Опыт идентификации
ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ
"...Никогда не думай, что ты иная, чем могла бы быть иначе, чем будучи иной в тех случаях, когда иначе нельзя не быть"
( Л.Кэрролл "Алиса в стране чудес")
.........................................................
ИДЕНТИФИКАЦИЯ)* -
точнее,опыт поэтической (художественной) идентификации - способ настройки своего сознания на чужие звуковые, визуальные, грамматические ряды, соответствующее прочтение (реакция) и поэтическая интерпретация (импровизация ). Расшифровываю ИНН, как Идентификационный Номер Настройщика: слов, нот, образов, др.
В более широком смысле , Ид. можно интерпретировать не просто как «игровой элемент культуры» (*1), а как о т н о ш е н и е , активный процесс познания художественного мира , при котором Автор (*2), (читатель, зритель или слушатель) заинтересованно, не пассивно устанавливает тождественность , идентичность «Я – Другое» (другой текст, другие образы, другой смысл, число, цвет, город, страна, планета, вселенная...) и ,таким образом , становится вольно/невольным соавтором, соучастником, соязычником всего того, что явилось поводом для такой творческой работы мысли.
В более узком , специализированном смысле, ид. можно рассматривать как своеобразный художественный метод перевоплощения в Д р у г о е (в другого автора, исполнителя, героя, текст и т.д.) с целью критической переработки и соответствующей художественной самоидентификации.(*3)
Эксперимент, который никогда не кончается. Бессознательно /сознательно любой автор использует чужие фонетические, синтаксические и проч. смыслы-выражения ( цитатность как норма современной поэзии )
Гротеск таких заимствований не поддаётся переводу, а присутствует всегда "на грани фола". Обвинения в плагиате при таком количестве уже существующих художественных текстов ( классиков, полу-классиков, четвертинка-осьмушка классиков ) не вызывают больше негодующего жеста, а как часть рекламного ролика , скорее сочувствующую улыбку. ( Пушкин пьёт фанту !)
Формально (-гипертекстуально), любая строка комментируется ,компаративируется (*4) с другими строчками ( -подстрочниками) ; как голос при вытянутой руке обрастает множественными нюансами и эхами, так за любым поэтическим образом(-опытом) сразу выстраивается ряд элементарных синонимов и анжамбонемантов(*5). Бермудская змея, пытаясь укусить собственный хобот, кусает все существующие в мире хвосты и конечности: космические кольца(-кометы), хвостатые космы, мельничные правила, бабьи прихвостни, пушистые хвостки… (*6)
«Использование неназванностей, подсказываемых структурой контекста и фоном подтекста ( поэтика эллипса, поэтика парцелляции, поэтика анаколуфа и градации…)»(*7) ; ассоциации как стимулы, мышцы идентификации расправляются с неугодными блюстителями чистоты генов и , мутируясь в чревоугодных зажимах песни, гримасничая и соря , размер стиха приобретает знакомые классические очертания.
( ЗАДАЧИ )
Ещё не до конца понятны, но направление движения - в сторону "собственной id. (*8)
Поиск смыслов поэзии в смысле поэзии.
Та степень неуспевающего сознания, информационного барьера и такого же информационного скачка (когда ноги в руки, а руки – в небо) , опухшим от слёз мальчишкой выхватываешь ИЗО всех ресурсов кусочек яблочного пирога…
Как часть художественного процесса, который не мы начали, но в котором вынуждены участвовать, id. из области психологических возможностей, самопроверки и актуализации становится будничным эпиграммированием (эпиграмма- как стихотворение, написанное н е н а д р у г о е п р о и з в е д е н и е , а б л а г о д а р я е м у), ремеслом, которое , если и не значится в списке легальных, профпригодных профессий, то значительно чаще встречается в приграничной/приморской полосе.
Авторское право выбирать других Авторов , в итоге, оборачивается Соавторской Антологией одного Автора.
Цитаты при такой идентификации могут н е б ы т ь или быть не тем, за что их принимают : авторские оговорки-осколки разбитого предложения , случайная фраза , которую невольно подсмотрел на рекламном продукте или подслушал в разноцветной толпе, надпись в заплёванном, зацелованном нужнике, восточный фимиам, источающий лингвистические благовония или сексуальный фетиш, который сворачивает внутренности или выворачивает внешность…
( - Так это мальчик или девочка ?! ).
При таком взгляде все уравниваются в правах : классики соседствуют с совершенно никому неизвестными net-клонами, проза становится более поэзией и менее , чем это можно было представить, актёрская игра равно устраняется по отношению к изображаемому герою, а научный диалог о происхождении вселенной естественным образом дополняет вымышленные города.
( "Жили-были в одной стране велипуты и лиликаны...")*9
Зафиксировать насколько это возможно молодой стиль письма(*10) и благодаря вынужденной(-непроизвольной) стратификации (поэтические ряды-матрёшки)проследить эволюцию как отдельных словообразов, так и целых художественных подтем (*11)Задача, таким образом, не просто читать (слушать, смотреть), а как в кругосветном путешествии, описывать свои наблюдения и ,по возможности, идентифицировать увиденное с самим собой : reflecting I reflect.
Возможно, что для кого-то такой способ id. окажется замкнутым, порочным кругом ( читаю, чтобы писать - пишу, чтобы читать), но , к счастью, "бессмертие повседневное"(*12)и не бесконечное занятие. Ещё "есть время для стихов" !(termitnik поэзии)
Еще одной задачей, которая появилась во время оформления интернет-проекта , стала задача наиболее полной и точной фиксации всех перепетий и странностей психолингвистического процесса : интимный дневник(*13), поэтический "опыт самопознания"(*14)и словообразования - вот неполный перечень названий, которые могли бы обустроить ментальные движения мысли и априори практические сентенции языка. Конечно, такая задача требует от идентифицирующего определенной творческой стратегии ("когда время идёт на войну")и определенного образа жизни, а от идентифицируемого - некоего соответствия выбранного признака : по радужке глаз, по отпечаткам слов, количеству хромосом в предложении и проч. Но кто не рискует, тот не становится поэтом. Кто не жертвует чем-то, тот не приобретает б о л ь ш е е. Это не моралите, это...очередная идентификация.
( МЕТОДЫ )
Универсальные : аппликации, анимации, интернет-дедукции, футуро-лингвистического проецирования. Психотехника и психосистематика не столько языка, сколько "видения языка"(*15)
Правила письма разрабатываются по мере "притяжения слов", сканирование в принципе допустимо, но возникает такое чувство, будто вам заменили "центр эстетических реакций" ( всё плывёт перед глазами и тогда уже не важно, кому принадлежит только что выловленная форель....) Для сохранения координации движения достаточно иногда одного взгляда (-строки), для более полной идентификации - целого произведения. Если при этом, почти языческом подражании, происходят случайные метаморфозы ( поэтические параллели ), то в этом виновата лишь сама природа человеческого языка и сверхчеловеческого момента.
Опись несуществующих текстов, под(за)строчный перевод, классификация озоновых дыр и музейное звездохранилище. Каждому понравится свой вариант, своя вариация на тему.
Я , например, часто рисую... неопознанную мечту.
(КЛАССИФИКАЦИЯ)
Все идентификации можно условно разделить :
( по источнику ) : визуальные – вид.( к этой группе относятся так же кино-ид. ) аудиальные – ау(д)ид, грамматические ( литературные) – гид. или лид. художественные – хид. ( см. хид-парад), интернет – net-id. ( сетевид.)
( по степени потенциальности/ модальности ) : спящая или скрытая – спид., будущая – футид., как прошлое ( позапрошлое ) воспоминание (плюсквамперфект ) – плюид.,или слегка просвечиваемая через рентгеновские лучи - флюид.
(по способу идентификации ): поэтические – поид. ( ср. «поэт» )научные – наид.(-наиды) эротические – эрид., и проч.
( по количеству авторов/источников/ид. ) : моноидентификация, самоидентификация( ауто или аид. ) бид, полид, идентификация на другую идентификацию – ibid. биид, биполид и проч.
( по гендерной принадлежности ) : по мимо «прямых» гендерных идентификаций – мужс. женс., возможны ид. со сменой пола , с двойной сменой гендера, тройная смена – обратная или антиидентификация, виртуальный гендер – клонид. ( отсюда, множественные клониды )
Возможны другие классификационные ряды и зарядки ( подзарядки ) : по спектру , гладиагонали, по избирательным бюллетеням, информационным полям, астрологическим гороскопам, естественному отбору, сексуальным волнам... В любом случае, процесс идентификации требует от Автора и от перво(поли)источника определенного отношения , которое один мой хороший знакомый выразил следующим образом : «мистикой здесь и не пахнет, но в этом и есть мистика». Мистика ид. – в её вовлеченной , увлеченной плиромности (*16) , сотворческой кардинальной взаимосвободе и , на противотоке, взаимонужде(*17)
( ПЛАН-СХЕМА )
Интернет - проект. Поэтическо-литературная игра, игра в большую и малую литературу : не знаешь кого (-что) встретишь за следующим поворотом...да, это уже при встрече и не важно.
"Четвертичные отложения мысли", тысяча и одна степень развоплощенной радуги, антология антологий, соавторских меСТО-имений, жестов, гротесков, выражений. Выборка случайная, предпочтение отдаётся индоевропейской, языковой, кинематографической семье; время действия XX-ХХII вв., солнечная система, пл. Земля и её окрестности.
_____
(*) Идея проекта была подсказана Ал. Парщиковым, который является создателем net-проекта "Стихотворение на каждый день" (365 дней = 365 Авторов)В данном случае получается некий "перевёртыш идентификации" : сто авторов в одном Авторе или один Автор в ста Авторах.
(*1) «HOMO LUDENS» – опыт исследования игрового элемента культуры (Хейзинга)
(*2) "Слово "автор" (от лат.auctor – субъект действия, основатель, устроитель, учитель и, в частности, создатель произведения) имеет в сфере искусствоведения несколько значений. Это, во-первых, творец художественного произведения как реальное лицо с определенной судьбой, биографией, комплексом индивидуальных черт. Во-вторых, это образ автора, локализованный в художественном тексте, т.е. изображение писателем, живописцем, скульптором, режиссером самого себя. И наконец, в-третьих,…это художник-творец, присутствующий в его творении как в целом, имманентный произведению." (В.Е.Хализев «Теория литературы»)/stihi.ru
(*3) Например, в поэзии пародирование можно рассматривать как бессознательное увлечение чужими текстами, а сознательно – как опыт поэтической самоидентификации. Поэтому, на мой взгляд, чем более качественное, талантливое произведение выбирается для пародии ( в смысле идентификации), тем больше претензии к самому автору пародии , тем возможно потребуется больше времени для такой идентификации, чтобы собственное слово не просто имитировало, а продолжало «начатое предложение», законченное в стихе.
(*4) «компаративистский» - сравнительный
(*5) "анжамбонеманты" - неологизм ("анжамбман"+"абонемент")
(*6) см. В.И.Даль «Толковый словарь русского языка»
(*7) М.Гаспаров «Поэма воздуха» Марины Цветаевой. Опыт интерпретации»
(*8) Роман венг.писателя Ф.Каринти называется "Кругосветное путешествие вокруг собственной головы"
(*9) Цитата из дет.журнала "Чиж и Ёж":"Лиликаны" - они поменьше великанов и побольше лилипутов, соответсвенно, "велипуты" - побольше лилипутов и...(М.Каминский
(*10)"Молодой стиль"- статья В. Ерофеева
(*11) Пунктирные стрелки образов как указатели движения id. Наглядные лингвистические опыты(-опусы), которые по своей "улавливаемости" сравнимы с реальными операциями и действиями ( см. Коул М.,Скрибнер С. Культура и мышление. М. 1977г)
(*12)"Бессмертие повседневное" - поэма Вл.Аристова (1981-1984гг)
(*13)"Интимный дневник" - фильм П. Гринуэя
(*14)"Опыт самопознания" - одно из самых известных философско-биографических трудов Н. Бердяева
(*15)"Метод Психосистематики языка предполагает изучение того, что является некой невидимой мыслительной реальностью и представляет собой систему языка" (Е.А.Реферовская "Философия лингвистики Гюстава Гийома", СПб 1997г с.13)
(*16) «плирома» – греч. «полнота»
(*17) Можно такую ситуацию назвать амбивалентностью. К примеру, многие наши поступки (ид.) соверщаются вопреки здавому смыслу, до "наоборот"...В этой связи интересно замечание Г.К.Честертона, посвященное творчеству Л.Кэрролла: "...Кэрролл был художником гораздо более оригинальным. Он осознал, что некоторые образы и рассуждения могут существовать в пустоте в силу собственной безудержной дерзости ; некой сообразной несообразительности ; этакой уместной неуместности. И это было не только очень ново, но и очень в национальном духе. Можно даже сказать, что одно время тайной нонсенса владели только англичане..."
Результат:
См СТО ВАРИАЦИЙ ПОСТРОЧНО
http://stihi.ru/2019/08/29/107
Свидетельство о публикации №104062901123