Зеркало сознания
Ты столько изорвал портретов льстивых!
А сколько ты зеркал извел – в осколки,
когда я сочинять тебя устала!
Я ранена осколками сознанья,
которое пыталось быть правдивым.
Тогда, совета Матери Природы
послушавшись, я стала водоемом.
Твое лицо гримасами кривится,
когда ты в гневе вновь швыряешь камни.
Они уйдут на дно. Круги затихнут.
И ты увидишь то же отраженье.
Ну, разве что морщиной гнева – больше.
Теперь я просто – озеро лесное.
Ты можешь грозы вызывать, и следом
волненье мутное в душе подымешь –
но успокоятся, лишь ты утихнешь,
сознания очищенные воды.
Холодное, глубокое сознанье
тебе бросает свой безмолвный вызов.
................ и право, безнадежно,
с ним мериться безумной силой взгляда.
31.05.04
Свидетельство о публикации №104060100401
***********************************
Светлана, я прочитал весь цикл ваших "вброшенных" первого числа стихотворений... Разные они... Больше всего мне приглянулось "Свете тихий"...:)) Обратил внимание, что в "старых" стихах у вас присутствует "христианская" терминология, как-то душа, дух, Отче и т.д. Заметно "псевдоискривление" вашего сознания под действием его же..."))). Сам же стих "Зеркало сознания" разорванный по "местоимениям"... трудно сообразить , где "вы", где - "ты" и вообще где кто... Ясно одно, что многие образы достаточно живописны, только вне "сознания"... как философские зарисовки природного бытия...
(Г.Панченко)
Светлана Зобнина 03.06.2004 12:59 Заявить о нарушении
Вернувшись к тексту «Зеркала», я не могу понять, каким образом в нем можно было бы запутаться в местоимениях. Глубоко рефлексирующий читатель (см. отзывы выше) мог увидеть в нем особенно изощренный путь рефлексии. Автор «отпускает» читателю эту вольность, но ничего подобного в виду не имел.
Текст классифицирован как «драма в стихах», можно ли сказать больше.
Здесь два совершенно определенных героя. Их разделяет если не пол, то явно заданный и выдержанный грамматический род. Соответственно этому употребляются только два местоимения «я» и «ты», уж куда проще – классическая лирическая пара.
Хотя тон стиха кажется критическим по отношению к буйному персонажу, разбивающему вдребезги собственные изображения, но особенно наблюдательный читатель заметил бы, что драма начинается с уничтожения «льстивых портретов», и если мы истолкуем этот процесс как образ постижения Сознанием чего-то Высшего, то увидим, что путь начинается не с безверия или хуления, а напротив, с встречного отвержения комплиментарности и идеализации, свойственных порой портретному жанру.
Следующий этап тоже кажется достойным: попытка создать честную, правдивую копию реальности. Почему
эта копия уничтожается, и многократно? Трудно на это ответить. Может быть, потому что плоская, а может быть – мертвая, призрачная, и к тому же «перевернутая». Нет, географическая карта - не Земля, а шарики в учебнике физики – не атомы.
Заключительный же образ дается как вариант «живого» восприятия реальности. Сохранено самостоятельное бытие. Есть «запас прочности» – глубина и пластичность. Осталась живая отзывчивость на внешние впечатления, и способность их постепенно «сглаживать», возвращаясь к изначально ровной «параллельности» земле. Это образ мудрой и простой жизни, преодолевшей предыдущие искусы.
Светлана Зобнина 03.06.2004 13:02 Заявить о нарушении
....постараюсь разобраться...:))
Доброй Вам ночи!
Геннадий
Панченко 05.06.2004 22:39 Заявить о нарушении
А у меня сейчас, увы, случился "практикум", как по борьбе с "нехорошими словами", так и с возмущениями атмосферы, всегда свойственными активности солнцестояния - равно летнего и зимнего.
http://www.stihi.ru/2004/06/06-264
Надеюсь, что и эти круги благополучно улягутся, как все остальное.
Посмотрите также цикл "Улыбка Вечности", пусть это и не один в один ваше, но что-то все-таки уловите похожее ассоциативно :))
Светлана Зобнина 06.06.2004 10:14 Заявить о нарушении