День и Ночь
День говорлив был, но столкнулся носом
С задумчивостью вечера. Собрал
И быстро по карманам рассовал
До ночи нерешённые вопросы.
Он спрятался в кустах, вороной белой
Залёг на самом дне глухих канав,
А светляки, в траве его поймав,
Насвистывали в ушко песни смело.
А Ночь уже команды подавала
И, выстроив на голый небосвод
Все силы звёздные, ему который год
Мерцаньем звёзд морзянку отбивала.
___________________
***
Пусть дни привычно снова рвут из рук верёвочку,
Моя любовь не заживёт, как ни кропи…
И станет небо ближе нам – притёртой пробочкой…
Не торопи меня, родной, не торопи.
Пусть со стропил скрипучих дождь спугнёт «костлявую»,
А с веток ноты будут капать: так – не – спи…
Твоей я гордою и голой буду правдою,
Не торопи меня, родной, не торопи.
___________________
***
Тихо, знать и ветру жить не хочется.
Спит, не хочет горы обнимать.
К тем, кого придумала сама,
Еду на запятках одиночества.
Тихо на запястье жилка светится,
Словом обрывается туман.
Там, где на земле сидят дома,
Слышно как вздыхает человечество.
___________________
***
Когда придёт ко мне «косая» на приём,
Плащом своим как прапором сверкая,
Щербатым натфелем орудуя, икая,
Стряхнёт с пустой макушки вороньё
И спросит, ставя точку на житьё,
С чего ты мёд свой в жизни собирала?
Да так, скажу я ей, с чего попало,
А дождь как пыль слова мои прибьёт.
Свидетельство о публикации №104062800190
Даже не знаю, что бы тебе прислать, если бы было: кардиограмму, энцефалограмму или уже пора - и то, и другое?
До рецензий ли?
Однако обещал - надо пытаться сделать. Я подразумеваю прежде всего обещание, данное самому себе ("никто в наших письмах роясь, не понял до глубины...").
Поэтому вкратце о твоём. Твои стихи очень часто невыписаны как бы. Они одухотворены,выдохнуты - ярко, запоминающеся, часто, читая их,
ловлю себя на мысли "мне бы так" или "как верно и здорово", но "наши недостатки являются продолжением наших достоинств"...
Иногда строки разбредаются совершенно. Ничего плохого в этом нет, если концовка соберёт их в кулак, только усилив впечатление от частностей,
также допустимо это, когда изначально задуманное и является только путешествием в "потоке сознания".
А просто шатание от столба к столбу опасно потерей верного направления. При этом восторг от твоего мира, от твоего взгляда на мир для меня - не дифирамб, а реальное ощущение.
Трезво, но иронично, жёстко, прежде всего по отношению к себе, но при необходимости - очень лирично...
Найти "золотую середину" между "гармонией и алгеброй" трудно. Ты, наверное, больше Моцарт, а я, чаще всего, Сальери. Мои стихи рождаются в большинстве случаев (кроме экстраординарных ситуаций) примерно так:
появляется начало(откуда - сказать не могу, но - появляется) - 1-6 строк, ну, могут ещё какие-то рифмы болтаться рядышком (именно рифмы; просто какие-то "раствор -топор"), затем я смотрю на это всё и пытаюсь понять "о чём это здесь написано".
Если понял - сажусь и пишу дальше. если нет - будет ждать, пока пойму. Если пойму. И даже когда пишу - как бы смотрю со стороны непрерывно на то, что получается - отмечаю про себя какие-то аллюзии, самоцитаты и т. п..
Мне представляется, что у тебя - по-другому. Ты пишешь легче меня (не хуже, а именно, легче). Это иногда спасает (масса удач, рассыпанных по твоим стихотворениям, не даст соврать), а иногда - мешает (не нашла нужного слова - и чёрт с ним, поставлю проходное).
Например, у Полонского есть строки, написанные в молодости:
Снится мне: я свеж и молод,
Я влюблён, мечты кипят;
От зимы РОСКОШНЫЙ холод
Проникает в сад.
Сам Полонский, будучи значительно старше, отзывался об этих строчках так(не дословно, конечно, так как всё цитирую по памяти):
Все говорят - какой прекрасный образ "роскошный холод". я сам понимаю, что это хорошо. Однако. если бы сейчас писал эти строки - "роскошный" не появился бы.
Не пришёл бы в голову - искал бы другие. более подходящие к "холоду" эпитеты. А получилось бы - вряд ли лучше.
Это я к тому, как трудно соразмерить вдохновение и требовательность к смыслу. Грань между "роскошным" - хорошо и "роскошным" - неуместно очень тонка.
Надо иногда пытаться работать над стихом даже самым вдохновенным. Особенно в плане смысловой нагрузки - с яркостью у тебя всё - выше всяких похвал.
Так и данное стихотворение. Даже ничего не хочется перемалывать по строчкам, просто сама глянь на него моими глазами, а потом можем сравнить впечатления.
Прости за сумбур - расшатан одним "резонансом душ" (вроде сам придумал), а резонансы - вещь обоюдоострая.
О всяких любовях и уважениях заикаться считаю излишним.
Сергей.
___________________
C.Сытников 18.07.2004 02:12 Заявить о нарушении
Лене: он, типа, вумный, типа, технарь, типа, теории выводит к золотой середине приводящие. А я тебе так скажу: "Молилась ли ты на ночь, Дездемона?"
ССС: Сам-то сам, но опоздал, как всегда))))) сейчас ссылку найду
Считаю необходимым заикнуться о любовях и вечных преданностях:
ик... ик-ик... ик-ик-ик...
натааа-шааааааааааааа (эт я, то есссь)
Хотылёва 18.07.2004 03:57 Заявить о нарушении
C.Сытников 18.07.2004 04:14 Заявить о нарушении
"... так что ж у нас?
всего лишь
самый тонкий
самый сильный
преображающий реальность
резонанс."
Хотылёва 18.07.2004 11:31 Заявить о нарушении
Ты говоришь: «невыписаны». Так ведь я - неуч. Я как почитала твои стихи, написанные, скажем, в нежном возрасте, так мне сразу стало понятно, что я сильно отстала от поезда. Или Наташкины. Это в её – то возрасте. Я щас откопаю в загашнике то, что я писала в 22 года, нет, вру 23.
В колхозе «Торосово» Ленинградской обл. 1988г.
Давно уже не пишется,
Души внутри не слышится.
И слишком ровно дышится
Без муки и тоски.
Душа покрыта тиною.
Мозги под паутиною.
Живешь дурной скотиною,
Плюешь на потолки.
Став просто жизни остовом,
За скверну, прости господи,
Прикинешься апостолом
И лезешь в дураки.
Вот такие перлы. Писала стихи, но это не поэзия. Потом выбило, пелёнки, распашонки. Я не жалуюсь, что всю жизнь отдала. Я сама себе, кстати, жизнь выбирала. Стихи писала, но очень мало. В основном какие-нибудь поздравления или что-то очень личное, для внутреннего семейного употребления. А тут вот какая- то «нелёгкая» тюкнула меня, решила засветиться. Далось большой кровью, сил ушло очень много. Что-то дало течь. Всё, что здесь есть, написано с февраля, кроме одной-двух мелочей. Многое уже удалила.
Невыписанность от неумения найти нужное слово в большей степени, чем от нежелания. Думаю, что так. Сама себе иногда это объясняю своим упрямством, оправдываю нехваткой времени и прочими обстоятельствами. Строчки разбредаются скорее от того, что разбредаются мысли. Мыслитель я плохой. В стихах больше моего душевного отношения, моей оценки, моих эмоций, а не логических выводов. Хотя по образованию я технарь (инженер – теплоэнергетик), но по состоянию души и «рядом не лежала». Жёсткость в стихах не от отношения к людям, к миру, а от отношения к себе. С собой у меня очень натянутые отношения. Непонятно, наверное. Комплекс, полный комплекс. Опять наверное непонятно. Не умею я понятно. Не владею чуткостью к слову. Я тут думала над этой проблемой и пришла к выводу, что Слово для меня очень важнО, но важна интонация, важно как произносится это слово, тогда оно может быть услышано по-разному. Не помню, где-то слышала, что вьетнамцы обладают очень развитым музыкальным слухом. У них одно и то же слово может иметь 5 или более различных значений в зависимости от того, как произнесено. Вьетнамские дети учатся этому с пелёнок. У меня слово имеет свой цвет. Это не «ноу хау», я понимаю, и вообще не то пишу.
Да, пишу наверное легче, чем ты (я про описанный процесс написания с аллюзиями и самоцитатами). Стихи у меня появляются иногда просто из одного слова. Практически не помню случая, чтобы с рифмы. Сначала одно слово обрастает шерстью, лоскутками соседними, а потом к нему уже приползает рифма. Как это было со злополучным Единорогом. Не расслышанное правильно слово «непарнокопытные» превратилось в «янтарнокопытные». Глуховата, батенька… Иногда появляются стихи просто от какого-то ритма в голове. У меня там есть несколько стихов раздела «авторская песня». Я не владею инструментом, далековата от музыки, но если я написала, что песня, значит, мотив есть и поётся. Бывает у меня чёткая мысль, идея стиха, но чаще ощущения. Отсюда видимо разброд и шатания.
Якова Полонского читала, любила в Наташкином возрасте. Он у меня с Ленинградом сильно ассоциируется.
Я пытаюсь работать над стихом, другое дело, что не всегда чувствую, когда это необходимо. Попробую посмотреть твоими глазами на свой стих. (Глаза бы на него не смотрели). Не торопи, ладно? А то у меня ступор или даже супор. Это уже как «записанная» картина, легче заново написать, чем подрисовывать и подмазывать.
У меня тоже сумбур вышел полный.. Это от моего внутреннего противоречивого самопостроения. Насчёт «резонанса» скажу, что многие его ищут, очень редко находят. А бывает, что найдут и испугаются. Я человек внешне спокойный, чего не скажешь о внутренних процессах. Возможно это мазохизм. А вообще «резонанс» это опасное физическое явление, бывает от очень сильного резонанса разрушаются наведённые мосты.
Видимо ты не ожидал от меня такого ответа, но уж терпи. Тяв-тяв! (если тушканчатохвостые змеюки могут тявкать, то уж пусть и полетают хоть чуть-чуть). Освободите взлётную полосу! Хотя правильному тушкану для полёта достаточно хорошо подпрыгнуть.
Лена с чувством огромной признательности.
Вам двоим, кстати. Чуешь, Наталка?
И, конечно, не только вам, но и другим людям, которые пытались высечь что-то путное из меня и поддерживали своими словами и многим другим моим читателям, тем, кто писал и тем, кто пусть и молчал, но приходил почитать. А это ведь не любопытство, а совсем другое. Спасибо. Извините, что не смешно написала.
Елена Марцыновская 19.07.2004 02:39 Заявить о нарушении
Елена Марцыновская 19.07.2004 03:33 Заявить о нарушении
Как раз зашёл на секунду на страничку "полученных тобой рецензий" и увидел ответ... Рад.
Пока не могу в полной мере продолжить разговор - для меня тяжело писать сразу (просто не успеваю за проносящимся в голове потоком того, о чём хотелось бы (или надо) сказать - отсюда и обилие скобок и тире, где надо и не надо), но пару деталей вставлю. Мои мгновенные отзывы из-за этого, как правило, - просто беззлобное ёрничанье - очень простой и доступный способ показать, что прочитанное небезразлично. Поэтому стараюсь обходить стороной в быстрых отзывах произведения, где это может быть воспринято, как издевательство (по причинам темы произведения или личности автора). А высмеивать и издеваться я умею даже лучше, чем говорить серьёзно (впрочем для этого, наверное, ума большого не надо).
"Трезво, но иронично, жёстко, прежде всего по отношению к себе, но при необходимости - очень лирично..."(из рецензии) - я ведь и увидел в твоих стихах прежде всего отношение к СЕБЕ. Поэтому твоё уточнение только подтвердило моё прочтение твоих стихотворений.
я тоже "технарь" - химик-технолог, и тоже - самоучка.
Я тоже бросал писать (и быт, и среда обитания) с 1995 по 2000 включительно (за это время меньше 10 стихотворений), так что в этом у нас немало общего.
А интонации... Хочется верить, что иногда их улавливаю, иначе чем объяснить "гипнотическое" воздействие на меня "девиц, сосен и сетей" к примеру, да и не только этих строк. Менторский тон - это плод такой же уймы комплексов, что и у тебя.
Вот такой получился пунктир...
Все "любви и уважения" остаются в силе.
Сергей.
C.Сытников 19.07.2004 03:50 Заявить о нарушении
C.Сытников 19.07.2004 04:03 Заявить о нарушении
Елена Марцыновская 19.07.2004 04:24 Заявить о нарушении