Незримый лик

- Как представить себе, о Всевышний Отец,
Твою внешность, лица очертанье? -
В этой жаркой мольбе изнемог я вконец,
Пока Бог не открыл мне познанье.

Всемогущий Творец даровал благодать
Нам и мудрость, сходящую свыше.
Заключил их Он в Слово, где можем искать
Образ мыслей, что к истине ближе.

Бог Великий перстом своим высек слова,
Десять заповедей на скрижалях.
Хоть об этом так часто вещает молва,
Но не помнят их люди в деталях.

"Никакого кумира не делай себе,
И не кланяйся изображеньям" -
Так вторая строка прозвучала с небес,
Утвердив норму богослуженья.

Но, забыв о запрете, не вняв до конца,
Предаются духовному блуду:
Поклоняются тварному вместо Творца,
И за это отвергнуты будут.

Бог нам заповедь дал, ожидая в ответ
Послушание Божьему Слову.
Но поклоны творятся, конца тому нет,
Раздражая, гневя Иегову.

Раз уж Бога не видел никто никогда,
Будем верой ходить, а не видением.
Наша вера в Невидимого так тверда,
Что за то мы кругом ненавидимы.

Мы не станем уже поклоняться тому,
Что рукою художника создано,
Хоть красиво, и вдето в златую кайму -
Поклоненье должно быть осознанным.

И с библейских страниц (это явно не вдруг!)
Снова Божье звучит повторенье:
"Я же Бог и Творец всего мира вокруг
Мне нельзя уподобить творенье".

Человек неспособен узреть Божий лик,
Оставаясь живым. И в виденьях
Не открыл Иегова лица ни на миг.
Ведь нельзя лицезреть Провиденье!

Если так, то нельзя Бога изображать,
Ведь картина тогда будет ложью.
И зачем же кумиров тогда порождать,
Потакая неправде с безбожьем?

Лишь очами духовными можем узреть
И понять Божьей личности черты.
Справедлив, любящ, мудр и силён - вот портрет,
И его не вместишь на мольберте.

(Написано под впечатлением от таких мест Библии, как Исход 20:4-5, Второзаконие 4:15,16, 23, 24; Псалом 113:11-16; Исаия 2:8,9; 40:18-20; 42:8; 44:6-20; Иеремия 10:3-15; Иоанна 1:18; 4:24; Деяния 17:29; Римлянам 1:22-25; 1-е Коринфянам 10:7 (об Исходе 32:3-7); 2-е Коринфянам 5:7; 1-е Иоанна 4:12; 5:21.)


Рецензии
О как вы правы, но слова - образы, где звуки вместо кисти,
Справедлив, любящ, мудр и силён - вот и картина кумира)))
Посмотрите на троицу Рублева, помолитесь, и подумайте пожалуйста.

Дмитрий Безруков Дм3   14.05.2012 10:32     Заявить о нарушении
Рублёв икону написал,
Её от Троицей назвал,
Но я не видел никогда
Про Троицу нигде стиха.

Всю Библию читал не раз,
Священное Писанье Бога,
Отсутствует о Троице рассказ,
Но есть в ней имя "Иегова".

С уважением, Николай, Москва.

Никола Калинин   19.05.2012 00:54   Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Дмитрий!
Спасибо вам за привлекательно оформленную рецензию с интересными мыслями. Позвольте поделиться тем, о чём подумал, прочитав её.

Я хорошо помню, как на экскурсии в Третьяковскую галерею видел эту икону. Параллельно вспомнилось то событие, описанное в Библии, в связи с которым писалось это произведение (Бытие 18-я глава). Оно начинается так:
И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного.
Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли,
(Бытие 18:1,2)
Интересно, что сначала говорится, что Аврааму явился Господь, а потом уточняется, что стоят три мужчины. При поверхностном прочтении, или если не смотреть контекст, то создаётся впечатление, что сам Господь - это и есть те трое мужчин. То есть Авраам, который стоял перед ними, который потом накормил их, который говорил с ними, видел самого Господа. Вроде всё просто и понятно. Я так сначала и подумал, когда читал в первый раз. Но потом я стал читать Библию дальше. И с удивлением обнаружил, что здесь всё не так просто, как кажется с первого взгляда. Например, дальше говорится:

И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место. (Бытие 18:33)
И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли (Бытие 19:1)

Как странно! К Аврааму пришли трое мужчин, и Авраам обращался к ним как к Господу. Потом сказано, что Господь ушёл. И далее - "те два Ангела" пришли в Содом к племяннику Авраама Лоту. Интересно, если всё буквально понимать - то ушёл Господь (представлен тремя мужчинами), а пришли два ангела! Я тогда (когда впервые это читал) сделал поспешный вывод, что из тех троих один был Господом, а двое других - ангелы. Только тогда это не Троица. Интересно, что те два ангела потом сказали:
Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места,
ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его.
(Быт.19:12,13)

Я обратил внимание на то, что мужи сказали, что "Господь послал" их. Впечатление, что к Аврааму приходил Господь с двумя ангелами, а теперь ангелы без Господа, вдвоём пришли к Лоту, усилилось. Но потом прочитал нечто странное, не согласующееся с таким выводом:

И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, (Быт.19:24)

То есть раньше ангелы сказали, что Господь послал их истребить Содом (то есть ни они оба, ни один из них не может быть Господом - раз они посланные Господом), а теперь говорится, что Господь уничтожил ту местность. Странно.

Так кто же они - ангелы, или Господь?
Почему, если считать, что к Аврааму пришла Троица, то к Лоту - Двоица?

Знаете, долгое время я не мог разобраться в этом, что же правильно. Я понимал, что ангелы не могли врать, и что Библия не может противоречить сама себе. И только через какое-то время я разобрался с этим вопросом.

В этом мне помогли последующие стихи из Библии:

1-е Послание Иоанна 4:12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.

Исход 33:19,29 И сказал [Господь]: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать - помилую, кого пожалеть - пожалею.
И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых.

Евангелие от Иоанна 6:46 Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца.

Записавшие эти слова (Моисей и апостол Иоанн) заслуживают доверия. А сказавшие их (Иисус, Господь) - тем более. Но сказаны и записаны они были после событий с Авраамом и Лотом. А Авраам видел троих мужей. Как же так? Как с этим согласовать ясные указания на то, что Бога никто никогда не видел, что его лицо нельзя увидеть и не умереть?

И мне удалось найти объяснение. Во многих местах Библии сообщается, что Бог посылал своих ангелов, которые, подобно послам, говорили от имени Бога по Его поручению. Всё, что говорили они, они передавали от Бога. Это похоже на полномочных послов одной страны в другую. Эти послы представляют правителя своей страны, передают от него сообщения, и они не могут сказать ничего от себя. Поэтому к их словам относятся как к словам правителя их страны. Поэтому можно сделать вывод: приходившие к Аврааму и Лоту были ангелами, посланные с вестью от Господа, они говорили от имени Бога, и к их словам относились как к словам Бога. Но всё же это были ангелы, а не сам Бог. Поэтому Авраам и Лот не умерли, увидев их лица. И поэтому люди никогда не видели самого Бога - только его посланников. Конечно, в Библии есть ещё образные видения, но в них нигде лица Бога не описано. Поэтому любое изображение Бога - чистый вымысел художника. Под впечатлением от этого открытия я и написал то стихотворение.

Александр Колосков   20.05.2012 00:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.