Чёрный квадрат

(рецензии 3-х критиков на картину Малевича)

1-й критик:

Что проще может быть
Обычного квадрата?
Банальной черноты,
В чём тут супрематизм?
Иль плачет по «творцу»
Больничная палата,
Его супрематизм –
Полнейший кретинизм.

И русской школы, знать,
Совсем загнили корни.
Он Репина, Крамского,
Серова оплевал.
На очереди что,
Зелёный треугольник?!
Малевич он, творец!..
Вон что намалевал!

Как не краснеет кисть,
Рисуя эту пошлость.
«Фантазия в гробу» -
Как надо бы назвать.
Бездарное пятно,
Музейная оплошность.
Рука ведь поднялась
В музей сей бред принять.

Картинами подчас
Латают в стенах дырки,
А тут на полотне
Зияет чернота.
Супрематизм, квадрат,
Заумья, подковырки!
Тьфу, трезво посмотреть –
Лишь перевод холста.

А критикам теперь –
Хитрить и изголяться,
Чтоб только, не дай бог,
Свой хлеб не потерять.
Нет, за таким рублём
Я не привык гоняться,
Сей высочайший бред
Я не могу принять.
Уверен, что мои
Слова осудят позже;
Оценят черноту
В зелёных миллиард,
Сломают все мозги
И вылезут из кожи,
Но всё же объяснят
Безумный авангард.

 2-й критик:

«Фантазия в гробу» -
У Вас, мой критик юный.
Пришпорьте Ваш язык,
Захватывает дух.
И фальшь Вам не к лицу,
Подстройте Ваши струны,
А то их грязный тон
Мой искалечит слух.

Как просто осуждать
И обсуждать другого,
Скучнее Ваших нет
Циничных острых слов.
Как можно не вкусить
И не понять такого?
Ах, Вам бы подрасти
На дюжину голов.

Тогда бы ты, мой друг,
Так лихо и беспечно
Не вздумал распускать
Свой бестолковый хвост.
И то, что ты разнёс,
Поверь, жить будет вечно.
Не смог се раскусить –
Твой разум слишком прост.

Ты знаешь, я и сам
Был глух самоуверен.
Ведь критик я, мог долг
Творения бранить.
Я был горяч, умён
И так суров и зелен,
Что позволял себе
Всех гениев учить.



Свой позабудь устав,
Когда ты пребываешь
В чужом монастыре,
Прими, понять сумей.
Не бойся, своего
Лица не потеряешь
И, мудрость обретя,
Проникнешь в суть вещей.

Я долго размышлял
И погружался в бездны
И в домыслах своих
Пришёл к таким верхам,
Что от избытка дум
Вдруг как-то стало тесно,
И я перешагнул
В квадрата чёрный храм.

 3-й критик:

Быть может, это то,
Что было до созданья.
То чёрное ничто,
Бездонность, тишина.
Пусть домыслы мои –
Бессмыслица, гаданье,
Но, кажется, что суть
Квадрата мне ясна.

Здесь вечности портрет…
И время растерялось,
Куда ему спешить
Вперёд или назад.
Мне что-то в черноте
Квадратной показалось:
Закрытый горний рай
Или открытый ад.

А может это лишь
Ячейка мирозданья,
Начальная строка,
Кирпичик бытия,
Мельчайшее звено –
Молекула, созданье,
В котором заключён
Весь разум с высшим Я.



Пойми, здесь маг творил,
Здесь высшее – супремус.
Здесь физика не та,
И логика не та.
(Как странно осознать).
Здесь обезличен демос
И сведена на нет
Земная суета.

Не сказано ещё,
Не названо, не спето,
Ещё не рождено.
И заповедей нет…
Не сотканы слова,
Не созданы запреты,
И ни один не смел
Ещё связать обет.

Всё в высшей черноте
Готово воплотиться:
Начало и конец,
Рождение и смерть.
И в чьих-нибудь глазах
Ей суждено открыться
И выплеснуть на свет
Сияющую твердь.


Рецензии
«Черный квадрат» Малевича это явление достойное внимания и обсуждения, хотя бы на Вашей странице.
Напрасно Вы отнесли это стихотворение к шуточным стихам, это же - лирика философская.
К шуточным можно отнести фразу :
Ты, как Малевича квадрат,
Но только проще во сто крат.
Ни в коем случае не примите этого на свой счет, хотя бы потому, что
Я рад, что прекрасные женщины с нами,
Пусть, даже, и с мужскими именами.

Анатолий Митенков   14.08.2005 15:35     Заявить о нарушении
А если бы оно было на другой странице, оно не было бы достойно внимания? Шучу.

Под мужским именем мне приятней писать. То что из мужских уст звучит с изюминкой, из женских - покажется грубостью, пошлостью; мужчина может больше сказать.

Спасибо за рецензию.

с уважением, Мария.

Мария Белялова   14.08.2005 22:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.