Слова, слова, слова
При анализе использована программа, написанная одним из моих учеников в прошлом году. Желающие могут скачать результат в виде папки, содержащей предметный указатель и файл с конкурсными стихами, в которых добавлены метки на все найденные вхождения ключевых слов.
А здесь просто привожу забавную статистику. В качестве единицы поиска, естественно, бралась основа слова. Поэтому вместе со словом «сатана», например, по единице «сатан» находились и сатанисты, и сатанинский. По этой самой причине мне не представилось возможным АВТОМАТИЧЕСКИ вычислить вхождения таких слов, как «бог», «мир» или «сон» и т.п., ложных вхождений могло оказаться больше, проще найти вручную. В некоторых случаях ложные вхождения можно вычесть: например, из 18 упоминаний слова «память» придется вычесть 8 памятников. А из 56 душ – 1 вхождение с основой «душн» (однокоренные слова типа «душевный» или «задушевный» ложными вхождениями не считаю, но следовало бы еще поискать задушенных и др., если только кому-то не лень).
Итак, начинаю рассказ инопланетянина про ночное кладбище. Исходя из начального предположения, что он познакомился с этим интересным явлением по мотивам нашего творчества.
Из чего состоит кладбище
Само КЛАДБИЩЕ в 128 стихотворениях упомянуто… каких-нибудь 147 раз. Ну что делать – оно же должно было там присутствовать. Еще 24 раза упомянут ПОГОСТ, 6 раз – КУРГАН, 3 раза НЕКРОПОЛЬ.
На кладбище, несомненно, есть МОГИЛЫ – целых 108 (в счет вошли «могильный», «замогильный» и др., что сути дела не меняет). В них находится аж 52 ГРОБА, из которых, впрочем, 13 при ближайшем рассмотрении оказываются НАДГРОБИЯМИ. Итого ГРОБОВ (ГРОБНИЦ) остается 39. Добавим к ним еще 16 УРН. Покойным также сооружено 64 КРЕСТА, 25 ПЛИТ, 8 ПАМЯТНИКОВ, 1 УСЫПАЛЬНИЦА и 1 МАВЗОЛЕЙ. (Оградки и дорожки пересчитывать было лень.)
Практические умы также позаботились о целых 6 МОРГАХ. В общем и целом, несмотря на ночную пору, место действия неплохо укомплектовано.
Обитатели и посетители
Вряд ли вы удивитесь, обнаружив на кладбище 21 ТРУП и 28 ТЕЛ разного качества: мертвых, живых, ожидающих кончины. Кругом ползают ЧЕРВИ (8), летают ВОРОНЫ (9), ну и еще немало разнообразной фауны и флоры – поищите самостоятельно, здесь программный продукт не даст полезных результатов.
Помимо этого, вы встретите уйму ВАМПИРОВ - в тексте их 18. За ними почти поспевает БОГ с большой буквы и прочие БОГИ – 15. На помощь им готовы прийти 7 АНГЕЛОВ и пара СЕРАФИМОВ. Но не спешите вздыхать с облегчением. Потому что во первых, их часто НЕТ, а во-вторых, вам предстоит встреча с САТАНОЙ и его представителями САТАНИСТАМИ – 12 раз, с ВЕДЬМОЙ – 11, ВУРДАЛАКОМ – 9, ЧЕРТОМ – 8, ДЬЯВОЛОМ – 5, ДЕМОНАМИ – тоже 5, а также с 4 УПЫРЯМИ, 1 ПРИВИДЕНИЕМ и 1 страстной СУККУБОЙ. На фоне этого 3 БОМЖА уже не покажутся страшными. Но есть еще нехорошие люди – НЕКРОМАНТ (3) и НЕКРОФИЛ (9). Вроде бы живых они не обижают, но видеть их все равно не подарок.
Но мы все-таки, что ни говори, люди, и ничуть не забыли самих себя: ЛЮДИ упомянуты в текстах 32 раза. Еще 8 раз – ЧЕЛОВЕК и все ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ. Жены, женщины и вообще все ЖЕНСКОЕ упомянуто 11 раз, мужчины, мужья и все МУЖСКОЕ также 11 раз, дети и ДЕТСКОЕ – 19 раз. Это не считая девушек, юношей, парней и др. человеческих существ, от младенцев до старцев.
Наконец, на кладбище регулярно встречается КТО-ТО. Авторы обратили на него внимание целых 8 раз.
Души мертвые и живые
ДУШ в нашем коллективном повествовании оказалось вдвое больше, чем тел: целых 55. Позаботились ли о них авторы стихов? Вопрос, прямо скажем непростой. 2 раза упомянули про какие-то ОБРЯДЫ, 2 раза – про ТРИЗНУ, 5 раз вспомнили что-то СВЯТОЕ, 7 раз – СВЯЩЕННОЕ, и наконец, 8 раз – МОЛИТВУ. Сам процесс ПОХОРОН был упомянут 8 раз, погребение – ни разу. 6 раз упоминается КОЛДОВСТВО (или КОЛДУНЫ), дважды ВОРОЖБА.
Любители телесности на кладбище любят КОПАТЬ, не всегда с благовидными, мягко выразимся, целями – этот процесс упомянут 12 раз, не считая случаев, когда кто-то что-то РЫЛ или РАСКАПЫВАЛ. В арсенале авторов – 7 ЛОПАТ.
Слабовато оказалось в итоге с НАДЕЖДОЙ – ее вспомнили всего 5 раз, а дотошный поиск всех форм глагола НАДЕЯТЬСЯ… дал всего один-единственный результат. Ну действительно, не на лопату же надеяться. И не на САМОСВАЛ, который тоже ничего хорошего нам из-под земли не выкопает, даже если окончательно озвереет.
19 раз упомянута ВЕРА, но весьма в своеобразные вещи. Не говоря уже об употреблении с частицей НЕ.
Ну ничего, зато нам остается ЛЮБОВЬ! И вот на этом мы сейчас отыграемся.
Жизнь и смерть
Вот, пожалуй, самый парадоксальный результат этого исследования: СМЕРТЬ упомянута в стихах 38 раз, а ЖИЗНЬ – 53 раза!!! На 43 МЕРТВЫХ, МЕРТВЕЦОВ и др. приходится 36 ЖИВЫХ, ЖИВОГО, ЖИВУЩИХ. Стоило бы проверить еще глагольные формы, но затруднительно из-за видоизменения корней. Но очевидно, что в целом ЖИЗНЬ побеждает. Сколько ни гаси свет и ни нагнетай обстановку.
Что еще более замечательно – 58 раз в текстах встречается слово ЛЮБОВЬ и всевозможные ЛЮБИМЫЕ и ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ. Это готовый материал для психоаналитика. И пояснение к разделу «обитатели и посетители».
Вы поняли наконец, почему бодреньких чертей и вампиров, в которых вы верите еще меньше, чем в ангелов и богов, оказалось гораздо больше, чем трупов? Жить хоца, однако. В любой форме, даже самой гнусной. В светлую та не верица. Ну хоть так. А кто мы при жизни, кстати? При этой странной ролевой игре? На кого вы телом и душой похожи, товарищ? Неужто на ангела? Тогда зачем вам три кила косметики и четырнадцать сетевых ников? Ну да ладно, к вампирам философию.
Любовь на кладбище, конечно, в основном возвышенная и часто суицидально окрашена, но есть и прямое упоминание СЕКСА (3) и ТРАХА (2). Зато полностью отсутствует ЭРОтическое начало. Ряд фривольных сцен, впрочем, обозначены иными словами. Но всего этого гораздо меньше, чем самой ЛЮБВИ.
Но мы не безразличны. 7 раз упомянута СТРАСТЬ, 6 раз – всевозможные ЖЕЛАНИЯ, и наконец, – 32 раза – слово ХОТЕТЬ и родственные ему. Похоже, кладбищенская ЛЮБОВЬ и есть отражение этих неутоленных ЖЕЛАНИЙ. Причем они скорее эмоциональны, чем сексуальны. Есть основание говорить о неврозе.
Свет и тьма.
ГЛАВНОЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО КОНКУРСА - НЕ КЛАДБИЩЕ, А НОЧЬ. Она упомянута, вместе со всеми производными, 196 раз. А главное ночное светило, ЛУНА, по странной прихоти судьбы, упомянуто ровно столько же раз, что и ЛЮБОВЬ, то есть 58. 10 раз называются ЗВЕЗДЫ, и 8 – СОЛНЦЕ. Неужели Солнце – ночное светило? Нет, просто и слово ДЕНЬ встречается – 35 раз. Ну что же – ночь – это время любви, а Луна ей покровительствует, так что все вроде бы сходится.
А наступление дня и солнечный свет восстанавливают в душе (которая у нас еще один лексический фаворит) необходимое равновесие.
Последний штрих: создается впечатление, что мы любим темноту не более смерти. Конечно, тематика обязывает: ТЬМА упомянута 17 раз, ТЕМНОТА или ТЕМНЫЙ – 24. Но при этом СВЕТ или СВЕТИЛА – 55 раз. Нет, конечно, мы не боимся…
=======
Здесь я заканчиваю первую часть обзора. Предполагаю на следующем этапе проанализировать ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ. Частично уже затронутые. Надеюсь, что кому-то этот разбор показался забавным. Файлы с гиперссылками опубликую в конце.
Часть 2.
В первом раунде наше кладбище по моей вине недосчиталось 5 ПОКОЙНИКОВ и 3 ПОКОЙНИЦ. Отправляем их по месту принадлежности, в раздел «Обитатели».
И продолжим разговор о чувствах, из которых не последним считается
СТРАХ
Непрофессиональный разбор такого рода может претендовать лишь на некоторые предположения и намеки. Поэтому я буду избегать излишнего углубления в толкование статистики (особенно потому, что диагноз выходит навроде средней температуры по больнице – социальный, а не чей-то лично, но это же и снимает часть ответственности).
Уделю особое внимание сопоставлению дуальных пар или групп антонимов, потому что многое в языке основано на изначальном осознании противоположностей.
Итак, СТРАХ вспоминается в стихах 21 раз (из них 1 раз – ПАНИЧЕСКИЙ), УЖАС – 12 раз, 9 раз всяческая БОЯЗНЬ, 8 раз ЖУТЬ, и КОШМАР – 4 раза. ХОРРОР не подсчитывался, он вроде как воспринимается как название жанра, а не эмоция. Моральная оценка такого состояния практически отсутствует; если пушкинский «Вурдалак» так и начинается со слов «Трусоват был Ваня бедный», то здесь в конкурсных стихах не замечено ни одного проявления ТРУСОСТИ, ни впрочем и ОТВАГИ. 1 раз упомянута ХРАБРОСТЬ и четыре раза СМЕЛОСТЬ (но два из них – с частицей НЕ). ОПАСНОСТЬ упомянута только 1 раз. А чего мы тогда боялись?
В связи с этим заинтересовала
Абстрактная нравственная позиция
СОВЕСТЬ и ЧЕСТЬ авторы упомянули по три раза, причем дважды совместно.
ЗЛО в разных проявлениях, включая все ЗЛОвещее и ЗЛОрадное, встретилось 26 раз, а добро – лишь 5 раз.
Авторам хорошо знакомо понятие ГРЕХА (11) и ВИНЫ (15), а вот о ДОБРОДЕТЕЛИ они не имеют представления. Зато 3 раза упомянули НЕВИННОСТЬ. СТЫД и ГОРДОСТЬ при этом почти уравновешены: 3 – 4 в пользу ГОРДОСТИ.
Ну вот, скажете вы, нормальная для тематики мрачная картина. Но давайте сравним это с описываемым душевным самочувствием.
Эмоциональное состояние
ПЕЧАЛЬ 14
ГОРЕ 8
ТОСКА 8
ГРУСТЬ 6
НЕСЧАСТЬЕ 6
БЕЗЫСХОДНОСТЬ 2
СТРАДАНИЕ 1 (от насморка, между прочим, от чего ж еще страдать на кладбище)
СЧАСТЬЕ –18
РАДОСТЬ 7
ВЕСЕЛЬЕ 3
НАСЛАЖДЕНИЕ 3
ВОСТОРГ 3
В общем, мы глубоко прочувствовали тему. А как обстоит дело с внешним выражением эмоций?
33 раза звучит ПЛАЧ, 13 – СМЕХ
3 раза – РЫДАНИЕ, 8 – ХОХОТ
Да уж, обхохочешься тут. Вообще-то реально, вы много видели хохочущего народу на кладбище? Ладно, искусство – великая сила.
Физиологические проявления
Кратким экскурсом в эту тему закончу обзор. В тексте есть все необходимые признаки зловещей смерти. За исключением трупов, тел и покойников, уже подсчитанных ранее, мы можем найти там 14 КОСТЕЙ, 8 СКЕЛЕТОВ и один ЧЕРЕП. Но кажется, никто, кроме некрофилов, такими вещами существенно не интересовался. Зато на радость живым, вы найдете обилие нормальных частей тела: например, 31 СЕРДЦЕ, 12 ГОЛОВ, 21 РУКУ, 20 НОГ, 4 ЖИВОТА и еще много чего по мелочи, вполне живого и функционирующего.
27 раз упомянута КРОВЬ, в основном в связи с пролитием.
ХОЛОД – 21 упоминание, 8 – ТЕПЛО, 5 – ГОРЯЧО, 2 – ЖАР. Конечно, холод преобладает, и возможно, не только физический (см. анализ выше).
СМРАД – 3, АРОМАТ – 2, 7 раз нейтральное ЗАПАХ, впрочем, в основном плохой.
ЧЕРНЫЙ – 19, БЛЕДНЫЙ – 6.
ЦВЕТ – 1 раз (в отрицательном смысле) и 1 раз – БЕСЦВЕТНЫЙ
И наконец, в начале обзора следовало бы посчитать 12 раз принесенные на кладбище ЦВЕТЫ, и еще 4 БУКЕТА. Исправим это упущение в конце. Пущай они достанутся нам, таким хорошим, за проявленное усердие.
Свидетельство о публикации №104093000680
И вам я ничего не напишу. А статистика забавна - для специалистов.
Буду ждать другой творческой волны.
Петрович 03.10.2004 00:34 Заявить о нарушении
= Тексты по поэтическому уровню? В массе это тягостно, но не хуже, чем средний уровень по той же стихире. На странице конкурса есть мой обзор о тех стихах, которые показались относительно лучшими. Сейчас думаю - может, не полениться подборку сделать и самозванно опубликовать "избранное"? Интересно, какое будет впечатление у читающих.
= Дух и настроение, диктуемые темой? Это да, кошмар, но как экстремальная духовная практика впечатляет - ты же провозглашаешь любовь к экстриму, ну не все же его в форме СМ представлять. Эта сторона мне понравилась. Именно потому, что было нечто противоположное и глубоко противное моей природе, так что ИСС прочувствовалось весьма серьезно. Ну чо я экстремальщику объясняю.
= Уровень организации и проведения? Там все было вполне аккуратно. Господа поэты в сопутствующих обсуждениях время от времени грязно таскали друг друга за волосы и другие интимные части тела. Но это их вина, а не координатора, который, кажется, что-то и обрезал наиболее грязное. Но очки были подсчитаны аккуратно, места распределны строго по формальному критерию, слабые тексты допущены к участию принципиально, чтобы участники сами разобрались, кто есть ху. Феномен выхода средненького стеба на первые места с большим отрывом... ну это тоже надо знать - что массы любят и неизменно ценят. Тем более что масса состоит из единиц, и мы среди них.
Наконец, 130 стихоединиц, пусть неравноценных, около семи десятков разнополых, разновозрастных, разножанровых и разноталантливых авторов... получилось весьма интересное сборище.
В общем, опыт жизни оказался во всех отношениях интересный. А восторгов я вроде и не высказала.
А твое впечатление? Может быть, ты вообще тягостно воспринимаешь широкий тусняк, где слишком много личностей, чтобы достаточно уверенно утвердить свою как самую яркую? Действительно, в этой ситуации необходимо уметь словить кайф и от созерцания всего разнообразия характеров и коллизий, и от чужого успеха, если уж он мимо тебя прошел, и даже если действительно кажется не вполне заслуженным - это иллюзия, без причин ничего не бывает. Может быть, этому способствует не чисто литературное достоинство, но в любом случае ты имеешь дело в проявлением сильной и удачливой личности, сумевшей взять толпу в руки... а это занятно.
Светлана Зобнина 03.10.2004 08:29 Заявить о нарушении
Те несколько стишков, которые мне были по душе, вообще не вошли в представленную сотню произведений. Хорошо, что я не участвовал в этом.
Этот конкурс не исключение. Я наблюдал за конкурсом стихов о любви – так там тоже не было стихов о любви, всё было, от порнухи до сахарных соплей – а о любви ни слова. И результаты соответствовали вкусам организаторов. Вероятно конкурсы и подобные им мероприятия никакого отношения к поэзии не имеют.
«Ночь – упомянута 196 раз!» Полный маразм. Слова НОЧЬ и КЛАДБИЩЕ объединяет только СТРАХ. Почему не скорбь? Я этого не понимаю.
Петрович 03.10.2004 14:17 Заявить о нарушении
И ты знаешь, я сейчас отвечая тебе, вспомнила заключительные строчки, стиха, который не помню целиком, и автора тоже (можно в яндексе по контексту поискать, это наверное, кто-то из известных советских поэтов):
Не говорите мне о бессмертии -
Не оскорбляйте чувства неверующих.
Это к твоему вопросу о скорби. Я думаю, что даже при лучших намерениях люди с противоположными взглядами могут невольно оскорблять друг друга своей позицией по отношению к теме смерти. У меня лично скорби нет, потому что я верю в возможность дальнейшей жизни для души, и поэтому чувствую скорее драматическое напряжение - что и как там сложится; и в этом плане выделяла из сереьезных стихов других авторов - те, что без излишнего оптимизма, но и без нигилизма или безнадежности.
Представленная мной самой тройка, если задуматься, суммарно представляет три состояния: светлый путь, темный путь и состояние глупой, примитивной, неприличной жизни, которая к этому делу совершенно не готова и грубо ругается при приближении к теме. Выходит, что философия здесь в подтексте, как и должно быть в поэтическом произведении: совсем не обязательно и даже нежелательно рифмовать абстрактный трактат. Искусству более свойственно говорить образами, ощущениями, (со)переживаниями.
Светлана Зобнина 04.10.2004 09:35 Заявить о нарушении
По отдельности мы все яркие, но разного спектра. Будем радоваться радуге, это аура человечества.
Петрович 04.10.2004 23:29 Заявить о нарушении