Художник Поленов

ПОЛЕНОВ

На древнем берегу Оки
неподалёку от Тарусы
таскали камни мужики,
ровняя донные торосы.

И говорили меж собой,
открыв бутылку об колено,
что в этой заводи речной
купальню делает Поленов.

Сюда он ездил на пленэр*
с друзьями, жаждавшими истин.
Он был достойнейший пример
умелой и правдивой кисти.

Он объяснял ученикам,
что значит в живописи честность.
Поверьте собственным рукам –
они вам принесут известность.

Из затхлой выйдите норы,
ловите грудью воздух свежий
и наслаждайтесь до поры,
покуда не смежите вежды.

Взгляните, как прекрасен мир,
как ярок он и как неистов!
К чему ему бряцанье лир
и упражнения артистов?

Природа  хороша собой.
Вы, живописцы, с ней не спорьте
и небо краской голубой
не троньте, чтобы не испортить.

Пишите просветлённо быт,
свободный от мещанской грязи.
Он живописцами забыт.
Увы, не в нём живём мы разве?..

Тот мир, к которому он звал,
от слёз бывал не меньше горек,
но он с надеждою писал
лужайчатый «Московский дворик»**.

–Да полно Вам,– звучал укор,–
за критику не обессудьте,
но то, что Вы зовёте «двор»,
на самом деле перепутье.

Там две тропы, как две судьбы
сошлись у общего колодца.
Одни на травке  близ арбы
играют дети чем придётся.

Вдали бабёнка семенит,
чтоб выплеснуть ведро помоев.
Нашел ли просветленный быт
здесь отражение прямое?

Ах, критики! Ах, знатоки,
вы видите насквозь и дальше.
Смотрю на Русь из-под руки
и сердцем не приемлю фальши.

Лужайка солнцем залита: 
трава, ромашки да цветочки –
божественная красота
в московском дивном уголочке.

А замкнут ли забором двор,
где нежится босое детство,–
ведь не об этом разговор,
а что им выпадет в наследство:

те купола, та чистота ,
весь тот пленэр и вся натура,
иль унижений маята
и лавочник, глядящий хмуро.

Свою давнишнюю мечту,
лелея  без восторгов внешних,
в полотнах он отдал Христу –
судить и праведных, и грешных***.

Но это был не тот Христос,
не замордованный мессия,
а зорок взглядом, ликом прост
и за спиной его – Россия.

—–
*   Пленэр – вольный воздух.  Живопись на пленэре противопоставляют живописи в мастерской.
**  Василий Дмитриевич Поленов, «Московский дворик». 1878. Пейзаж, масло.
*** Цикл полотен Поленова, посвященный Иисусу Христу, в котором хужодник не следовал религиозным канонам этого образа, преследовался цензурой. Картина «Христос и грешница»  допущена к выставке с личного разрешения императора Александра III, а выставка цикла «Земная жизнь Христа» была открыта в 1904 году лишь после совместного обследования полотен  гражданской, военной и духовной цензурами.


Рецензии