Творцы вавилибров ода на закрытие Вавилона
Событие, безусловно, знаковое. О нем еще будут говорить. Пока же просто хотелось поделиться свежими впечатлениями и мыслями по поводу.
Сначала – для тех, кто не в теме – несколько слов о том, что такое «Вавилон» (кто читал новость на Литер.ру, может следующие несколько абзацев спокойно пропустить).
Проект «Вавилон» существует с 1989 года. В активе "Вавилона" - 10 выпусков ежегодного альманаха, около 30 книг в серии "Библиотека молодой литературы", десяток различных литературных фестивалей, еженедельные поэтические чтения в литературном клубе "Авторник" (с 1996 года). С 1997 года существует литературный сайт "Вавилон" (www.vavilon.ru). Данный литературный портал долгое время позиционировался как «главный литературный проект русскоязычного Интернета», однако, так и не стал широко популярен среди сетевых читателей.
Все эти годы руководителем и идейным вдохновителем проекта «Вавилон» являлся Дмитрий Кузьмин (http://www.litera.ru/slova/kuzmin/) - поэт, филолог, оригинальный критик, известный литературтреггер. Под руководством Дмитрия Кузьмина «Вавилон» проводил последовательную линию на поддержку и продвижение постмодернистского направления в современной литературе и поэзии и столь же последовательно боролся с любыми проявлениями массового поэтического и литературного движения в сети Интернет под предлогом борьбы с графоманией и непрофессионализмом с позиций элитарного новаторского искусства (см. например. статью Дм.Кузьмина http://www.litera.ru/slova/kuzmin/tonus.html и наш обзор [http://www.stihi.ru/editor/issue.html?2002-12-15-vrakita]).
В последнее время в связи с изменениями в литературной ситуации Союз молодых литераторов «Вавилон» стал отходить от своих прежних позиций и принял в свои ряды и свои издания ряд наиболее успешных и стилистически близких представителей сетевой литературы. И вот теперь этот проект закрылся. Как написали в анонсе мероприятия сами организаторы: «Четвертый Фестиваль молодой поэзии – это празднование 15-летия "Вавилона" и прощание с ним. Поэты "Вавилона" выступают на фестивале вместе с уже наметившимися звездами нового поколения, поколения 20-летних – и передают им эстафету. Каждый из ведущих авторов "Вавилона" – одному из тех, кто младше. Это – поэтическое шоу, веселые похороны: проект закрыт, а жизнь продолжается» Иными словами, создатели «Вавилона» сочли задачу этого проекта выполненной и собрались далее позиционировать молодое поколение «Вавилона» под неким новым «брэндом». Собственно, ради этого и было затеяно все действо.
Все это было известно до начала мероприятия.
Теперь, очень коротко, личные впечатления от вечера в клубе Б-2. (Более подробный отчет о вечере см. у Андрея Коровина [http://www.stihi.ru/2004/03/22-1645].)
Итак, что мы увидели? Вечер парных поэтических чтений: представитель старшего поколения «Вавилона» - представитель младшего поколения его же. Никакой другой интриги или драматургии не было. Дмитрий Кузьмин объявлял пары, пары выходили на сцену и читали стихи. Первые полчаса было даже интересно. Примерно до пары Воденников-Идлис. Потом стало скучновато. Где-то с середины народ начал потихоньку рассасываться. У досидевших до конца осталось впечатление скорее тягостное, поскольку очень тяжело выслушать подряд три часа ОДИНАКОВОЙ поэзии. Даже выступавшая в последней паре страстно любимая мной Линор Горалик (ради которой я, собственно, и сидел на вечере до упора) на этот раз не особенно блеснула и не смогла развеять общую гнетущую атмосферу. Справедливости ради следует заметить, что если бы вавилоновские авторы хотя бы внятно читали свои стихи в микрофон (чего принципиально не делала примерно половина из них), впечатление могло бы быть если не лучше, то отчетливее.
Из ярких впечатлений – Дмитрий Воденников, которого как всегда гораздо приятнее слушать, чем читать, и все-таки Линор Горалик с одним очень хорошим стихом и несколькими неплохими. Из молодого поколения – Юлия Идлис (несмотря на то, что ее последние стихи мне нравятся немного меньше, чем прежние) и Наталья Ключарева (уверенной манерой выступления и соответствием читаемого тому, как оно читается).
Вот, собственно, и все впечатления.
Теперь несколько мыслей по поводу закрытия «Вавилона» на фоне увиденного и услышанного.
1. Почему закрылся «Вавилон»
Закрылся потому, что должен был закрыться. Так было задумано с самого начала. В основе всего проекта исходно лежала довольно странная для постороннего взгляда идея о том, что новое в литературе делают только молодые – «те, кому около двадцати». Вся история литературы этого никак не подтверждает. Впрочем, и не опровергает.:) Просто двадцатилетним на тот момент Кузьмину со товарищи срочно нужен был какой-то флаг, чтобы самоидентифицироваться и выделиться из окружающего литературного пространства. За неимением чего-либо другого, этим флагом стал возраст. И поскольку очевидно, что вечно двадцатилетним быть нельзя, такой подход изначально отводил проекту 5-7 лет жизни. То, что он просуществовал аж целых 15 лет – некое лукавство со стороны его организаторов.
Задача проекта была абсолютно понятна. Группой всегда легче пробиваться в литературный истеблишмент, чем поодиночке. Литературная группа типа «Вавилона» напоминает баллистическую ракету с разделяющимися боеголовками: на начальном этапе все вместе вкладывают усилия в ее запуск (шумят, кричат, выступают, создают массу, привлекают внимание), затем, если взлететь все-таки удалось, какое-то время наслаждаются совместным полетом без особых усилий по баллистической траектории под общей маркой («брэндом») группы, и наконец, начав ощущать, что траектория полета перевалила за апогей, и интерес к группе стал ослабевать, участники группы желают друг другу всего самого наилучшего и отправляются уже в самостоятельный литературный путь, стремясь, подобно разделившимся боеголовкам, поразить каждый свою цель. Кому-то это удается, кому-то нет. Так или иначе, «ракета» уже сыграла свою роль и доставила своих пассажиров в верхние эшелоны творцов литературной истории. Собственно, об этом и говорил на вечере Дмитрий Воденников, когда благодарил «свое поколение», которое «совершило прорыв». Воденников уже сам по себе брэнд – без всякого «Вавилона». И Горалик – брэнд. И Кузьмин – брэнд. Что касается остальных – всем спасибо, все свободны. Групповой полет окончен, нужды в массовке больше не наблюдается.
2. Вклад «Вавилона» в русскую поэзию
Нет никаких сомнений, что «Вавилон» вписал себя в историю русской поэзии. Кто бы ни писал в дальнейшем о поэзии 90-х годов прошлого века, обязательно будет упоминать «Вавилон». Каков же оригинальный вклад «Вавилона» в русскую поэзию?
Руководители «Вавилона» всегда пропагандировали так называемую «экспериментальную» или «новаторскую» поэзию. Помимо отказа от традиционных форм стиха это еще было как-то связано с идеями постмодернизма. Тут я не большой специалист. Почитайте лучше Дмитрия Кузьмина. Он – главный идеолог «Вавилона», он вам все подробно разъяснит.
Что же реально у «Вавилона» получилось? Получилось создать новую поэтическую форму, которая в разных своих проявлениях, видимо, надолго еще задержится в русской поэзии. Эту новую форму я дальше буду называть «вавилибром» (производное от «Вавилона» и «верлибра». Термин, если я не ошибаюсь, был предложен Асей Анистратенко). «Вавилибр» – это сочетание определенной поэтической формы с определенными тематическими ограничениями и предпочтениями. Такое сочетание – вообще-то явление достаточно распространенное в поэзии. Например, «лимерик» – не только определенный размер, но и указание на географическое местоположение. «Хайку» - не только трехстрочный стих, но и непрямое указание на время года. Аналогичным образом,
ВАВИЛИБР – это предельно приближенный к обыденной речи свободный стих (скорее без рифмы, хотя рифма допускается), со следующими особенностями содержания:
1. Смысл стиха должен быть крайне запутанным и непонятным. Желательно, чтобы он отражал некий произвольный поток сознания, неявный для самого автора.
2. Лексика должна быть приниженной и брутальной. Слова «член», «сперма», «кончать», а также самые сильные инвективные выражения из этого ряда – максимально приветствуются.
3. При всем при этом стих должен быть пафосным. Слова «Бог», «смерть», «жизнь», «бытие» должны чередоваться со словами из пункта 2 данного определения, образуя с ними нерасторжимое единство. Ирония и самоирония не допускаются ни в каком виде.
4. Текст «вавилибра» представляет собой прямую речь от лица автора, но часто является пересказом диалога (обычно воображаемого) с неким другим лицом или Лицом, что передается при помощи прямых указаний: «говорит», «говоришь», «говорю» и т.п. Чем больше таких «говоришь», тем лучше с точки зрения чистоты жанра.
Как эстрадная форма (а это именно эстрадная форма, избранная основателями для устных выступлений «Вавилона»), вавилибр читается нараспев и с надрывом.
Не «Вавилон» создал вавилибр, но именно «Вавилон» приложил максимальные усилия к его раскрутке и пропаганде как наиболее современной и «продвинутой» формы поэзии.
Лучшим представителем вавилибристики является, без сомнения, Линор Горалик. Линор Горалик - это Явление. Вероятно, самое крупное явление среди всех, кого "Вавилон" представлял под своей эгидой. Не важно, считает ли она сама свои тексты прозой или стихами, записывает ли их в столбик (не записывает) и читает ли как стихи (читает) - это в любом случае нечто необыденное, впечатляющее и глубоко задевающее. Это безусловно поэзия, если под поэзией понимать необычный взгляд на мир и мощное воздействие на читателя/слушателя, прививающее подобный взгляд и ему при помощи некой шаманской словесной присадки, подобно тому, как делали это вопреки всякой генетике наши удалые мичуринцы в достопамятные годы, когда человеку было подвластно все. Запомните это имя. Ищите. Читайте ее. Это останется.
К сожалению, и это очень четко показал вечер закрытия «Вавилона», все молодое поколение «вавилонят» ушиблено вавилибрами Горалик так же, как все постбродское поколение поэтов было ушиблено стихами и позой Бродского. Ни о каком эксперименте здесь речь уже не идет. Идет прямое и однообразное подражание накатанному стилю. Даже у такого талантливого автора как Юлия Идлис в последнее время все меньше слышится собственный голос и все больше заметен традиционный вавилибр, хотя и небесталанно выполненный. Непонятно только, зачем нам две (или пять? или десять?) Линор Горалик.
Для тех, кто хочет представить себе, что такое типичный подражательный вавилибр, может оказаться небезынтересным спонтанный поэтический отчет группы сетевых авторов, присутствовавших на вечере: [http://www.stihi.ru/2004/03/22-1209]. Это, конечно, пародия, но действительно очень похоже на средние «вавилонские» тексты, звучавшие в «Б-2» на протяжении трех часов к ряду…
Вавилибр – это то, что останется от «Вавилона» в русской поэзии. Не больше и не меньше. Достаточно ли этого? Вероятно, да. От многих литературных и поэтических групп не остается вообще ничего. Скажем ребятам спасибо.
3. Кому передали эстафету
«Вавилон» передал эстафету. Основатели «Вавилона» отобрали и представили публике полтора десятка двадцатилетних поэтов (почему-то в основном - поэтесс), чья поэтика им показалась максимально близкой к их собственной.
Вот эти имена: Татьяна Мосеева, Марианна Гейде, Юлия Идлис, Наталья Ключарева, Виктория Головинская, Ксения Маренникова, Михаил Котов, Дина Гатина, Ната Сучкова, Евгения Риц, Юлия Стениловская. Анастасия Афанасьева, Петр Попов, Светлана Сдвиг.
При чтении этого списка сразу бросаются в глаза две вещи.
Во-первых, женских имен в нем на порядок больше, чем мужских. Если на слово поверить Д.Кузьмину, что это и есть полный список будущего нашей поэзии, то берет некая оторопь. Неужели впервые за всю историю русской поэзии в ней наступил столь тотальный матриархат?! На самом деле, нет, конечно. Простое и разумное объяснение, которое я могу предложить для объяснения этого странного факта, заключается в том, что сама «агрессивно-хнычущая» энергетика вавилибра – женская. И потому самые талантливые подражательницы и продолжательницы Линор Горалик – девушки. Они-то и составили молодежную фракцию «Вавилона».
Во-вторых, большая (и лучшая) часть этого списка – хорошо знакомые нам имена авторов сайта Стихи.ру. Многие из них прошли через литературный конкурс НЛС, выступали на вечерах НЛС и Литер.ру. И это, несомненно, радостный для нас факт. Исходя из того, что даже «Вавилон» с его элитарными установками ищет и находит себе преемников в основном в Сети, можно заключить, что и все другие литературные направления рано или поздно займутся (и уже активно занимаются!) тем же. Значит, как мы всегда и говорили, будущее русской поэзии находится в Сети, неразрывно связано с Сетью и уже никак без Сети существовать не может. Что и требовалось доказать.
«Вавилон» умер – да здравствует сетевая поэзия!
Свидетельство о публикации №104032300994
Что вызывает у меня икоту
Вавилон ты просто словесный блуд
без пяти минут
Love Me Tender 18.04.2004 19:58 Заявить о нарушении