Зачем была нужна аллегория?
ГЛУБИНА
http://www.stihi.ru/2004/05/01-25
Ну, вот, пожалуйста, – ничего не надо выдумывать, «выкручивать наизнанку мозги», чтобы и читателю, и себе было понятно: Природа сама в состоянии себя раскрашивать, и это просто нужно уметь видеть. Так и в произведениях Глубины – все отточено, верно, вложено в нужный футляр, все метафорически представимо, вкуснО и запоминаемо...
Тезис произведения – «Закатная элегия» – скажу сразу (так как прочитала уже не менее 5 раз) полностью соответствует приведенной Автором аргументации, т.е. находится в соответствии с раскрываемой темой.
Но почему именно -- элегия?
Я не впервые уже сталкиваюсь с работами данного Автора и, смею заметить, с превеликим удовольствием, хотя у нас были и споры. Удивительно, что у Глубины не только превосходное поэтическое чутье, но и сопряженное с ним музыкальное мышление. Это позволяет ей достаточно уверенно плыть по глади музыкальных вод, с филигранной точностью опуская весла-метры своих стихов.
Элегия – лирически-грустное стихотворение ИЛИ задумчивая музыкальная пьеса (иногда скорбного характера). Посмотрим, насколько состоялось произведение в рамках этого жанра.
Стихотворение состоит из 4-х семистиший с перекрестной рифмой. По долготе этого вполне достаточно для музыкального композиционного решения. Каждое из семистиший – на первый взгляд -- реальная «картинка» пейзажно-бытового плана. Героиня приглашает предполагаемого лирического героя возвратиться в определенный жизненный момент – в один из совместно проведенных дней. Перед нами – внутренний монолог Лиргероини. Психологический этюд, целью которого для Автора стало желание передать душевные переживания Лирической героини через описательность окружающего ее внешнего мира в прошедшем времени.
Итак, главной экспрессивной атрибутикой данного произведения должна стать грусть воспоминаний. С помощью каких же изобразительных средств Автор добивается этого эффекта? «А помнишь?» – главное побудительное обращение (звучащее рефреном и в 3-м семистишии) приглашает читателя в какой-то конкретный мир. Придыхательные союзы «А» и «И» здесь – лейтмотивны (протянуты вдоль ткани всего произведения), затактны. И это не случайно – это происходит в результате сильного волнения лирической героини, которая в своем обращении к любимому старается увлечь его своим рассказом, не дать отвлечься, дослушать... Не удивлюсь, если повествование Лиргероини происходит со слезами на глазах... (да, плачет она, короче!;-))))... А, если так, -- то элегия, как было выше сказано, носит здесь слегка «скорбный» оттенок, потому что этот монолог – из серии прощальных... (((((
Сквозь метафорически насыщенную описательность струится целый ряд олицетворений («шкаф», оживший языком эсперанто, «мамин реглан», «ковыль», даже «кастрюля»). Цепочка «говорящих» предметов, которые для героини стали, по-видимому, еще дороже, так как являются немыми свидетелями ее любви и счастливых минут, проведенных здесь в этом месте (наверное, на даче). Автор настойчиво указывает читателю на точное время, привязывая событийный ряд к конкретному месяцу года и даже его периоду, – пора сирени и вишни. Читатель может вычислить этот период, сопоставить его со своим внутренним вИдением, найти параллели в своей жизни...
Нельзя не заметить, что произведение переполнено нежностью. Воспоминания трогательны, а экспрессия говорит об одном – произведение содержит в себе признаки «эротески». Об этом во втором семистишьи свидетельствуют и сон, и последующее пробуждение, постоянное напоминание о наступающем вечере, образ «паука-белошвейника» (кстати, какая находка!), наконец наступивший «красногубый закат»...
Итак:
Идея произведения (что?) – рассказать об ушедшей любви.
Задача (как?) – путем создания музыкально-поэтического, аллегорически насыщенного произведения. Признаки романтизма здесь присутствуют, но, в общем, произведение выполнено в реалистическом ключе...
Задача – поделиться, рассказать,
Сверхзадача – добиться, чтобы услышали))))))
Сверх-сверх задача – «Вернись!» – отсюда упоминаемые «придыхательные» союзы;-)))))
В связи с вышесказанным, посмею себе предположить, что именно аллегория стала основным художественным приемом, позволившим Автору осуществить свой замысел.
Так что, уважаемый читатель, не ищи здесь кастрюль!)))))) Это все – о любви, и, возможно, еще не потерянной.
Поэтому желаю Глубине именно любви!))))))))))))
С симпатией и уважением,
Свидетельство о публикации №104051200304