Послание Женщине

     Большая часть из помещённых на данном сайте стихов вошла в недавно вышедшую в свет в издательстве «Голос-Пресс» книгу «Послание Женщине». Автор счёл целесообразным поместить на сайте предисловие к этой книге, поскольку сюжет её посвящен вечной теме, красной нитью проходяшей через всю мою поэзию – Женщина и судьба мира.

               
               Поэзия и проза, переводы         
               
                От автора
                I

     В наш жестокий век – век катаклизмов и перманентного духовного кризиса – человечество по-прежнему влечет к себе тайна Женщины и Смерти. Вероятно, потому, что женщина дает жизнь, в то время как смерть ее отбирает. И мы страдаем, любим и ненавидим, пока не приходит осознание того, что физическая смерть освобождает и дает новый импульс развития духа бессмертного человека.
     У всех народов смерть представлена в виде женщины. И в этом – глубокий символический смысл. Не является ли на самом деле рождение человека шагом в смерть, а уход – переходом в жизнь? Не означает ли уродливость смерти обратную сторону красоты?
     Загадка женщины и смерти всегда привлекала внимание гениальных мыслителей, философов и поэтов. Вся мировая поэзия, литература, искусство всегда вращались вокруг этой темы бытия. Решение этой загадки, вернее – приближение к ней, возможно, вероятно, лишь на уровне подсознательного, интуитивного, поэтического восприятия потустороннего – зазеркального мира. В любом случае постоянное присутствие в нашей жизни женщины и смерти придает ей неповторимый аромат, свежесть, делает ее уникальной и бесценной.
     К сожалению, в наш прагматичный век мы склонны больше говорить о «демократии» и требовать равенства полов, а точнее – маскулинизации женщины, забывая при этом женскую натуру, ее природу любви и дара жизни. К счастью, она (мудрая природа) позаботилась о том, чтобы женщина всегда оставалась женщиной. Поэтому она так же привлекательна для мужских глаз в норковом манто, как это было в первобытном обществе, когда она щеголяла в шкурах из мамонта. Она так же притягательна для нашего брата, как и во времена кринолинов и корсетов из китового уса. Подняв юбку гораздо выше колен, она так же соблазняет мужчину, как Ева соблазняла Адама, будучи едва ли прикрыта фиговым листком. Короче, натуру нашу не изменить, как, к счастью, не изменить и женщину.
     Поэтому, смиряясь с неизбежностью страданий, понимая утопичность самой мысли о возможности переделать общество, можно радоваться тому, что природа одарила нас прекрасным – чудом, с которым мы, к сожалению так свыклись, что перестаем воспринимать необычность ее – Женщины, – существа из другого мира. Поэтому цель автора состояла в том, чтобы пробудить у читателя это чувство, освежить его и помочь вспомнить мир таким, каким мы видели его в детстве, во всем великолепии его красок. Насколько это удалось – судить читателям. Автор же хотел
бы воспользоваться случаем и выразить свое восхищение Женщиной – Матерью, Супругой, Великой Труженицей и поблагодарить Ее за всю радость, которую она дает нам – представителям мужской половины человечества.

                II

     «Я знаю, что ничего не знаю». Эти слова могли бы быть поставлены эпиграфом к книге. Действительно, мы знаем только то, что ощущаем в результате преходящего эмпирического опыта нашего сиюминутного существования, оторванного от основ бытия, заложенного в природу пустоты, времени, пространства, вечности. Что есть Вселенная, Бог, человек? Каково предназначение человека? Что было бы, если бы не было Бога, Вселенной, материи, абсолютной пустоты? Что такое «ничто» и возможно ли оно? Ведь что-то должно  существовать в любом случае? От такой постановки вопроса кружится голова и сознание теряется в бездне неразрешимой космической загадки, неизбежно встающей перед каждым человеком. Однако эта же постановка вопроса ведет к догадке о вечности материи и сознания в проявленной или непроявленной форме. И если Бог есть (а Он есть!) – не является ли Он сублимацией всех космических жизненных энергий, и, в таком случае, знает ли Он трансцендентную причину существования самого Себя?   
      Ответа нет. В любом случае можно лишь догадываться о наличии вечной и безграничной жизни в ее безудержной экспансии. Куда? Этого мы не знаем и вряд ли когда-нибудь узнаем. Остается лишь надеяться, что эволюция человечества ведет к гармонии и счастью, в то время как нынешние муки становящегося человека есть продукт организующегося хаоса.
     В данной связи “Послание Женщине” является попыткой приблизиться к основным онтологическим проблемам бытия через постановку вопроса об их принципиальной неразрешимости, а также через воспевание Любви, которая есть Бог и Вечная Женственность души Вселенной, попавшая в плен к косной материи. Именно Любовь, Вечная Женственность, Женщина могли бы освободить страждущую человеческую душу от плена материи, как об этом писал гениальный М.Ю. Лермонтов:

                Меня добру и небесам
                Ты возвратить могла бы словом.
                Твоей любви святым покровом
                Одетый, я предстал бы там,
                Как ангел новый в блеске новом.

               
     Итак, Любовь, Женственность, Красота – родительница новых и новых жизней, вечно юная, вечно прекрасная, вечно ускользающая и восстающая из смерти, как птица Феникс, призвана быть той причиной, которая движет жизнь в вечности. И в этом – мучительная, вечная загадка – принципиальная непознаваемость мира, потому что окончательный ответ разрушит зачарованность человека в волшебном мире. Потому что окончательный ответ предполагает и окончательную остановку движения – в неизвестность, бесконечность, красоту? Готов ли человек к своей окончательной, безусловной смерти в принципиальном решении главного вопроса бытия – что есть жизнь? Очевидно, нет, а потому обречен быть вечным странником в поисках непознаваемого.   
     Таким образом, трагедия (или, может быть, счастье?) человека на нынешнем этапе его развития состоит не в кратковременности того, что мы называем жизнью, а в ее вечности – бесконечном, мучительном развитии духа и в не менее мучительных сменах его оболочек – тела. Именно отсутствие смерти,  забвения – делают человека рабом, вечно прикованным к безостановочно бегущему в никуда колесу жизни, рабом, лишенным возможности убить себя и навсегда погрузиться в покой неведения.
               
                Ш

     Принципиальная неразрешимость главных онтологических вопросов бытия не снимает, однако, извечную остроту проблемы добра и зла. По мнению автора, нет ни добра, ни зла, но есть
разность потенциалов света и тьмы, плюса и минуса, движущих эволюцию, возрастание Богочеловека. Зло пpоявляется лишь в субъективном восприятии мира неразвитым человеком. Поэтому целью книги является также и попытка примирения Бога с дьяволом, соединения богоборца Лермонтова с человекобогом Пушкиным в создании Богочеловека.
     И всё же, не свидетельствует ли вся история человечества – от следов жизнедеятельности первобытного человека до следов, оставленных астронавтами на Луне, –  о его животной природе, успешно уничтожающей остатки, робкие проблески божественного духа? В самом деле, бесконечные войны, кровь, насилие и разорение природы, выросшие к нашему времени в геометрической прогрессии, грозят превратить колыбель человечества в его могилу.
Выводы мирового научного сообщества показывают, что «в историческом масштабе времени взрыв Земной цивилизации уже произошел… Нарастающая взрывная волна будет сметать Земную цивилизацию в первой четверти ХХI в.» (А.П. Федотов. «Глобалистика. Начала науки о современном мире», с. 204),  подтверждая тем самым апокалиптические библейские предсказания о предстоящем конце мира. Может ли человечество в условиях прогрессирующей деградации духа переломить свою звериную натуру и за оставшиеся 15-20 лет до коллапса цивилизации перейти к планетарному разуму?
     Крах человеческой цивилизации неизбежен, как неизбежны смерть человека или коллапс отдаленной галактики именно в силу открытого Гегелем закона о переходе количества в качество – накопленная человечеством сумма зла со всей необходимостью требует новых условий его реализации. Однако то, что является трагедией для тупикового пути человечества, остается оптимальным средством эволюции живого мира, каковым является Вселенная и ее частица – человек. Лишь страдания, превысившие свой предел, могут подвигнуть бессмертный дух человека на новую, божественную, ступень его развития. Отсюда тайна «зла», без которого была бы невозможна эволюция. Таким образом, трагедия человечества и его неизбежный коллапс запрограммированы и неизбежны.
     Что касается России, то корни ее трагедии кроются, в сущности, в раздвоенности  ее духовной природы, выраженной в национальной символике – двуглавом орле. Если Запад давно определился, то Россия все еще колеблется в выборе своего пути. В отличие от эгоистического, материалистического, агрессивного Запада, Россия подсознательно ищет Истину – Бога. Пытается построить Царство Божие на земле – коммунизм – без Бога. Принимая буржуазные ценности, в то же время подсознательно отвергает их. Стремясь к богатству, русский человек одновременно интуитивно понимает его иллюзорность. Отсюда вечные метания, юродство и вековая тоска – то, что называется «загадкой русской души». Отсюда – самоистязание, массовый алкоголизм, национальный мазохизм и вечная неустроенность. Однако, если для сытого «международного сообщества» Россия – антипод, изгой, то для Бога Россия может стать блудным сыном, возвращающимся домой. 
      Таким образом, беда России – в непонимании онтологических корней своих проблем, непонимании своей исторической миссии в мире, непонимании того, что именно она, поставленная в центр резко усилившихся планетарных противоречий, может спасти этот мир. Счастье ее в том, что она учится быстрее других народов, и, подсознательно отвергая золотого тельца, через страдания, мучительные эксперименты идет к конечной цели человечества – Истине.
               
                IУ
               
     В целом эта книга есть духовный поиск Истины в попытке освобождения от тяжких оков притяжения косной материи. Именно поэтому автор призывает к возрождению живого Слова («В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» – Ин 1.1), потому что кризис, и не только поэзии, поразивший Россию после Пушкина и Лермонтова, был кризисом бездуховности. Как и всякий путь на незнакомой местности, поиск Истины не свободен от отклонений от главного маршрута. Однако любая дорога приведет к цели, если правильно выбран ориентир. В данном случае единственно верным ориентиром может быть Любовь. Не эгоистическая любовь к себе самому или близким, но Божественная Любовь, Любовь безусловная, Любовь, не знающая никаких оговорок, которая и есть Бог. Естественно, мы не можем, не умеем любить, как нам заповедано, однако мы можем учиться любить на нашем пути в Вечности и в Вечность.
     На этом пути нет никаких требований к идущему, кроме одного – быть верным Богу, стремиться к истине. Пусть не смущает идущего, ищущего собственное несовершенство, так называемые грехи. Главное – стремиться к познанию Любви. Как ни долог тяжкий путь, как ни велики страдания, путник обязательно придет к цели, если останется ей верным.
     Отражая блуждания в лесу неведения в стремлении к истине, книга не есть, конечно, целостное зеркало реальности, но смутное отражение поисков, зигзагов, тупиков и выходов из них. Плод тяжких духовных переживаний, она является как бы дневником, регистрацией развития духа на его пути в бесконечном совершенствовании, пути, со всей очевидностью предстоящего каждому человеку.
     В заключение хотелось бы обратить внимание читателя на элементы эротизма, встречающиеся в книге. Конечно, за десять лет нашего псевдолиберального строительства нового общества мы привыкли к откровенной порнографии. Однако насколько сопряжена лирика с эротизмом, насколько поиск Бога и глубокие духовные переживания совместимы с  описаниями секса, постельными сценами, подчас довольно откровенными? Здесь автор пускается в опасное плавание, рискуя напороться на подводные камни,  и отдает себя на суд читателей. Может быть, вынесенный приговор будет не очень суров. Ведь Бог в Своем творении одарил нас и всем спектром волшебных чувств, ощущений, возникающих между мужчиной и женщиной, так же, как и соответствующими инструментами для этих переживаний – сердцем, разумом, плотью. Не являются ли эти инструменты, эти чувства средством для познания нашего прекрасного мира, призванным воccоединить две страждущие, израненные половинки в конечном, и неизбежном, слиянии с абсолютным творческим началом – Богом?               
 
                ЖЕНЩИНЕ

               
Ты как цветок, в хрустальной чаше бытия –
Чудесное и редкое соцветие.
Да, о тебе с тоской мечтаю я, 
Рождаешься ты раз в тысячелетие!

Луч солнца блекнет робко пред тобой,
Когда выходишь ты из пены созидания,
Явившись дивною зарей
Исполнить свет предначертания.

Перед тобой бежали небеса,
Ослепнув от твоей красы величия.
Блистала на тебе алмазная роса,
Как чудотворный знак отличия.
 
Не знаешь ты, что, Богом создана,
Нагая в рай вошла царицей –
Тебе вся власть была дана
Остаться венценосной жрицей.

Увы, испив обмана, Змея яд,
Захлопнув за собою двери рая,
Отрезала ты все пути назад,
Разбить всё мироздание дерзая.

Теперь, чтобы хрусталь небес скрепить
И возвратить тебе бессмертие,
Я должен чары над тобой разбить,
Что может быть лишь раз в тысячелетие.

Мне остается лишь тебя найти,
Чтобы вернуть тебе прозрение,
Чтобы затем в лазурь небес уйти
И обрести  уединение.

Скажи, куда идти искать –               
В Венеры храм или блудницы,
Простая женщина и мать,
Рожденная быть образом царицы?

Где ты, святая грешница моя,
А может, грешная святая?
В моих руках судьба твоя,
В твоих руках – ключи от рая.

.


Рецензии
скажу сразу.....Эльдар.......текст читается.......и хорошо читается...с интересом....из моих уст это трезвая оценка и похвала........человека.......который не очень любит тратить время......на такого рода философские тексты-рассуждения....лень....я предпочитаю художественную литературу и поэзию.....и конечно же текст требует тщательного осмысления.........может быть в чем то я абсолютно согласен........а в чем то и не очень...вообщем то так и должно быть........но в главном........у нас почти одинаковый интерес в Жизни......только я уточню.....я лично выделяю Разум и Красоту....и для меня как мужчины в Женщине заключена Красота тоже.......а проблемой Смерти я чуть ли не всю жизнь занимаюсь..........я вообщем то именно поэтому и молекулярным биологом стал......вот так вот....

Дальнейших Творческих Успехов тебе и Счастья в Истинной Любви Эльдар!

*Дракон*

Александр Тримурти   24.02.2005 02:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр. Эльдар

Эльдар Файзулин   24.02.2005 20:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.