Поэзия Елены Минской Слово есть ценность

Вот так вот сразу я и начну. А что еще нужно? Какое-то долгое вступление, неуемное человеческое стремление к красивостям, переходящее в нужду, в зависимость от длинный словесных и смысловых "наворотов". Говорят, проще всего друг с другом разговаривать психологам.
Поэзия Елены Минской, одного из моих любимых авторов здесь, как раз таки оправдывает изначальную простоту и удивительно глубокую прозрачность Слова и Смысла... Изначально она привлекла мое внимание оригинальностью, тонким минимализмом стиха, что встретить сейчас можно редко. Нет, минимализм достаточно распространен, но в массе своей это минимализм сугубо восточный, основанный на подтекстуальных размышлениях на фоне созерцания природы или (в новой транскрипции) длительного переживания коротких временных промежутков. Сделать что-то новое в этом плане чрезвычайно трудно, это одна из сложнейших частей поэзии. У Елены задача эта кажется и не знала трудностей в решении. Она пишет свои стихи гениально по нескольким причинам. Во-первых, ее минимализм - он настолько русский, пережитый, настолько пресловуто "душевный", что волей неволей оставляет ощущение причастности, сопереживания. Ее минимализм нов, оригинален в своей манере, что вызывает желание вчитываться в эти короткие, брошенные строки, и смотреть в эти слова, умные, грустные, веселые, а, главное, такие живые... Эти слова, словно несут в себе отзвук того Слова, в котором все: вся жизнь, весь мир.

О странностях любви
------------------------------------------
Я от ласковых слов убегала
Я тебя междометьями била
Я по капле тебя потеряла
Потеряла - и вдруг-
полюбила...

Любимому.
------------------------------------------
Спасибо за несбыточность мечты,
И за случайность встречи- тоже,
За то, что друг без друга- можем...
Ну а за то, что до сих пор люблю-
Прости.

 
Вот первые стихотворения. Помолчим. Перечитаем. О чем вы подумали? Как хорошо, что вы больны не мной? Я угадала? Это неспроста. Цветаева была гениальна в своей искренности и женственности, в этом близка ей Елена. Это, во-вторых. Поэзия ее именно женская, с ее женской интуицией, ее непередаваемой казалось бы чувственностью, эмоциями ассоциациями. Эти слова не нуждаются в стандартной логике, логика женская признает лишь один закон - следование своим чувствам и своему сердцу. Женщине, Женщине с большой буквы, героине этих слов всегда будет непросто жить, ее взаимоотношения с сильным полом всегда будут удивительными: нелепыми, трагическими, восхитительными, только одним они не смогут быть никогда - обычными. О том же у Ахматовой, вес ее  м и р, ее душность и сладость, ее близость и расставания - все о том же, о самом загадочном и прекрасном - о женской душе...

Немного латыни
------------------------------------------
"Aut Caezar, Aut nihil"- "Или Цезарем или никем"

Aut Caezar, Aut nihil
Или в дамки, или - выбыл
Чет иль нечет, быль иль небыль-
Aut nihil,Aut Caezar.
Половина...Четверть...zEro.
Aut nihil, aut...


Многих авторов ругают за то, что они "знанья показать хочут". Попробуйте, придиритесь. Здесь, то самое в-третьих. В-третьих, ее поэзия на удивление Человечна - это тот мир Живого Человека, когда врываешься в него, переварачиваешь его с ног на голову, чтобы дотянуться и поймать мечту. Когда ставишь на карту все, бросаешься в авантюру, рискуешь жизнью, всем, и - выигрываешь. Не знаю, показывают ли сейчас в России рекламу Ярпива - если быть, то быть лучшим. Или Цезарем или никем.

невесело.(почти стихи)
------------------------------------------
Любовь сквозь пальцы утекла.
Невесело...
Ты из родного
стал чужим,
А я и не заметила......


Возвращаясь к теме любви; это отдельная статья. Пятнадцать простых, совсем обыденных слов, повторяемых нами на каждом шагу. Пятнадцать слов, простым русским языком объясняющих огромную часть жизни, выражающих самую суть. На эту тему можно писать грандиозные тома, составлять энциклопедии, писать поэмы, но зачем? Можно ли выразить все это точнее, яснее и чище, чем делает это женщина, используя пятнадцать простых слов одного из языков мира. Лишь однажды я встречала выражение этой ситуации близкое по своей четкости: "Их было двое. Стало два." Но об этом авторе я как-нибудь еще напишу.

***(почти стихи)
------------------------------------------
Автолюбитель, стой!
Добрось до перекрестка
судьбы
Не знаешь где он?
Хм, если б знала я сама,
Тебя б не тормозила....

я хотела...
------------------------------------------
Я хотела полетать-
Не случилось.
Я хотела помечтать-
Обломилась.
Не сошлось,
Не склеилось,
Забылось....
Почему же это так
получилось?
 
Я хочу ничего не хотеть(немножко бред)
------------------------------------------
Я хочу быть равнодушной
Хотя бы с виду.
Я хочу не помнить
Обиды.
Я хочу хотя бы
Ничего не хотеть.
Я хочу хотя бы на чуть-чуть
Умереть.
 
Случилось!
------------------------------------------
Не торопитесь, минуты
Замрите,
хотя бы на час,
Ведь Это случилось,
Слу-чии-лоось!
Я счастлива
здесь и сейчас!


Я специально не стала комментироавть эти стихи по одному. Любые слова были бы лишними, каждый найдет в этих строчках, то, что ищет. Кто-то частицу своей души, когда-то потерянную и вновь обретенную, кто-то совет, кто-то - что-нибудь совсем неведомое. Я буду постепенно переходить к концу, сегодня я произнесла не так много слов, но, надеюсь, что они хоть немного соответствовали поводу своего возникновения. Четыре этих стихотворения объединены общим философским настроем, невероятно четким Моментом жизни, четырьмя ее гранями. И, если любовь, разлука, расставание - вещь уже приобретшая классичность в своем отображении, вещь, уже почти не нуждающаяся в человеческом к ней отношении, то такие моменты часты в каждой отдельной жизни, но они еще не выпиты человеком, они еще давят, веселят, дают или отнимают счастье. И, несомненно, люди еще будут вчитываться в эти строки, искать в них ответы, искать в них искренность, искать в них ту невероятную гармонию отношения к миру, которую обрела автор эти слов - как всегда, таких простых и ясных...
Продолжая тему философии, нельзя обойтись без нижеследущего текста:
 
самое, самое....
------------------------------------------
Самое легкое- бросить
Самое глупое- пить
Самое главное- верить
Самое трудное- жить...

Здесь, помимо всего прочего, мы опять возвращаемся к "во-первых". Эта русскость, этот русский дух... Что не говори, русская литература всегда играла значительную роль в общемировом культурном контексте. Я не хочу обижать наших худождников, скульпторов, архитекторов, но именно литература (а больше всего поэзия) стала для русского человека тем холстом, на котором он смог творить. Русскому духу близка изначальность, глубинность мысли, идущая из такого далека, что осмыслить это современному человеку достаточно трудно - вот откуда такое непонимание Западом знаменитого русского "душевно". Единственный вид Искусства близкий в данном случае Литературе - это Музыка, не случайно русская земля дала примерно сопоставимое количество гениальных поэтов и композиторов. С течением времени выражение в русской поэзии сильно менялось и приобрело свою главную особенность: расчерченную четкость соединенных мысли и чувства при глобальном, всеохватывающем маштабе.
Елена Минская - Поэт, достойный мировой традиции литературы. Я не сторонник эпатажного минимализма (см. нашумевший стих Прелестинки), но фразы многих возмущенных фактом номинации о том, что "тут мимо стиха проскочишь" меня поразили. Ну, не четыре слова, ну, двеннадцать, а кто тут проскочит? Куда ни прыгни, все равно попадешь в Жизнь со своими правилами игры, которые и укладываются в эти самые двеннадцать слов.
Минимализм как жанр все больше обретает себя в русской поэзии. Все больше приходит понимание того, что каждое слово есть великая ценность, что бросаться ими - значит лишать их значения. И на волне этого понимания каждому слову будет возвращено его первоначальное значение - а ведь только тогда люди проникнутся величием языка, которых всех их объединяет.

Ну, и закончить хотелось бы вот чем. В эпистолярной беседе один из авторов сайта высказал удивительную формулировку, что Поэзия - это приобщение к Истине. Что Поэзия - только один из путей достижения этой Истины. Елена является прямым продолжателем гениальнейшего поэта Геннадия Айги, и как тут не вспомнить его нашумевшее стихотворение "Нет Мыши": есть. Это ответ на все отрицание, культивировавшееся со средних веков. Нет Бога, нет жизни, нет нас, нет разума, нет истины, нет поэзии, нет добра, нет справедливости, нет смысла.
Так вот, господа, - Есть.


P.S. В тексте приведено девять стихотворений Елены Минской, на сайте их всего тринадцать. Адрес ее страницы:
http://stihi.ru/author.html?eminskaya


Рецензии
Да неплохой компонент в творчестве этого автора есть.
Хотя далеко не все приведенное я бы назвал удачей.

Что не могу принять в этой статье - так это сверхвосторженный тон. Какая к черту гениальность?!
Что у Елены, что у Айги.
Ну разве можно так девальвировать слова!

Ну и странный диссонанс ника дайтебяпокусаю с восторгами на ровном месте. Кусания что-то не видно. А ведь ни этот автор ни другие разобраные отнюдь не лишены недостатков.
Так у этого автора явные проблемы с ритмом и звуком...

С уважением

Тимофей Бондаренко   07.09.2004 01:22     Заявить о нарушении
здесь перформанс, мое любимое. а вот про Айги не надо, ему вот-вот нобелевку дадут и вообще он мужик на самом деле гениальный. то, что делает он, до него никто не делал. к слову сказать, он раза в два старше вас.

в принципе, могу вас покусать, пока времени маловато.

С уважением,
Яна

Дайятебяпокусаю   12.09.2004 03:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.