть таланта. Они также пишут, ваяют, рисуют, малюют свои чёрные квадраты. Вопрос в том, какой пафос они вкладывают в свои порождения. Что является красной нитью творчества Блока?  Ответ в «Демоне». Банально говоря, ключ к пониманию его поэзии. Демон в «Демоне» это сам Блок. А его жертва – страна пребывания Россия.
       Какой-то человек говорил, что судит о людях по их отношению к Высоцкому.  Блок является такой же лакмусовой пробой для оценки людей. Если телебай Сванидзе взахлёб восхищается Блоком, то это явно нерукопожатный типаж. Чтоб не пришлось потом отмывать руку спиртом от крови революции.
Тем не менее, Блок ценен нам как свидетельствующий  живописец истории. Как квадрат чекиста Малевича нельзя выкинуть, так и стихи-квадраты духовного чекиста Блока нужно хранить, вывешивая рядом с этим квадратом.   
        Более всего поражает другое. Этот русскоязычный русскопишущий русоненавистник прочно прописался в школьной программе. Страшно сказать, в качестве классика русской литературы. Тихий ужас. Дурдом в квадрате. Воистину, и невозможное возможно под игом ущербной луны.  Христос воскресе!
Воистину дурдом.


Рецензии