Религия смирения народ, власть, интеллигенция

Продолжение дискуссии, начатой против позиций ЛГ на форуме ЛГ (http://forum.lgz.ru/viewtopic.php?p=720#720).

Любая сильная власть в России была сопровождаема столь же сильным противостоянием образованных людей. Как только власть ослабляла вожжи - интеллигенция мельчала и деградировала.
Вал на вал, волна на волну наступали друг на друга в России власть и интеллигенция.

В других странах стороной, противостоящей власти, как правило, был народ.
У нас народ при вековом противостоянии интеллигенции и власти был третьей стороной, сторонней стороной. Это было обусловленно особенностями национального самосознания. Смирение как религиозный мотив было усвоено им очень рано, но очень прочно. Религиозное сознание стало особенностью поведения. Русскому народу свойственно отсутствие духовной борьбы и проповедь духовного смирения. С такой установкой народ при слабой власти выпадает из исторического делания. Поэтому умная сильная власть была исключительно светской (никакой папа римский у нас невозможен) и ввергала насильно народ в исторические процессы. Она гнала его из пассивности, выбивала смирение перед историей, используя при это то же смирение, но перед властью. Интеллигенция, будучи ретроградной, отстаивала смирение историческое и ругала народ за смирение перед властью.
Религия смирения должна была быть уничтоженной двумя силами: властью и интеллигенцией. И для тех и для других в полноценном своем виде она была невыгодна. Власть хотела оставить себе от смирения выгодную половинку для себя, интеллигенция - выгодную половинку для себя. Но в результате ни от религии, ни от власти, ни от интеллигенции в их прежнем виде не осталось ничего, ибо и власть и интеллигенция, и религия были по силе своей на равных. Вот ситуация 17 года, о которой вы тут упоминали.
Но это не значит, что через десятилетие ничего не возродилось: усилилась новая власть, окрепла новая интеллигенция, новая религия смирения тоже не заставила себя долго ждать. Потому что и власти, и интеллигенции смирение народа было все-таки необходимо.


Рецензии
Народ в смирении и уповает на власть. Когда власть деградирует, народ бунтует, и власть меняется. чаще самой элитой, реже сторонними химерическими вождями с помощью народа. Интеллигенция всегда за угнетенный народ и против власти. Когда она сталкивается лицом к лицу с подзащитным взбунтовавшимся народом, в ужасе от содеяного линяет за границу, смиренно ныряет под крыло усиливающейся власти или жертвенно погибает (частями).

Просто эти три группы человеческие объективно желают господства: народ хочет, чтобы власть состояла из его представителей и, хотя бы и формально, объясняла свои действия и отчитывалась, власть желает подчинить себе не только народ, но и интеллигенцию, а интеллигенция несбыточно мечтает о свободном и экономически и духовно подобном ей народе и о власти с человеческим лицом.
Так и мыкаются бедолаги вместе, неразлучные подруги и друг...

В своем стихотворении "Предчувствие" http://stihi.ru/2003/01/23-89 такое окончание:

А где ж спаситель-труженик, крестьянин и ремесленник,
премудрый дьяк с законами, богатый, но не мздой,
мних с книгами духовными, гусляр с шальными песнями,
народ спокойный, благостный, не сдавленный уздой?!

Вот и пришло столетие - под сургучом послание,
окутанное тайною, надеждой скреплено,-
авось да все уладится, да как-то "устаканится",
не зря же нам терпение спасителем дано.

В России, да и не только в ней мало что меняется, по-крайней мере принципиально и в обозримо короткие промежутки времени...
...
С поклоном,

Влад Борискин   12.10.2004 21:18     Заявить о нарушении
Не уверена, что интеллигенция жаждет господства политического. Ей достаточно властвовать умами. А как только она обретет реальную власть, то либо потеряет статус интеллигенции, либо будет вынуждена работать против себя же.

Ольга Чернорицкая   13.10.2004 09:06   Заявить о нарушении
Я и не утверждал, что интеллигенция стремится к политическому господству (перечитайте). Имеется ввиду господство собственного понимания как надо: как надо жить (народу) и как надо управлять (власти). А власти интеллигенции не надо, так как любая власть есть угнетение, а интеллигенция против любого угнетения.

То, что существуют непримиримые противоречия между властью, интеллигенцией и народом - факт очевидный, но это и залог того, что эти ипостаси социальные друг друга никогда не поглотят и не с чем не сольются, устойчивое противостояние, если хотите, и живой вечный двигатель прогресса (в нашей стране, по-крайней мере).

С уважением,

Влад Борискин   13.10.2004 19:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.