Эзотерика

ЭЗОТЕРИКА

В энциклопедиях понятие "эзотерика" определяется как тайное учение, которым оперировали узкие клановые сообщества; оно было доступно только Посвящённым, не имеющим права распространять его дальше. Основателем первой относительно открытой школы духовного знания был Пифагор, который двадцать лет учился в древнем Египте и получил там посвящение. Пифагор был первым популяризатором эзотерического знания и он первый сформулировал чёткое разделение знания на эзотерическое и экзотерическое. Эзотерический (греч. - направленный внутрь) и экзотерический (греч. - направленный вовне). Два вида знания эзотерическое и экзотерическое - представляют из себя диполь, двуполярную систему доступного человеку знания.

Сейчас я хочу обратить внимание на источник эзотерических знаний, на то, откуда они появились.

Если эзотерические знания можно получить только путём посвящения, то у каждого эзотерика должен быть свой Учитель, который посвятил его в это знание и сообщил ему его. Спрашивается: откуда получил знание Учитель? В таких случаях обычно отвечают: от своего Учителя. А тот Учитель? У того Учителя был свой Учитель, а у того опять свой и так далее. В конце концов, в каждой эзотерической школе принято говорить, что в начале духовной традиции школы был Великий Учитель, получивший знание путём прямого восприятия от какого-нибудь хранителя Божественного Знания или от самого Бога.

Я не буду сейчас затрагивать вопрос персонификации источника, из которого получали своё знание основатели различных эзотерических школ, скажу только, что источник этот есть, он один у основателей всех эзотерических школ.

Отдельно скажу, что всегда были, есть и будут люди, способные к прямому восприятию знания из того Источника, но редко встречаются люди, способные основать собственную школу. Ещё реже возникает необходимость в создании новой эзотерической школы.

12.12.2004


ДВА УРОВНЯ ЭЗОТЕРИКИ

Итак, существует эзотерическое знание, передаваемое по линии передачи внутри закрытых для непосвящённых школ, и доступное для людей, неспособных к прямому восприятию, но способных понять возможность существования такого знания умом.

И есть люди, способные к прямому восприятию эзотерического знания, недоступного для неспособных к такому восприятию.

Исходя из указанных двух обстоятельств, следует всю эзотерику, как явление, разделить на две части. Первая часть - это теоретическое, хранимое в линиях передачи эзотерических школ, знание. Вторая часть - знание, получаемое путём прямого восприятия людьми, способными к такому восприятию. Соответственно этому всех эзотериков следует разделить на два уровня: на кустарей, знающих эзотерику теоретически и способных кое-что из узнанного применить на практике, и на истинных эзотериков, постигающих закрытое знание путём прямого восприятия. Для истинного эзотерика теория имеет прикладное значение, с её помощью он осмысливает получаемое знание (так легче, чем формулировать получаемое знание самому) и сверяет свой уровень познания с уровнем познания других таких же, как он, эзотериков. Истинный эзотерик не изучает эзотерику, он её практикует, эзотерика является его жизнью.

Тот истинный эзотерик, который оказывается способен сформулировать полученное путём прямого восприятия знание самостоятельно, может стать родоначальником новой школы.

Я здесь пишу, в основном, об истинных эзотериках.

13.12.2004


ОШИБКА НАЧИНАЮЩЕГО ЭЗОТЕРИКА

Собственно говоря, эзотерическое знание, передаваемое "из уст в уста", не представляет из себя ничего существенного, если у воспринимающего его нет веры в его истинность. Настолько это знание не укладывается в ложе привычной жизненной логики. Вера в истинность получаемого от Учителя знания определяется степенью доверия воспринимающего знание к Учителю. Такое доверие может возникнуть двумя путями: либо это доверие Учитель завоевал в повседневной жизни благодаря своим высоким моральным качествам, либо ищущий знание сам способен к "прямому восприятию", уже что-то воспринял и не нуждается в доказательствах существования такого знания. Такой ищущий, подозревая (когда обоснованно, когда нет), что никогда не сможет самостоятельно получить всё знание, ищет тех, кто это знание имеет, с целью получить это знание от них. Такого ищущего обычно не волнует моральный облик предполагаемого Учителя, он согласен получить это знание хоть от самого дьявола, предполагая, что главное - получить знание, а потом он сможет использовать полученное знание, как он сам этого захочет. Ошибка ищущего заключается в том, что, получая знание таким способом, он залезает в долг. Долги, как известно, следует платить, суть же долга за знание такова, что ученик всегда остаётся пожизненным должником Учителя. Если так, то ученик неминуемо проиграет в противостоянии с Учителем, если таковое случится потом.

12.12.2004


ПРЯМОЕ ВОСПРИЯТИЕ

В прямом восприятии эзотерического знания нет ничего необычно и уж подавно ничего неестественного. Существует множество методик, с помощью которых ум приводится в состояние, в котором возможно прямое восприятие. У буддистов даже термин есть, который так и переводится "прямое восприятие" - "ригпа". В повседневной жизни нередко случаются обстоятельства, благоприятствующие такому восприятию. Более того, мозг только что родившегося ребёнка при отсутствии развитого мыслительного аппарата всегда находится именно в таком состоянии в котором возможно прямое восприятие. Есть однако одно обстоятельство, которое мешает всем новорождённым в осуществлении прямого восприятия. Это - отсутствие развитого мыслительного аппарата, способного осмыслить и систематизировать воспринятое таким способом знание. Да, собственно, и организовать работу мыслительного аппарата в этом направлении невозможно без наличия этого самого развитого мыслительного аппарата, так что новорождённый ребёнок даже и не знает ни о прямом восприятии - состоянии, в котором пребывает, - ни об осутствии у себя одного из условий для прямого восприятия эзотерическиго знания.

И так, для прямого восприятия эзотерической информации необходимы два условия:
1) способность к такому восприятию знания,
2) способность осмыслить и систематизировать полученное таким способом знание.
Да будет читателю известно, у многих людей, интуитивно нащупавших путь к прямому восприятию, отсутствует способность к логическому осмыслению знания. Именно они и пополняют, как правило, армию чёрных магов, так как бывают не особо разборчивы в выборе учителей.

12.12.2004


Рецензии