К вопросу о детском чтении и Салтыкове Щедрине, вечно юном

   
  А Салтыкова-Щедрина вы читали?
  Он нашу постсоветскую действительность очень четко отразил. Во-первых, Органчик. Кто это, по-вашему, как не Ельцин? "Повесть о том, как одна Украина двух президентов прокормить собирается" - чем не возможный путь развертывания салтыково-щедринского сюжета? А разве весь путь развития либерализма и демократии в России он в "Либерале" не отразил?
   
  Цитата:
  "И точно: посадил либерал в землю "хоть что-нибудь" - сидит и ждет. Только ждет-пождет, а не прозябает "хоть что-нибудь" и вся недолга. На камень оно, что ли, попало или в навозе сопрело - поди, разбирай! - Что за причина такая? - бормотал либерал в великом смущении. - Та самая причина и есть, что загребаешь ты чересчур широко, - отвечали сведущие люди. - А народ у нас между тем слабый, расподлеющий. Ты к нему с добром, а он норовит тебя же в ложке утопить. Большую надо сноровку иметь, чтобы с этим народом в чистоте себя сохранить! - Помилуйте! что уж теперь о чистоте говорить! С каким я запасом-то в путь вышел, а кончил тем, что весь его по дороге растерял. Сперва "по возможности" действовал, потом на "хоть что-нибудь" съехал ..."
   
  А вот радость после 20-летнего вычищения всего советского наследия, в "Вяленой вобле" описанное:
  Цитата:
  "Как это хорошо, - говорила вяленая вобла, - что со мной эту процедуру проделали! Теперь у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести - ничего такого не будет! Все у меня лишнее выветрили, вычистили и вывялили, и буду я свою линию полегоньку да потихоньку вести!"
   
  А вот ситуация с обучением детей новых русских (за детей нашей интеллигенции лично я, например, совсем не опасаюсь):
   
  Цитата:
  "Учили его по звуковому методу, легко и занятно, но, как ни бились, он и через год, вместо "Орел", подписывался "Арер", так что ни один солидный заимодавец векселей с такою подписью не принимал. Но еще большая ошибка заключалась в том, что, подобно всем вообще педагогам, ни сова, ни сокол не давали орлу ни отдыха, ни срока. Каждоминутно следовала сова по его пятам, выкрикивая: "Бб... зз... хх...", а сокол тоже ежеминутно внушал, что без первых четырех правил арифметики награбленную добычу разделить нельзя. - Украл ты десять гусенков, двух письмоводителю квартального подарил, одного сам съел - сколько в запасе осталось? - с укоризною спрашивал сокол. Орел не мог разрешить и молчал, но зло против сокола накоплялось в его сердце с каждым днем больше и больше. Произошла натянутость отношений, которою поспешила воспользоваться интрига. Во главе заговора явился коршун и увлек за собой кукушку. Последняя стала нашептывать орлице: "Изведут они кормильца нашего, заучат!", а орлица начала орла дразнить: "Ученый! ученый!", затем общими силами возбудили "дурные страсти" в ястребе. И вот однажды на зорьке, едва орел глаза продрал, сова, по обыкновению, подкралась сзади и зажужжала ему в уши: "Вв... зз... рррр..." - Уйди, постылая! - кротко огрызнулся орел. - Извольте, ваше степенство, повторить: бб... кк... мм... - Второй раз говорю: уйди! - Пп... хх... шш... В один миг повернулся орел к сове и разорвал ее надвое".
   
   
  Так что беспокоиться действительно есть за что. За новых русских и их детей! Как их литературе учить, чтобы они могли векселя подписывать? - вот вопрос! Да, я понимаю поднятую педагогами тревогу!
   
  А за какие еще категории детского населения можно волноваться? За детей рабочих и крестьян? Помилуйте! Они хваленые компьютеры, способные якобы отвлечь их от книг, разве что в кабинете информатики видели. Читают они сейчас не меньше, а даже больше прочих, потому что им внушили: конкуренцию с их компьютеризированными сверстниками они иначе не выдержат.
  Дети интеллигенции читают меньше? Да больше раз во сто, чем дети советских времен, хотя как и прежде естественным путем к знаниям и чтению тянутся. Но "естественный путь" сейчас совсем не тот, какой был в наше время. Он более труден: человек, по замечанию М.Эпштейна, отстает от человечества и постоянно чувствует, что его мозг не может вместить всей той информации, которая ему нужна, чтобы не отстать от своего времени. И дети это тоже прекрасно чувствуют, поэтому стараются вобрать в себя как можно больше, чтобы в информационном обществе не чувствовать себя обездоленными.
   
  Детский книгобизнес сейчас на высоте, как ни странно, не за счет детей новых русских, а за счет детей интеллигенции - последнюю копейку родители в дитя свое вкладывают, чтобы не дай боже дитя от других по уровню культуры не отстало.
  А новые русские действительно бьют тревогу, они ведь не читали Салтыкова-Щедрина, и не знают, что у их чад был такой литературный предшественник. Впрочем, непосредственными предшественниками собственных детей были они сами, а помня, как у них обстояло дело с предметом "литература", они собственно, и беспокоятся.
   
  Нация в целом стала читать НАМНОГО больше. Перечитаны все прежде запрещенные книги чуть ли не КАЖДЫМ гражданином России. Мы по-прежнему самая читающая и пречитывающая многократно свое культурное наследие страна, что бы там нам не пели проплаченные новыми русскими родителями идеологи.


Рецензии
Всегда восхищался Михаилом Евграфовичем.
Взять, например
"Одно время все думали, что он,
как и все серьёзные учёные, пьёт горькую..."
Спасибо, подняли настроение!

Владимир Голубятников   18.12.2004 11:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.