Оскар Уайльд философия самоосуществления как философия трагедии
Казалось бы, трагический финал – очевидное свидетельство невозможности Короля Жизни, подтверждающее, что нельзя жить воображением в реальном мире, что полная самореализация неосуществима. Все так. Но это та Великая Неудача, которая выше любого успеха. Слишком «неподъемной» была задача, но только за такие дела и стоит браться. Только тот, кто стремится к невозможному, заслуживает право называться философом, независимо от того, занимался он философией или нет (Уайльд, например, утверждал, что Метафизика его не интересует и был, конечно, прежде всего художником). Только тот истинно велик. Спустя век, пройдя через страшные мучения, люди лишь чуть-чуть раздвинули границы в сфере самореализации личности – и тут же изобрели множество способов помешать человеку выразить себя, подменив подлинную самореализацию – мнимой, протекающей в рамках определенных шаблонов. Это удобно для большинства – ведь далеко не все наделены воображением, у многих пробудить его невозможно за неимением оного, можно лишь подсунуть чужое, причем такое, которое придется им по вкусу. Однако все сказанное означает лишь то, что проблема не стала менее актуальной. То, что человек не может в полной мере выразить себя, и тот удивительный внутренний мир, который дарован нам свыше, не находит своего воплощения в нашей жизни и гибнет без следа – трагедия, которую не устранить никакими социальными мерами. Это одна из «вечных» проблем, попытка разрешить которые возможна лишь в рамках живого опыта отдельного человека. Уайльд и был таким человеком, он пытался достичь максимальной самореализации в собственной жизни. Все знают, чем это закончилось, но ведь он все-таки попробовал! В сущности, его жизнь оказалась самопожертвованием уже в силу того, что была дерзновением, хотя он вовсе к этому не стремился. «Я бы никогда не отдал жизнь за то, во что верю, скорее, взошел бы на костер ради ощущения и до конца оставался скептиком». Вера в этом смысле была для него чем-то окончательным, а в самоосуществлении нет ничего окончательного. Жить воображением в реальной действительности, видеть все так, не как есть, а как рисует твоя богатая фантазия – что может быть опасней - и что чудеснее? Уайльд неизбежно должен был оступиться, рухнуть в трясину, но ведь заплатил же он эту цену, хотя она и велика непомерно. Его опыт – сегодня это наше достояние, достояние тех, кто страдает от невозможности раскрыть себя в полной мере. Полагаю, не одна я испытываю бесконечную благодарность Уайльду просто за то, что он был.
Пресловутый аморализм Уайльда, по сути, имеет те же корни, что и аморализм Ницше: ясное понимание того, что не может быть одинаковых правил для разных людей. Только, в отличие от Ницше, у которого люди различаются «волей к власти», у Уайльда в основе дифференциации лежит нечто более человечное: воображение, то есть индивидуальность. Чем богаче внутренний мир человека, тем менее он способен, без ущерба для собственного «я», удерживаться в рамках дозволенного. Для Уайльда «ценно лишь то, что человек находит в самом себе – остальное не имеет никакого значения». В то же время трудно назвать другого художника, который бы так любил материальную жизнь со всеми ее удовольствиями и так нуждался в людях, как Уайльд. Но противоречие здесь кажущееся: Король Жизни вовсе не замкнутый в себе анахорет, который своим внутренним миром и ограничивается. Нет, его задача в том, чтобы проявить себя в полной мере, сделать все заложенное в нем достоянием мира реального. В Уайльде более всего поражает щедрость и открытость его гения. Он мало писал, но много говорил, раздаривая сюжеты друзьям, рассыпая драгоценную роскошь своих мыслей перед всяким, кто готов был слушать. Так же широко и безрассудно растратил он и жизнь свою, не копя душевных сил «на черный день» (который, увы, наступил). Жить в полную силу, на пределе - все равно, чем ты живешь в эту минуту: наслаждением, грехом, любовью, страданием, творчеством – вот к чему стремился Уайльд. Все индивидуальное должно найти свое выражение, воплотиться, обрести бытие. Уайльда мало волновали внешние, объективные границы возможного – ведь стены, не дающие нам раскрыться, находятся внутри нас, они – часть нашей натуры. Поэтому, когда мы естественны, мы менее всего бываем самими собой. Чтобы проявить себя, требуется усилие, то есть игра. Внутренний мир человека слишком отличен от мира внешнего, и самовыражение возможно лишь в тех же формах, в каких существует искусство: через специально созданный образ, роль, маску. Здесь Уайльд совершенно точен: только маска скажет нам правду о человеке. Как видите, парадоксы не столь уж парадоксальны, если хотя бы иногда заглядывать в себя.
Мысли Уайльда многим казались легковесными, хотя, признаться, это не представляется мне их недостатком: «тягостность» мышления еще не признак его высокого качества, скорее, наоборот, ибо мысль имеет отношение не только к логике, но и к эстетике. Однако трудно не согласиться с Борхесом: высказываемые Уайльдом соображения чаще всего верны. Просто его истины не вечные и не всеобщие, они всегда индивидуальны и выражают собой определенную минуту в жизни человека: в этом их ценность. «Всякий раз, когда со мной кто-то соглашается, я чувствую себя неправым» - говорил Уайльд. Он ясно сознавал: то, что является верным для одного человека, для другого совсем не подходит. И нет ничего неизменного: сегодня так, а завтра иначе. Ловить Уайльда на противоречиях – дело бессмысленное: для него нет ничего окончательно истинного или ложного, как нет ничего полностью нравственного или безнравственного. Это та самая философия человека до грехопадения, о которой писал Шестов. Любопытно, что в «Портрете Дориана Грея» лорд Генри со смехом рассказывает о своей затее дать всем вещам новые имена, ну совсем как Адам в Раю. Для Уайльда и впрямь не было ничего дурного. Хотя тема греха и расплаты за него – одна из основных в его творчестве и в его жизни, но он, принимая такую ситуацию как данность, отнюдь не видел в ней никакой закономерности и справедливости (скорее, красоту и ценность, как и во всякой трагедии). Может быть, в этом разгадка свойственной ему какой-то странной невинности: он знал, что мир таков, но душой не мог этого принять. Он смотрел на грех как ребенок на причудливую игрушку. Даже тюрьма не смогла полностью лишить его этой черты: потеряв свой Рай, он все же продолжал носить в душе его образ. Жизнь сурово с ним разделалась, но он и впрямь оказался для нее «трудной задачей». Его трагическая судьба, как это ни странно, вселяет надежду. Он и сейчас, более века спустя, наполняет людей творческой и жизненной силой. О нем можно сказать то же, что он сам написал о Христе: главная его заслуга в том, что он и после своей смерти сумел заставить людей любить себя. Не знаю, нужна ли эта любовь ему: но в том, что она нужна нам, у меня нет сомнений. Ведь в его судьбе решается вопрос и о нашей жизни, о том, состоимся ли мы в ней или заживо похороним себя. И решения все еще нет.
Свидетельство о публикации №104101800795
Армина Гилоян 29.09.2018 20:00 Заявить о нарушении