Академик живописи Куинджи

Архип Куинджи – кто таков?
Профессор. Педагог.
Всегда в толпе учеников.
Творил он в створе двух веков
и был к студентам строг.

Когда ещё он пас гусей
и не имел сапог,
мечтал он дать отчизне всей
богатства, вволю сытных щей,
однако, дать не мог.

Он в повседневной суете
хранил идею ту,
не оставлял и мыслей тех,
считая, что,  разбогатев,
осуществит мечту.

Стал уважаем и мастит,
писал свои холсты,
смог дивиденды нарастить
и знал, что бог его простит,
коль денежки густы.

Себя ни капли не щадя,
он продал новый дом
и «Березняк после дождя»*
и всё, что, сердце бередя,
далось ему с трудом.

А как он сделался богат,
сильней купцов иных,
и стал сам черт ему не брат,–
вернуться к мысли был он рад
о бедных и больных.

Больных – в Италию и в Крым.
С чахоткой – на курорт.
Ссужал, оплачивал, дарил.
Для хворых пенсион открыл,
а для спортсменов – корт.

У живописца конкурент –
весь круг его коллег.
Куинджи часть несметных рент
отчислил на эксперимент,
как истинный стратег.

В академических кругах
пошел слушок, стоуст:
«Ах, премии! Награды – ах!,
но ждет необратимый  крах
поборника искусств».

Махнул рукой, сказал: «Я – пас!»
Мой промах объясним.
Корм не в коня, а рубль не в вас,
но интерес чтоб не погас,
часть премий сохраним.

А премия сродни праще,
когда талант могуч.
Она даётся не в ущерб –
в ней ключ к успеху вообще,
но не отмычка – ключ!

Студент перенимает вкус
солидного жюри.
Едва прослушав первый курс,
уже мотает он  на ус
лохмотья мишуры.

И самобытный божий дар
того, кто ждал наград,
перерождался в скипидар,
и всё святое разъедал,
не ведая преград...

А мэтр студентов приглашал
с собою на пленэр**.
Все постулаты сокруша,   
умела юная душа
осваивать пример.

И вдруг, как смерч, студентов бунт
воспрянувших от сна.
Куда идут, кого гребут,
кого, за что, куда ведут,
не видно из окна.

Студенчество – взрывной народ.
Студент, коль спит, хорош.
Кто у студентов коневод,
кто подстрекал весь этот сброд –
не сразу разберешь.

«Архип Куинджи, полугрек, –
писал жандармов шеф, –
как нам доносит  имярек,
дурманит сотни человек,
штампует под клише.

Одних возил бесплатно в Рим,
другим снимал жильё.
Для них он был неповторим,
смутьяны слепо шли за ним
на поприще своё.

От беспримерных тех даров
студент остервенел».
И вот уже Указ готов:
уволить из профессоров,
от живописных дел.

Низвергнут юности кумир,
нагрянула беда.
Объект пародий и сатир –
хотел он лучше сделать мир,
а вышло, как всегда.

*   А. Куинджи. Березовая роща. 1879.
** Живопись на открытом воздухе.


Рецензии