Квартет

Мазок ли совершенной кисти, 
смычка ль упругое движенье –
всё подчиняется в артисте
успеху самовыраженья.

Друзья-товарищи по цеху
мольберта, полотна и краски
не ведали пути к успеху
без пикника и нервной встряски.

И нотную тетрадь листали
с щемящим чувством обретенья.
Они искали в нотном стане
искусств и чувств переплетенья.

Не пропускал таких обедов,
заваливаясь с шуткой грубой,
с мороза в двери Мясоедов
с альтом своим под тёплой шубой.

Мужи, наслышанные истин,
отдавшие себя работе –
князья искусства, дожи кисти,
творцы магических полотен –

квинтетом или только трио,
но чаще всё-таки квартетом
они задорно и игриво
дарили слушателям лето.

Интеллигентный люд московский 
охотно посещал концерты
в гостиной, где царил Маковский
и приглашенные эксперты.

Не то, чтоб каждый виртуозен,
но знали, как поставить палец
чудак Брюллов, и скульптор Позен,
и Мясоедов желчный старец.

Заставят петь сухие жилы
и выразят любви томленье.
Под их смычком шедевры жили 
и приводили в изумленье.

Без лишних споров и мучений
играли в лад, по крайней мере,
с Брюлловым на виолончели,
с Маковским на его «Гварнери».

Играл на полном «Страдивари»
четвёртый музыкант квартета.
Художники его прозвали
подарком каторжным за это.

Прикован  был он, словно  к тачке,
к своей великолепной скрипке
под Мясоедовы подначки
и безобидные улыбки.

А заключительные ноты
звучали громче и сильнее.
Кричал с восторгом «Браво!»  кто-то
и аплодировал Танеев.

Не слыл он гордецом кичливым.
Бывал не раз в собраньи этом
и музыкантов осчастливил
написанным для них квартетом.

Немало в пьесах бурелома,
но исполняли, что просили.
Играть любили Гурилёва,   
певцов  доглинковской России. 

Ценили в музыке старанье
играли мощно, таровато,
и тот заслуживал изгнанья,
кто не вытягивал «фермато»*.

Однажды господин Маковский
был срочно вызван в дом Брюллова.
Желтел в подушках профиль броский
и тихое звучало слово.

«Видать, я к вечеру отъеду.
Вот и пришла моя расплата.
Скажи друзьям и Мясоеду,
что я не вытяну фермато».

А в скорбный день сорокоуста**
при свете лампочек, свечей ли –
квартет играл, и было грустно
вступление виолончели.

Поминки или именины –
всё на земле имеет цену.
Художники незаменимы,
кто б им ни приходил на смену.

—–
*  нотный знак, увеличивающий длительность ноты на неопределенное время.
**один из сорока дней молитв по усопшему.


Рецензии