Живописец Григорий Мясоедов
холсты испытанной рукой.
И всё ж, признание изведав,
он потерял былой покой.
Как чувству жгучему такому
отыщешь объясненье вдруг?
И едет из Москвы к Крамскому
художник в мокрый Петербург.
А в гордой северной столице
невольно примечает он
немало, да ещё с торицей,
незабываемых имён.
Талант к таланту – это ль горе!
«Но где возьму такую нить,–
прикидывал меж тем Григорий,–
чтоб их а артель объединить?»
Нет, живописец не артельщик,
не умещается в устав.
Он создаёт такие вещи –
взглянул и голова в кустах.
А всё-таки – сплотиться надо.
Берись за кисти, и не трусь.
И «Передвижников» плеяда
прославила Святую Русь.
Молоденькие живописцы,
как ныне, жаждали реформ,
искали абсолютных истин,
борений цвета, блеска форм.
Чего хотят: рожна иль неги?
В полотнах мыслей ни на грош.
Рисуют Питер в талом снеге –
противно выйти без калош!
Что для искусства их затеи,
когда упадок и угар:
повсюду царские лакеи,
шеф Академии – жандарм.
Сарказм рассерженого мэтра
не принимала молодежь,
предпочитая вместо «ретро»
прилёт грачей, весны галдёж.
Один в бревенчатой избушке
работал ночью он и днём,
и даже верные подружки
уже не помнили о нём.
Уставши, опускал завесу
на итальянский свой мольберт.
Сперва играл на скрипке пьесу,
за пьесой – Моцарта концерт.
И не рискуя ошибиться,
он думал в гордостью о том,
что был в квартете живописцев
давно испытанным альтом.
Так жил он в Питере промозглом,
меняя кисти на смычок,
и понимал усталым мозгом,
что совершенно одинок.
И Одиночество, как даму,
он приглашал на самовар.
И Одиночеству упрямо
твердил, что он ещё не стар.
Худой, высокий, басовитый.
Его кривой не портил нос.
Он был король. Король без свиты.
И свой венец достойно нёс.
Царь Грозный был великолепен:
убийца в нём подстать отцу.
Царя писал художник Репин
по мясоедову лицу*.
—–
* И.Репин. Иван Грозный и сынг его Иван. Холст, масло.1885.
Свидетельство о публикации №104122001766