Чугунный ларец
Чугунный ларец словно лёгкий ажур.
Обманчива лёгкость – в ней тяжести сила.
Чугунную тяжесть едва ль удержу.
Ларец отливали в Кыштымских заводах.
Плавильная печь на древесном углé.
Его красоту в поэтических одах
поэты ещё воспоют на земле.
В Париже на смотре чудес и прогресса,
гордясь, называли его «павильон».
В него отдохнуть заходили принцессы,
монархи назначили цену в миллион.
–Нет, царь не продаст, государь не азартен,
не льститесь, не выжил монарх из ума!
Творец-архитектор ларца – Баумгартен,
а мастер модельный – Тарасов Кузьма.
А как возникают красивые вещи?
Из мысли? Молитвы? Из пробы пера?
Из силы таланта, что Богом завещан,
подарен в наследство одним мастерам.
От пробы пера, а в рисунке от мысли
идёт архитектор в проекте своем.
Модельщиков тоже сомнения грызли:
как в плоском рисунке наметить объём,
как сделать чугун невесомо-прозрачным,
узреть сквозь него и лазурь, и багрец,
и черный металл чтоб не выглядел мрачным,
постройка смотрелась, как царский дворец.
И скульптор Диллон с полотна Васнецова
списал о Печали и Радости гимн.
Так тема рельефно воспрянула снова
дуэтом двух птиц – Алконост и Сирин.
Дракон – с рукояти серебряной чаши,
и крылья – тугие его паруса.
Змей позой красив и нисколько не страшен
меж тысяч сложнейших деталей ларца.
Модельщики верят в работе стамескам,
из липы изладят любую деталь
Кузьма утопал в этом замысле дерзком –
сработать из дерева всю «пастораль».
И только когда каждый клин был подогнан,
и лучше придумать уже не с руки,
пришел Баумгартен, обученный догмам,
и просто сказал: «Молодцы, мужики».
Тарасов Кузьма и Широков Димитрий –
два резчика, каждый легендою стал.
С моделей сперва будут формы отлиты,
А в них разольют непокорный металл.
Вот срок подошел, и чугунное чудо
отправилось в путь по чугунке в Париж.
Европа такого не знала покуда.
Казалось бы, чем ты её покоришь?
В багажном вагоне в трудах неустанных
творцов и ремонтников тесный кружок –
в прямых картузах, в длиннополых кафтанах,
с заправкою брюк в голенища сапог.
Тех кружев Париж даже глазом не щупал.
Чугунным ларцом был васьма удивлён.
И в зале, где крыша хрустальна, как купол,
толпа обсуждала «сквозной» павильон.
Веселая жизнь – варьете и фокстроты.
Польщённый Париж мастеров не забыл.
Хронометр карманный чеканной работы
умельцу Росии наградою был.
Закончена выставка. Собраны в ящик
чугунных устоев и ширм кружева.
Париж провожал на перроне стоявших,
какие-то вслед говорил им слова...
В ответ мастера обещали вернуться,
грозились шедевры с собой привезти.
Еще не задули ветра революций
и к творчеству были открыты пути.
Нелёгок был шлях социальных свершений.
О шумном успехе забыли давно.
Чугунное чудо красы совершенной –
кому в коммунизме потребно оно?
Париж рассуждал, дескать, не продаётся
шедевр, представлявший России лицо.
Теперь, говорят, в котелки перельётся
и будет кормить подраставших бойцов.
У этой идеи был свой самородок.
Страна не забыла того удальца.
Партиец-директор на план сковородок
пустил в переплавку две трети дворца.
В ту пору не все было столь же нелепо.
Хотя бы один эпизод я возьму,
случившийся в год ликвидации НЭПа :
тогда снова к делу призвали Кузьму.
К тридцатому году победы в Париже
Умельцы решили тряхнуть стариной.
Модельшик Кузьма и другие с ним иже
свели из останков фасад боковой.
Их куцая стенка хранила узоры,
смутившие всех европейских царей.
Серьёзны сегодняшних зрителей взоры,
А веки от слёз набежавших сырей.
Почти перед самым закатом столетья
отлили другие уже мастера
скульптуру, штандарты, венки и соцветья –
создали дворец, как стоял он вчера!
И вновь павильон восхищает ажуром.
И снова ларец выставлять повезли.
А время позволит, и я расскажу вам
о новых умельцах уральской земли.
Свидетельство о публикации №104122101144