Философ и материя
I. Фабула
Когда мы встретились с Философом, он ещё писал и очень активно, хотя уже было очевидно, что с ним происходит некий странный внутренний процесс, приведший впоследствии к результатам весьма плачевным. Грани, признаки и суть этого процесса, столь ярки и показательны и столь явно обнаруживают некоторые тайные законы нашей жизни, что невозможно это проигнорировать.
Он - величайший философ современности. Но никто об этом не знает. И, видимо, не узнает никогда. Всё, что он писал, уничтожено им же самим. Он жив, но писать видимо больше не будет. Что-то из его идей сохранится в памяти его немногочисленных друзей и знакомых. Что-то попробую вспомнить и я, если смогу.
Тема, которой он занимался, касалась событий мировых масштабов. Результаты его исследований показали всю жуть лежащую в основе нынешнего мироустройства, а публикация могла возыметь последствия непредсказуемые. И прежде всего для него самого как невольного противника старых добрых общественных устоев. Невольного потому, что он просто холодно непредвзято и не предвосхищая результат, исследовал поставленную задачу, и как обычный честный ученый спокойно делал логические выводы.
Дело было в Берлине, и тема его работы была вполне подходящей для Германии - истоки фашизма, шовинизма и стремления человека к насилию вообще. Ничего вроде бы такого - где ещё, как не в Германии, исследовать истоки таких вот вещей? Кто мог знать, к чему приведут эти исследования? Что мог предположить профессор, давший Философу эту тему? Ведь действительно - надо же, в конце концов понять, как целые народы ни с того ни с сего превращаются в зверей. Тем более если ты находишься в стране породившей самые жуткие, зверские войны.
Философ закончил философский факультет Берлинского университета и бросился в исследования с полным самоотречением, как некий отшельник денно и нощно перерывал горы литературы, изучал историю, психологию. Отрывался от работы только для того, чтобы заработать несколько денег на еду, помогая знакомым в ремонте их домов.
Забавным было его обиталище. Когда заходишь к нему в квартиру, пронизывает такое ощущение, что оказался в обители древности. Осыпавшаяся штукатурка, проглядывающие кирпичи, неясные разводы на стенах бежевого и желтоватого цветов, серые лужи-пятна на потолке порожденные давними вселенскими потопами. Свисающая на проводе одинокая лампа высвечивает овальный стол, не тронув таинственные сумрачные тени по углам. Полузасохшие пальмы в кадках, разбросанные повсюду какие-то камни, позеленевшие таинственные медные предметы, высохшие до звона сморщенные апельсины, раковины со дна морского, расстроенное пианино, которое очевидно уже и не к чему, столь символично заваленное сотнями компакт дисков с цифровой записью навечно вытеснившей музыку живую. Ниже - стопки картин-квадратов - обложек скрывающих шипящие винилы. И - о, чудо! - разноцветный абстракционистский узор от пола до самого потолка из корешков бесчисленных книг – собрание мудрости человечества. На всем - печать времени, печать вечности. Предметы символизирующие самих себя. Люди пытающиеся вобрать в себя всё человечество, для всего человечества творящих и обо всём человечестве мыслящих. И живой Философ среди них – отрешенный и бестелесный.
Он писал диссертацию уже три года. Необъятное количество книг было прочитано и проанализировано. История человечества полна насилия. Фактически, большая часть истории, что нам преподают и есть история насилия, его развития от древних примитивных форм до нынешних продвинутых. Но неизменно, независимо от технологий, насилия зверского, животного, когда насильника уже трудно назвать Человеком Разумным, но лишь Диким Зверем, пользующим разум для изощрения способов своих. Главные вопросы в учебниках - кто сильней, кто круче, кто богаче, кто главнее? И только самые маленькие и бессильно скучные главки наших учебников отведены искусствам, философии и религии - сферам, где собственно и проявляется истинно человеческое в попытке наполнить мир красотой и любовью. И ничего о том, как сделать мир добрее, прекраснее. Да никто и не знает, а многие и не хотят знать. Хотят знать, как добыть добра и красот для себя. Вырвать, выгрызть из других и пусть они сдохнут. Пусть сдохнут целые нации - они не мы и не заслужили счастливой жизни. И эта идея в считанные годы овладевает целой нацией "просвещенного" мира и вот уже вчерашний пивовар варит мыло из своих же друзей неправильной нации, вчерашний зубной врач выдирает золотые коронки из вылеченных им же ртов, футболист попадает в девятку головой сокурсника.
Где тот тайный механизм, выключатель разума одним щелчком превративший людей в зверей-оборотней? И счастлив был бы Философ, обнаружив какую-нибудь мелочевку, какой-нибудь мелкий изъян в воспитании, а лучше бы, как это заведено, просто свалить всё на древние инстинкты. И всё - и гуляй спокойно, иди - защищайся и будь доктором, получай своё достойное место в обществе, благо поработал-заслужил. Подвели научный подход, логика и честность. А причину нашел он в главных устоях общества, хуже того - в христианстве. Дико звучит. Все ведь читали главный христианский лозунг "возлюби ближнего своего". Это да. Что есть, то есть.
Но ведь все же читали и другие лозунги из другого места - типа "Коммунизм – заря человечества" или ещё там чего... А толку? Кого волнуют эти десять лозунгов - заповедей, если за фасадом творится совсем иное?
Так что же Философ нашел в христианстве такого, что вызвало эпидемию насилия в двадцатом веке? Всё очень просто – подавление личности. Подавление естественных потребностей, подавление свободы, подавление мышления. Светлая идея Христовой любви в руках людей обернулась мощной организованной системой подавления всего и вся. Мораль и христианская этика на деле обернулись лишь оправданием для насильственного употребления власти над человеком. Особенно ярко это проявляется в среде протестантов, где запреты строги и безапелляционны. С раннего детства человека заковывают в узкие рамки предписаний. Если ребенок слишком подвижен (по мнению родителей) его привязывают, если сделал что-то не то - его наказывают телесно. Любое желание подавляется, правит внешний прописанный закон, а не естественный внутренний позыв. Менее очевидно, но также проявляется это в любой другой христианской конфессии.
Итак - подавление, давление. К чему же оно приводит? Если приложить давление к графиту, то получится алмаз. Если бы то же происходило с человеком, нам бы пришлось беречь глаза от ослепления светом любви исходящего от окружающих нас людей. Но как-то что-то такового не наблюдается. Удивительно! Ведь провозглашают-то любовь и всем народом ужо две тысячи лет за енто дело усердствуют. Ан бишь усё никак, да чёта усё хужее однако. Великая тайна природы!
Но не алмаз совсем в человеке рождается под давлением. Под давлением со всех сторон чувства, эмоции, желания, воля человека прессуются в маленький шарик, концентрирующий в себе всё то высокое давление, что собралось за всю жизнь. Бомба. Готовая взорваться - дайте только повод-запал, приоткройте клапан, скажите, что вот - всё - теперь можно - давай, вперед!
Что вы ждете от человека с бомбой внутри?
Ждите.
Дождётесь!!!
Да уже дождались - всё жертвы считаем и считаем. Не счесть.
Дошёл до этого Философ и ужаснулся. Это как это вдруг объявить христианскому миру, что по всем данным причиной величайших войн человечества является христианство же. И причина эта никуда не исчезла, а вовсе наоборот - является содержанием и сутью всего устройства самых сильных державах.
Какой еще реакции он мог ожидать от окружающего его общества?
Да на кол его!!!
Еретика, отступника!!!
Но не дождался - начались внутренние процессы саморазрушения. Он понимал, что встав на антихристианский путь, он противопоставил себя системе, а значит, система должна как-то отреагировать. Должна как-то действовать против него. Неважно, что, в общем, никто кроме близких друзей особо и не был в курсе его исследований, неважно, что общество, в котором он живет, давно уже не преследует инакомыслящих, да и вообще - никому нет дела до какого-то одиночки, пусть он себя и мнит первооткрывателем чего-то значимого. Ему же казалось, что своими идеями он уже поставил себя против всей системы, а систему - против себя, а заодно и всех окружающих.
Вдруг заметил, что с ним уже давно происходят события совершенно невообразимым образом связанные с тем, что он делает. Он пишет о неких событиях из жизни Гитлера, встает от компьютера, разминается, включает телевизор - а там передача в точности о том, что он пишет в данный момент. Или идет в задумчивости по улице и натыкается на витрину, в оформлении которой его мысли отображены в реальности. И так далее без конца, постоянно, хронически. Надо было только это замечать. Он уже не мог это игнорировать, и нужно было найти какое-то объяснение происходящему. Вот здесь-то он и попался. Его вера в материю и господство слепой случайности не дала ему шансов понять, что же с ним происходит на самом деле, и какие силы стали участвовать в его судьбе.
Материализм мышления не оставлял ему никаких шансов для понимания происходящего с ним. Действительно - если всё материально и случайно, то как же может появиться по телевизору информация в точности соответствующая тому, что он только что набрал на компьютере. Причем это повторялось многократно и регулярно. Только одно могло придти ему в голову - за ним устроена слежка на высочайшем техническом уровне.
Чувствительные системы по радиоволнам из его компьютера, или из установленного там "жучка" получали точную информацию о том, что он в данный момент набирает на компьютере. Тайные агенты передают на его телевизор специальную программу чтобы продемонстрировать, что вот, мол, мы в курсе твоих работ парень - не зарывайся. Соседка, заходящая за солью и слегка флиртующая с ним, очевидно, меняла батарейки у жучков, тырила файлы из его компьютера и нагло втиралась к нему в доверие, чтобы разузнать великую тайну.
Однако же великая тайна подробно им расписывалась за чаем с коньяком нам - людям в общем-то малознакомым, да еще и из дикой славянской сверхдержавы. Вдруг что-то в нем переключалось, и он задумывался – а откуда вообще взялись эти русские и что им нужно у меня дома? Ясное дело - знать и сверхдержава им заинтересовалась и заслала к нему агентов заставивших его жилище аппаратурой. Что с того, что эти агенты с виду разгильдяи-алкаши-музыканты, а аппаратура с виду вроде как студия звукозаписи (мой товарищ снимал у него комнату и мы, правда, у него дома записывали песенки). Я естественно был главным (типа - полковник КГБ) так как чаще был трезв, а, выпив, особо не пьянел. Соответственно его друг-немец продал его нам, так как порекомендовал ему взять моего другана к себе жить (тогда еще слежки не было и подозрений мы не вызвали - слежка становилась всё более очевидной с течением времени). То, что на его глазах мы записывали музыку, он сам даже записал отличную партию баса для песенки "Русский Рок", и что некоторые песенки ему даже нравились - ни в чём его не разубеждало - КаГэБэшники развлекаются-шифруются - а чё им ещё далать-та?
Мы с ним неоднократно всё это обсуждали, я ему рассказывал, что похожие странные случаи происходят и со мной. Думаешь над какой-нибудь проблемой, не находишь выхода, включаешь телевизор или радио - и вдруг, как по заказу - дается четкий ответ. Это вовсе не значит, что телевизор - источник мудрости, скорее наоборот, просто окружающий мир помогает нам найти ответ, в данном случае таким вот подходящим способом. Много разных других вещей происходило, которые дико считать счастливой случайностью - просто мир живет вместе с нами неразрывно и помогает нам. Наше дело - быть открытыми и внимательными. Мои рассказы Философу об этом ничуть его не смутили - конечно! товарищ продолжает шифроваться и выдумывает мистические легенды.
Признаю, что и я иногда вел себя не лучшим образом - моя любовь к дурацким шуткам давала о себе знать. Перед самым отъездом из Берлина я объявил Философу - ну вот, мол, моя миссия подходит к концу - ваши открытия мы не считаем опасными для России, даже наоборот - они так ударят по Западу, что родная Россия таки воспрянет и вознесется. Так что спасибо друг за работу - если будут проблемы с западными спецслужбами - ноу проблем - дадим убежище в России. Финансирование не обещаем - самим жрать нечего, но душой мы с Вами, товарищ. Он понимающе кивнул - типа ну да, ясно, я так и думал - даже проводил до вокзала, мы хлебнули дрянного брэнди из горла, обнялись и - ауфвидерзеен.
Через год ровно я опять попал в Берлин, и мы зашли в гости к Философу. Он несколько смущенно-вымученно с нами поздоровался. Мы притащили бутылку не менее скверного бренди, но ситуация не располагала - Философ несколько растерянно отводил глаза куда-то в угол. На вопрос как продвигается диссертация, он ответил - I don't wont to be controlled (не хочу находиться под контролем) - поэтому прекратил все изыскания, уничтожил свои записи и теперь находится в положении неясном. Разговор не клеился, мы спросили его новый номер мобильника и как-то скомканно-резко засобирались и слиняли. Очевидно, что наша цель была узнать его номер и поставить его на прослушку (как ещё он мог понимать столь неловкий визит?).
Вот и всё. С фабулой покончено.
Но поболтать ещё охота…
II. Осмысление
Паранойя
Разум Философа не выдержал. Он всегда ждал подвоха от жизни. Дикие события из детства породили глубоко в подсознании явное недоверие к миру. Причиной этого был разлад в семье. Философ был сыном вполне своеобычной матери-немки и отца - араба происходящего из семьи генерала стоящего у вершин военной власти большой арабской страны сыгравшей немаловажную роль в новейшей истории Ближнего Востока. Неважно, что послужило причиной, но в конце концов родители Философа развелись. Отец оказался неудовлетворенным решением суда и в один из моментов решил получить сына в свои руки полностью. Он попросту крадет сына. И вот неожиданно маленький мальчик обнаруживает себя в самолёте несущем его в неведомую восточную страну, вдаль от матери и родины. Добрый доселе отец оказывается обманщиком неправдой заманившим его в самолет. Мир перевернулся. Два жутких года среди людей с перевернутой для немецкого мальчика мусульманской логикой. Тьма, хаос, насилие, бесправие, безумие.
Однако судьбу маленького мальчика выправляет катаклизм мирового масштаба - мусульманская революция против проамериканской власти в этой стане. Под страхом смерти семейство Философа вынуждено бежать из страны, и мальчик опять оказывается в объятиях матери в родной Германии. Судьба выправлена, но след в подсознании остался навсегда. Память о насилии, пренебрежении его желаниями и элементарными человеческими правами. След террора. Иными словами он стал относиться теперь ко всякого рода насилию против него как к вполне ожидаемой и естественной части жизни. Верить, что это возможно и нормально и однажды может стать его реальностью, которую он вполне примет. Это и стало благодатной почвой для паранойи.
Религии
Глупо всё сваливать на христианство - при любой религии и при любом мироустройстве можно наблюдать то же самое насилие. Однако ясно, что в нынешнем христианстве есть нечто действующее на сознание человека не лучшим образом и здесь мы этого нечто лишь вскользь коснулись. Трудно себе представить, что Христос подарил миру учение, которое подобным образом будет калечить души и бросать людей на жуткие действа. Видимо (?) его учение было извращено человечеством известным изворотливостью ума и темнотой своей истории.
Философ лишь приоткрыл нам некоторые грани и дал направление. Видимо никогда его письмена не увидят свет и опять нам придется всё осмысливать самим.
Остается только верить, что есть где-то иные идеи, которые подарят нам свободу, мир и любовь.
Ищем дальше...
Материализм и реальность
Человек хаотично мыслящий, следующий невнятным позывам своего «Я» получает полный хаос и неразбериху в своей жизни. Совсем другое человек собранный, сконцентрированный на ясной ему самому цели и отдающий себя этому полностью. Кажется, что вся вселенная вокруг него перестраивается и начинает работать на него. Хаос исчезает, всё, что происходит вокруг, работает на него, помогает ему двигаться к его цели. Таков и был Философ - всё своё время, круглые сутки он двигался к цели, неотвратимо и бескомпромиссно.
И вселенная решила ему помочь, посылая разными способами нужную ему информацию. Но это никак не укладывалось в рамки материализма бывшего основой его мировоззрения. Мир состоит из материи и живет по физическим законам. События случайны и непредсказуемы. Философ никоим образом не мог понять, что события происходящие с нами могут порождаться нашими мыслями и желаниями. Он уперся в стену материализма и сломался под давлением собственных убеждений.
Материализм является логически замкнутой философской системой. Он признает только мир, живущий по физическим законам. Будучи материалистом, человек верит исключительно в лабиринт материи в котором он находится. Никаких шансов выбраться из лабиринта у него нет – он никогда не сможет взлететь в духовном порыве над стенами лабиринта и посмотреть на него сверху. Жизнь в его представлении состоит из случайностей как случайно падение монетки. «Странные» «случайные» «совпадения» так и останутся для него досадными исключениями лишь подтверждающими господствующий над миром закон случайности.
Совпадения так и останутся тайными для многих, ибо они и не заметят их в суете своей жизни, а, заметив, удивятся несказанно, чур меня, чур меня, да так оно и вылетит из памяти без следа в слепом суетливом мельтешении по лабиринту нашей путанной жизни.
Парадокс в том, что если бы мы этого не забывали, а уясняли урок, то поняли бы, что путь труден и выход к свету запутан лишь ВНУТРИ лабиринта, но стоит лишь уяснить урок и ты поймешь, что есть нечто над материей, что тщетно искать выход, находясь ВНУТРИ, и будешь искать способ увидеть всё сверху, а оказавшись над - увидишь выход, да выход уже и не нужен вовсе ибо ты уже вышел и ты уже вовне.
Доверять жизни, смотреть внимательно и уяснять уроки жизни - вот искусство, дарующее крылья свободы, взгляд СВЕРХУ, снаружи, а не изнутри.
Доверять и видеть и понимать уроки - это значит, прежде всего, принять ту идею, что всё, что с нами происходит - не случайная цепь разрозненных событий, а некий учебный фильм, показываемый каждому индивидуально в надежде, что он увидит, поймет и сделает выводы. Но именно неслучайность и есть камень преткновения - все бросали монетки и слышали о теории вероятности. И невозможно поверить, что всё, что с нами происходит - неслучайно. Ведь если такие простые объекты, как монетки ведут себя случайно, то что уж говорить о такой сложной вещи как человек, и, тем более, об его жизни, которая уж точно есть сумма несметного числа случайностей. Все ведь учили физику и прочие учёные предметы, и вооружены армадой аргументов - и не свалить, не сдвинуть. Вроде бы что может быть проще - посмотреть вокруг, припомнить события своей жизни. Приехал в пятимиллионный город, недозвонился до знакомого и в первый же день встретил его в центре города у крутящегося каменного шара близ Гостинного Двора - нука, дайте посчитать вероятность этого некоему господину статистику - получите результат близкий к нулю. Боюсь, и это не убедит, как не убедят и сотни других неслучайных событий происходящих ежедневно, которые попросту остались незамечены. Для этого надо быть Экзюпери и видеть слонов и удавов там, где они и взаправду есть. Но слоны, однако, преуспели в маскировке и не без помощи ловких удавов.
Если речь идет о каком-нибудь куске металла (пусть даже и презренного), то и вправду всё хорошо - статистика предскажет и объяснит всё как надо, но когда кусок материи обретает разум и являет собой человека - что-то становится не так с этим куском материи, что-то не сходится у господ материалистов-физиков-статистиков. Разум предает человеку некое новое свойство, вплетает его в мир совсем иным образом. Обретая разум, кусок материи выпадает из мира слепой случайности и оказывается в мире, где нет места случаю. То бишь, физические тела живут в физическом мире, тела разумно-физические живут в мире, где правит разум и физика совместно.
Так, например, генераторы случайных чисел (типа та же монетка, но в компьютере) при обычных условиях выдают, как и надо случайные результаты. Однако же во время высокого напряжения человеческих эмоций во время теракта 11 сентября все генераторы на планете выдавали неслучайный результат (как если бы монетка падала только на орла, либо только на решку в течении значительного промежутка времени). Этот установленный и зарегистрированный факт научно доказывает влияние человеческой мысли на физический мир и исчезновение случайности под воздействием человеческой мысли. Имеется масса других фактов.
Значит, миром правят не только физические законы.
Что это за законы? Возможно ли их постичь?
Надежда на это есть. Фильм-то - учебный. Именно постижение этих законов и есть одна из целей этого фильма. Каковы последствия того или иного нашего поступка? Думай - смотри. Бумеранг вернется. Убежать не удастся. Не спрячешься и в материализм, убеждая себя, что всё случайно - бумеранг вернется вне зависимости от того, веришь ты в него или нет. А не поверив в него - не оставишь себе шанса увернуться от него. Хрусть - и пополам. Незнание закона не освобождает от ответственности.
Материализм - ловушка, в которой бьется неверующий глазам своим. Он беззащитен перед хищниками свободно входящими в ловушку и пожирающими его. Он даже и не пытается бороться с хищниками - он в них не верит, он отказывается их видеть. А они его жрут. И сожрут. А он так и не поверит в то, что его сожрали. Только вряд ли это можно назвать счастливым неведением. Приятного аппетита.
Весело теоретизировать об этом. Грустно, когда встречаешься с реальностью. Когда смотришь на растерянного, бессильно барахтающегося человека отражающегося в зеркале, когда смотришь вокруг - на дорогих тебе людей, пропадающих во тьме.
Выстоим ли мы? Сможем ли быть открытыми миру, спокойно взирать вокруг и непредвзято анализировать происходящее?
Да ещё и выводы делать…
Свидетельство о публикации №104121401680