Любовь, которая поет

рецензия-отзыв на стихотворения

"Получила письмо, постаревшая мать..." http://www.stihi.ru/2004/04/16-1033
и "МАМЕ" http://www.stihi.ru/2004/03/22-13

Курянина

Наверное, каждому из нас, пишущих, знакомо состояние "недовЫписанности, недовЫсказанности", не дающее мозгу отдыха от темы, которая, словно буравчик, сверлит и сверлит, возвращая в одно и то же лоно образов. Что-то очень похожее, думаю, произошло и с Володей, когда он взялся за поэтическую работу, посвященную самому близкому на земле, самому дорогому и родному человеку - маме...

Совсем недавно на сайте прозвучало справедливое мнение о том, что у стихирцев необычайно мало посвящений - по-моему, Ежкин Кот его сделал, объявляя конкурс стихов с посвящениями. А ведь, действительно! Раскрываясь в самом стихе, оголяя зачастую самые возбудимые участки наших душ, мы вздрагиваем над строчкой, которая так и просится наверх - "кому?". Кому, Автор, ты это написал или посвятил? И кто из нас не признается самому себе, что порой посвящение дается гораздо тяжелей, чем само произведение - "закрываемся" над этой строчкой, особенно, когда речь идет о самом дорогом. И это - синдром... Причем, общества... Значит, даже в настолько закрытой виртуальной среде, как Стихира, мы ощущаем дискомфорт оттого, что кто-то может неловко коснуться болезненных струн нашей души. Значит, опасения имеют здесь место, значит, есть нездоровость, значит, нужно лечить...

Обвинение в сентиментальности для мужчин сродни оскорблению - по крайней мере, я это замечала, не знаю, как вы... Наши мужчины порой настолько "зашифровываются" в образы, что уже трудно бывает понять - где сама "платформа" стиха, а где находящийся на ней образ, и не только ГДЕ, но и КТО он, искомый... Такова, видимо, природа современного мужчины, пишущего стихи. Если я не права - можно поправить, а не права, безусловно, потому что же не моЖу я прочитать всех и все!!! ;-)))))))))))

Володя же вышел на тропу, которая раскрыла его практически полностью - с его проблемами, тоской по детству и необъятной любовью к своей маме...

Именно поэтому его первое стихотворение-посвящение вызвало такую бурю эмоций на сайте, что даже нашлись "спонсоры", предоставившие Володе баллы для выставления произведения в "Промопакет" (Транс Латер!!!!!). Однако, несмотря на количество прочтений (мимо, наверное, не прошел никто), рецензий и откликов, как хотелось бы, в предполагаемом количестве так и не последовало. Более того, сам Володя отметил, что и поступившие отклики принадлежат в основном женской половине нашего сообщества. Отсюда, наверное, родилась и та "недосказанность", которая привела Автора ко второму произведению, посвященному маме: "Получила письмо постаревшая мать..."

По силе убеждения и проникновенности мне второе ближе. Для кого-то, может быть, иначе. Но, если первое стихотворение-посвящение "Маме" несколько академично (на что по-доброму нарекали и рецензенты), а для меня оно еще и - описательно, ознакомительное, поверхностное, портретно-слегка-очерченное... Оно похоже на маленькое лирическое отступление расчувствовавшегося гостя, пожелавшего рассказать о своей маме. Немного приукрашенное "камином" и "пелериной" - так обычно делают дети, желая друг другу представить свою маму, как "самую луЧЧую на свете!", то вторая Володина работа - это уже анализ и видение "сверху". По композиции и исполнительскому мастерству она кажется мне более глубокой, почему и хотелось бы остановиться именно на ней...

Буквально с первых же строк стихотворение "поется"! Это заметили практически все рецензенты. Его нельзя читать, потому что это - "Романс о маме". В основе композиции – Квартет исполнителей. И мы сейчас попробуем это доказать.

Во-первых, Автор. Он очень четко определен в позиционировании по отношению к лиргероям, он – наблюдатель и аналитик, желающий понять поведение всех сторон этого действа.

Во-вторых, это, разумеется, главная лирическая героиня – «мать». Замечу, что, если в первом стихотворении-посвящении «Маме» Автор более нигде на протяжении всей ткани стиха не упоминает этого слова, то в данном случае он трижды обозначает героиню, причем, более суровым и торжественным (мужским, я бы сказала) по звучанию словом-именем «мать».

В-третьих, -- это собирательный образ «блудных сынов». Не совсем я согласна с употреблением этого тропа, но, видимо, Автору что-то в нем понравилось, и потому идиома употреблена здесь не в прямой семантической (смысловой) подаче, а, явно – переносной. Поэтому я бы порекомендовала Автору взять оборот в кавычки, дабы придать ему явственный переносный смысл.

В-четвертых, ... Интересно, да? Как будто бы уже и некого назвать;-)))))) Ан, нет! Это – герои-двойники: «письмо» и «сон»! Очень и очень важные лирические составляющие в этой концепции. Автор говорит о них (письме, сне) как о живых (олицетворение), самостоятельных организмах «разложила письмо» -- « в подтверждении снов».

Итак, мы определим основной «механизм», избранный Автором для создания  драматического действа с участием исполнительского квартета – это «моно спектакль», где все остальные герои – либо остаются «за кадром», либо являются предметами-героями с ролью «без слов». Вообще, если исходить из сути произведения, то по жанровой принадлежности оно, скорее, -- психологическая драма в стихах, требующая очень сложного исполнительского мастерства. Видимо на пути решения этой задачи, Володя и начал «петь свое произведение»: Каждая строка – как качели: снизу-вверх, сверху-вниз. И это не случайно – это параллель с предыдущим стихотворением, где герой застает свою маму подремывающей. Именно так в дремоте подымает и опускает голову человек (сразу вспомнила свою бабушку;-))))). Именно так Автор и будет повествовать – на цыпочках, чтобы не разбудить очарование этого внутреннего монолога своей героини...

Композиционно произведение построено на 3-х катренах, первый из которых выступает и в качестве эпиграфа, и в качестве эпилога одновременно (рефреном)  со сменой только одного определения, касающегося письма. Главную смысловую нагрузку здесь несет чередование двух определений «не может читать» и «боится читать» – ПИСЬМО:

«За столом у окна, постаревшая мать.
Разложила письмо, но не может  (“получила, но боится» -- в рефрене) читать,
Навернулась слеза. В подтверждение снов,
Возвращения ждёт своих блудных сынов»

В двух последующих катренах – биография героев и лирической героини. Здесь – подтверждение того, что идиома «блудных сынов» все-таки употреблена Автором в переносном смысле. Кавычки просто просятся! ;-))))))

Второй и третий катрены – едины, что подтверждает смысловой перенос «только взглядом объять можно прожитый путь» Это – центральное повествование, обогащенное смысловыми «приправами» из тех же идиом и сравнений (тропов): «года, как вода, что не движется вспять», «грусть-печаль» (надо заметить, -- отличная характеристика возрастной категории лиргероини!). Очаровательны и «цветные латки... на штаны», которые оживают в нашем воображении (олицетворяются), и «дни, когда писем еще не ждала», которые метафорически сопряжены с чем-то светлым, безоблачным, с детством...

Интересен финал произведения, который состоит, как уже было сказано из рефрена с заменой смыслового звена и составного рефрена из двух частей предыдущих строк, который придает стихотворению неоконченность, незавершенность, но, словно финальный аккорд с реверсом, он так и остается застывшим над этой картинкой материнской грусти и вселенской тревоги за детей, усиливая экспрессивно-эмоцональную окраску всего произведения... Песню можно петь сначала...

Хотелось бы поблагодарить Володю за прикосновение к столь священной теме! Затронуты глубочайшие пласты человеческой психики, сокровенные струны души. Но, кажется, что Автор не вполне удовлетворен собой, почему и приглашает своего читателя к соприкосновению с предыдущим произведением. Многоточие подтверждает, что Володя вернется к этой теме и, возможно, еще не раз. Будет цикл (?)...

Однако в русле критического осмысления нам это дает право понять и другое: Идея произведения (ЧТО? Рассказать о маме) развернута, но Задача (КАК? Одно, два, цикл произведений) не достигнута полностью... Поэтому – творческих тебе успехов, на этом пути, Володя!!!

С уважением к Автору и читателям,


Рецензии
Без комментариев.
Браво, Инночка!

Ваш,

Чао   08.05.2004 16:29     Заявить о нарушении
Спасибо, Чаинька!!!

Инна Молчанова   09.05.2004 12:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.