Квартет
смычка ль упругое движенье –
всё подчиняется в артисте
успеху самовыраженья.
Друзья-товарищи по цеху
мольберта, полотна и краски
не ведали пути к успеху
без пикника и нервной встряски.
И нотную тетрадь листали
с щемящим чувством обретенья.
Они искали в нотном стане
искусств и чувств переплетенья.
Не пропускал таких обедов,
заваливаясь с шуткой грубой,
с мороза в двери Мясоедов
с альтом своим под тёплой шубой.
Мужи, наслышанные истин,
отдавшие себя работе –
князья искусства, дожи кисти,
творцы магических полотен –
квинтетом или только трио,
но чаще всё-таки квартетом
они задорно и игриво
дарили слушателям лето.
Интеллигентный люд московский
охотно посещал концерты
в гостиной, где царил Маковский
и приглашенные эксперты.
Не то, чтоб каждый виртуозен,
но знали, как поставить палец
чудак Брюллов, и скульптор Позен,
и Мясоедов желчный старец.
Заставят петь сухие жилы
и выразят любви томленье.
Под их смычком шедевры жили
и приводили в изумленье.
Без лишних споров и мучений
играли в лад, по крайней мере,
с Брюлловым на виолончели,
с Маковским на его «Гварнери».
Играл на полном «Страдивари»
четвёртый музыкант квартета.
Художники его прозвали
подарком каторжным за это.
Прикован был он, словно к тачке,
к своей великолепной скрипке
под Мясоедовы подначки
и безобидные улыбки.
А заключительные ноты
звучали громче и сильнее.
Кричал с восторгом «Браво!» кто-то
и аплодировал Танеев.
Не слыл он гордецом кичливым.
Бывал не раз в собраньи этом
и музыкантов осчастливил
написанным для них квартетом.
Немало в пьесах бурелома,
но исполняли, что просили.
Играть любили Гурилёва,
певцов доглинковской России.
Ценили в музыке старанье
играли мощно, таровато,
и тот заслуживал изгнанья,
кто не вытягивал «фермато»*.
Однажды господин Маковский
был срочно вызван в дом Брюллова.
Желтел в подушках профиль броский
и тихое звучало слово.
«Видать, я к вечеру отъеду.
Вот и пришла моя расплата.
Скажи друзьям и Мясоеду,
что я не вытяну фермато».
А в скорбный день сорокоуста**
при свете лампочек, свечей ли –
квартет играл, и было грустно
вступление виолончели.
Поминки или именины –
всё на земле имеет цену.
Художники незаменимы,
кто б им ни приходил на смену.
—–
* нотный знак, увеличивающий длительность ноты на неопределенное время.
**один из сорока дней молитв по усопшему.
Свидетельство о публикации №104122001787