Новаторство Метафизического Конструктивизма
Избавиться от искажений перевода теоретически можно при создании универсального языка. Но Эсперанто, как известно не получил особого распространения. В то же время, английский язык, уже ставший международным, даже если в значительной мере подавит большую группу других языков, во всей широте покажет свою ограниченность. Преодолеть язык можно лишь отказавшись от него, т.е. выйдя в пространство абстрактного мышления. При этом ему должно предшествовать свободное восприятие объектов реальности, их взаимосвязей, - для создания новых, доселе не существовавших связей. Последнее особенно касается высшего Искусства, которое по сути создает то, чего нет и быть не может. А в свете рассматриваемой проблемы языка – это особенно касается Поэзии. Не слово должно управлять стихотворением, - как учит футуризм, - а надслово, - провозглашает МК!
Многие не признают МК как поэзию, потому как он лишен традиционных ее характеристик: размера, ритма, рифмы. Однако, на современном этапе развития поэзия во многих своих – в том числе крупных – ответвлениях лишена одной, а то и более, чем одной из этих характеристик. Скажем, верлибр не имеет постоянного размера, имеет сбивчивый ритм и чаще всего лишен рифмы. Поэтому можно уверенно заявить: терять Поэзии нечего! Но что же Ей приобретать?
Новые возможности-горизонты, - утверждаю я в МК.
Новые возможности Поэзии в МК
Для Поэзии не должно быть ничего невыразимого. Известен парадокс, выдуманный Пикассо: кузнечик, становящийся спичечным коробком, остающийся, в то же время, кузнечиком. Решение данного парадокса Пикассо нашел в кубизме, Хлебников же – в звукописи: «Крылышкуя золотописьмом искрящих жил, / Кузнечик в кузов пуза уложил…» Однако решение Хлебникова, очевидно не универсально относительно перевода.
Меня всегда привлекало иероглифическое письмо, - я видел в нем некую семиотическую тайну символа: что же стоит за ним? Медитируя (размышляя) над иероглифом, можно сопоставить ему целое множество смыслов (в том числе выражаемых комбинациями слов на европейских языках), многие из которых используются его коренными носителями. Мы, использующие языки индо-европейской группы, не придаем такого значения словам, в то время, как они по сути – те же символы. Рассматривать слова как микрокосмы призывал Ж.П. Сартр, и этот призыв, как и призыв Витгенштейна – бороться с языком, был услышан и реализован мною в МК. Слово, а точнее – то, что заключено между слэшами, в МК более уже не является словом или комбинацией слов, а лишь символом, пропуском в надъязыковое пространство образно-смысловых связей объектов и понятий.
Таким образом, появляется возможность отображения связей между объектами/понятиями путем расположения соответствующим им символов рядом друг с другом. При этом необязательно расположение символов непосредственно друг после друга, а возможно удаление путем вставки между ними других символов.
Для иллюстрации описанной новой возможности поэзии, приведу в качестве примера отрывки из первых своих МК-стихов:
/ b(бемоль) / #(диез) / 4(бекар) //
/ наивность / втиснутость / расплесканность /
скрипка / смычок / касание / ассоциации //
Здесь используются связи между объектами и между понятиями.
Рассмотрим звуковую символьную строку более подбробно:
b(бемоль=повышение звука на пол тона) \ #(диез=понижение звука на пол тона) / 4(бекар=отмена предыдущих звуковых операций) //
Здесь используются только символы, слова в скобках приведены для пояснения в этой статье.
Хочу обратить внимание на то, что блоки-символы можно переставлять: / b / # / 4 //, / # / b / 4 //, / # / 4 / b // и т.д. При этом связи между понятиями не нарушаются, а всевозможные комбинации/композиции образно-смысловых блоков (в данном случае – муз. знаков) дают новые линии развития сюжета (в данном случае – развития мелодии).
По поводу композиций добавлю из 1-го МК-стиха:
мимолетные впечатления / бесчисленные мелочи /
элементы / склеивать в / композиции //
То есть в МК возможна композиция элементов-блоков в различных вариантах одновременно. При этом рассматриваемая связь любых двух блоков может быть смысловой, т.е. логической, или образной, т.е. прямым соответствием: объект – объект, объект –понятие, или понятие – понятие. Языковых искажений при таком «конструировании» нет и не может быть. А рассмотрение каждого блока обособленно, «метафизически», на предмет внутреннего содержания – позволяет определить множество связанных с ним объектов и понятий. Метафизическое и конструктивное рассмотрение блоков составляет суть стихов в МК.
Необходимо также отметить, что использование блоков:
а) ликвидирует многословность, мешающую восприятию того, что стоит за словами (над языком) – идей и образно-логических связей,
б) позволяет значительно расширить пространство реализации идей за счет увеличения множественности связей.
В МК – деление слов на «главные» и «вспомогательные» становится неправомерным: каждое слово, а точнее – блок, становится значимым. В первую очередь, как микрокосм различных своих толкований, что позволяет ему ( слову, словосочетанию и пр., - включенному в блок) наиболее полно проявить (!) свое внутреннее содержание. Но что еще более важно, слово как элемент общей конструкции – сети в виртуальном образно-смысловом пространстве – позволяет выразить множественность связей с другими элементами данного пространства и рассмотреть значимую его часть в одном произведении. Очевидно, что таким образом внутреннее содержание произведения становится существенно шире, чем в любом классическом, линейном стихотворении, каждое из которых реализует (и при том, обособленно) лишь малую часть связанного с ним образно-смыслового пространства. Теоретически можно связать все микрокосмы-слова: некоторые – непосредственно, большинство же – через соответствующий маршрут. Поэтому каждое новое МК-творение легко может стать продолжением уже существующего МК-стиха, дополнением к нему. В длительной перспективе это приведет к созданию единой поэтической сети, отражающей единое образно-смысловое пространство.
Для того, чтобы представить себе как это произойдет, уместно более подробно рассказать о том, что может быть выделено слэшами в качестве образно-смысловых блоков помимо объектов и понятий.
Как уже говорилось, блоками могут быть сами слова (объекты, понятия), в том числе самые обычные, если они в данном МК-стихе связаны сразу с несколькими другими блоками. Есть два варианта взаимосвязи: цепь и ветвь.
Цепная связь подразумевает, что каждый, или почти каждый блок из данной части МК-стиха непосредственно связан с предыдущим и последующим блоками.
Если речь идет об образах, то получается чистая цепь образов, не искаженная языковыми и классическими поэтическими нормами (т.е. прямые соответствия типа «предмет – предмет», «предмет –понятие», «понятие – понятие»).
Если речь идет об использовании части какого-то выражения, то цепная связь позволяет раскрыть оба потенциальных смысла:
Разветвленная связь получается при выборе некоторого блока в качестве главного и переборе непосредственно связанных с ним образно-смысловых блоков. При этом, последние, чаще всего, непроизвольно становятся также связанными. Например:
я буду говорить! / без / бумажки / посредника / языка / как? //
не подсказывай! / ни / строки / листка / ветки / дерева / вырву с корнем! //
Или, наоборот, цепочка блоков может определить для себя главный блок, в том числе весьма удаленный.
Таким образом, несколько изначально зафиксированных связанных блоков обрастают новыми связанными блоками и внутреннее содержание стиха значительно расширяется. С одной стороны, получается довольно разнообразный набор образов и мыслей, - нечто вроде мозаики. Но с другой стороны, т.к. большинство блоков в любом МК-стихе в итоге становятся связанными, мозаика собирается, и можно увидеть общую картину, отражающую доминирующие настроение и идею стиха (именно они определили выбор исходных и последующих связанных блоков).
Чтобы увидеть общую картину МК-стиха, необходимо несколько раз его перечитать. При первом прочтении будут заметны в основном близкие последовательные связи. При последующих чтениях обнаружатся связи более удаленные и непоследовательные. Таким образом, блоковая структура МК-стиха позволяет каждый раз открывать для себя что-то новое.
Свидетельство о публикации №104042100376
Буриданский 15.06.2004 11:26 Заявить о нарушении
но потом открылись новые возможности для творчества.
прочтите еще Суть МК. с уважением,
Михаил Франк 15.06.2004 17:02 Заявить о нарушении
А - кушать
Б - пить
В - секс
Остальные буквы - ругательства.
Знаком минус задаём прошедшее время, знаком плюс - будущее.
Заглавными буквами пишем о себе, маленькими - о всех остальных.
+А/+Б/+В - хочу есть, пить и бабу.
+а/+б/+в/г/д/е/ - ты хочешь только есть, пить и бабу - ты потребитель.
/ / / /Г/ - я ничего не хочу, я дерьмо - состояние депрессии.
/ / / /г/ - ты ничего не хочешь, ты дерьмо - состояние агрессии.
-А/-в/+Бб/ - я поел, у тебя был секс, пойдём выпьем.
Эти примеры лишь приоткрывают богатые возможности нового метода. С помощью нового метода можно доступно и просто передать всё богатство чувств и мыслей современного молодого человека. И никаких проблем с переводом.
Буриданский 16.06.2004 10:05 Заявить о нарушении
МК призывает внимательнее относится к каждому слову или словосочетанию (собственно, поэтому и вынесен эпиграф Сартра) и не мыслить строками, подогнанными под рифму. В этом смысле МК - есть прекрасное средство от графомании: стоит выделить МК-структуру любого стиха, и станет ясно насколько взаимосвязано и насыщенно его внутреннее содержание.
Те примеры, что Вы привели, имеются в изобилии на этом сайте - и представляют собой примитивные модернистские игры. конкретно здесь - констатация фактов вместо ассоциативно-логического образного ряда (сети).
Замена этих фактов буквами - единственное прикрытие бездарности их написавшего, если судить также по тому, что вывешено на его (Вашей) странице.
Советую Вам быть сдержаннее в выражении своих мнений по поводу того, во что Вы не можете проникнуть. почитайте некоторые МК-стихи с разбором (Коллекционер, Осень, В ночь лунного затмения, Войдите). Прочтите, наконец, Глобализацию.
Михаил Франк 16.06.2004 13:24 Заявить о нарушении
1. неумение формулировать мысли;
2. если замечание оппонента попало в цель.
Ваше МК назодится вполне в русле пост-модернизма - глубокомыслие вместо мысли, многозначительность вместо того, что действительно имеет значение.
Попробуйте почитать того же Витгенштейна, на которого вы ссылаетесь - уверяю вас, он писал совсем о другом.
Буриданский 16.06.2004 13:59 Заявить о нарушении
поэтому считаю его оправданным здесь, но, это не касается других Ваших стихов (если они есть) и тем более Вашей образованности.
я рад, что Вы, быть может, правильнее поняли Витгенштейна, чем я. пересмотрим-с...
глубокомыслие и многозначительность с опр. т. зр. можно рассматривать как недостатки. с этой же т. зр. лучшими будут те стихи, которые проще и отражают только факты (собственно, Ваш издевательский пример). да, в МК, пожалуй, мало фактов. но мысли, которые распространены в МК-стихах, имеют значение. я в этом уверен так же, как и в том, что стихи должны помогать людям жить. вы спросите: каким людям помогут МК-стихи? это вопрос выбора аудитории, или же ее способности воспринять. здесь же - любой может прочесть МК-стих. время покажет, к какой аудитории я обращаюсь... и не создаю ли ее...
Михаил Франк 16.06.2004 23:21 Заявить о нарушении
О синтаксисе.
Синтаксис делает язык именно речью, т.е. живым организмом. Синтаксис задаёт направление языку и создаёт пространство для слова. Упрощение синтаксиса - свидетельство скудной жизни языка, его смерть.
Буриданский 17.06.2004 13:25 Заявить о нарушении
насчет синтаксиса: мы же расставляем запятые и пр. там, где ходим что-то отделить. это что-то - блоки.
а если они связаны так, что можно расставлять запятые и пр. в неск. вариантах? а если вообще нельзя расставить? Вы наверное не прочли "Суть МК": там я начинаю с обоснования введения слэшей как универсальных знаков препинания ввиду сложности использования традиционного синтксиса, т.к в МК зачастую сильно искажается, или, может быть, лучше сказать: расширяется понятие предложения.
использование слэшей я не могу трактовать как упрощение языка, ибо каждый из них сочетает в себе запятую и пр. А расстановка слэшей акцентирует внимание на тех моментах (переломах смысла или эмоциональных всплесках), которые при обычном синтаксисе могли вообще остаться не выделенными.
поэтому я считаю МК - прогрессом языка. но если это уже не язык в привычном понимании, значит я настаиваю на его реконструировании (в поэзии, а не вообще:) с тем, чтобы творчество над ним не искажалось при фиксировании на нем.
Михаил Франк 17.06.2004 13:59 Заявить о нарушении
Буриданский 17.06.2004 14:21 Заявить о нарушении