Баллада на крови

Он был художником - из молодых, да ранних.
Знаток кубизма и обратных перспектив.
То - загонял в ломбард прабабкин подстаканник,
то брал в натурщицы фотомодельных див.

Богемный хлыщ, авангардист, безбожник, -
мечтал о славе, как и многие из нас.
Он к тридцати годам вдруг понял, что Художник
всегда в какой-то мере - Богомаз.

И день пришёл (кто провиденьем, кто проклятьем,
а кто и блажью до сих пор считает всё), -
он замахнулся написать Распятье,
связав иконопись с безумством Пикассо.

В его работе плоскости и грани,
продуманно ложась на ткань холста,
являли нужный Образ при слиянье...
Не получалась только кровь Христа.

Год пролетел. В бессилии и скорби
художник чуть ли не молился на мольберт:
картина кончена, лишь рана алчет крови,
мешая киноварь с краплаком в ложный цвет...

Отчаявшись, он обратился в веру.
Стал самым набожным средь братьев во Христе.
Но кровь из раны от копья легионера
упрямо не давалась на холсте...

И вот, на Пасху, разговевшийся и пьяный
наш богомаз, собрав остаток сил,
над местом выскобленным, где должна быть рана
в хмельном угаре вены отворил.

И всё шептал: "Вот... То, что надо... Coda...", -
покуда взгляд не затянула смерти мгла...

...Картину взяли братья из прихода.
Без рамы, на мольберте - как была.

И ежегодно выносили к черни глупой...
И каждый раз - на ране - из холста
мироточила кровь четвёртой группы -
кровь Живописца...
А народ считал - Христа.


Рецензии
Вы допускаете широкое толкование стиха, воспользуюсь Вашим позволением. Мне кажется, речь идет о полной самоотдаче, самоотречении во имя главного, это касается не только искусства, художник в данном случае - не специальность и тем более не профессия, не на хлеб он себе зарабатывал. Он богомаз, а божественное начало (безотносительно религиозного толкования) - во всем. Группа крови - да, четвертая, еще не открытая до него.
Из художественных достоинств стихотворения особо отметил бы драматургическую составляющую, проблема поставлена в середине стиха, и мы вместе с лирическим героем идем к тому решению, которое он принял. На мой взгляд, это дает потрясающий эффект сопереживания, усиленный заключительной строфой - ощущение, что это взгляд души Художника - оттуда....
Спасибо за стих
Вячеслав

Степ   22.01.2005 13:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Степ.
Похожую оценку, точнее толкование, когда-то дал Флайман (Он же - Сумрак Разума)в постинге к моей просьбе заглянуть на эти стихи:
ЛИШЬ ТАКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ К ПРАВДЕ ТВОРЧЕСТВА И ЯВЛЯЕТСЯ ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ ЧЕРТОЙ НАСТОЯЩЕГО ХУДОЖНИКА:"УМРУ, НО СДЕЛАЮ" А ПРОСТО БЕЗДАРНО ГЛОТАТЬ ТАБЛЕТКИ,РЕЗАТЬ ВЕНЫ ИЛИ ВЕШАТЬСЯ ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО ТЕБЕ В ЛАДОШИ НЕ ПОХЛОПАЛИ ИЛИ ПОТРАХАТЬСЯ НЕ ДАЛИ, С КЕМ ХОТЕЛ - ЭТО НЕ КРУТО, ЭТО К ВРАЧУ.

Извините, что прописными буквами - так уж Флайман написал. Я просто скопировал его постинг.
Искренне,




Николай Хлебников Хэ-Ник   25.01.2005 09:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.