Новый ледниковый период. Заметки на полях тетрадей

«Пусть языком твоим говорят ангелы, но если в словах твоих не будет любви, то они будут медью звенящей и кимвалом бряцающим».
       (кто-то из апостолов)

«Хотя, любовь – это странная вещь и никто, никто не знает, что она скажет…»
       (кто-то из рокеров)


Палеография – собирание старых писем. Причём, не имеет значения, когда они написаны – тысячу лет назад или всего лишь год. Жаль, правда, что такого внимания удостаиваются, как правило, всяческие знаменитости, а не каждый умерший человек. Потому что в таком бережном и любовном отношении к жизни – к любой жизни – есть что-то если и не отменяющее смерть, то делающее её менее достоверной. Я с благодарностью воспринял публикацию Дмитрием Артисом трёх тетрадей стихов Дикой Девочки (Данаи) потому, что её стихи – это письма, обращённые к нам.
Стремясь, по-видимому, представить читателям творчество Данаи с лучшей стороны, Дмитрий ограничился тем, что напечатал только пятнадцати её стихотворений. За пределами издания осталось достаточно большое количество текстов – ранних, неоконченных, просто слабых в литературном отношении. Тем не менее, без знания этих текстов образ Дикой Девочки и понимание её творчества вряд ли будут полными. Поэтому в этих заметках мне хотелось бы поговорить не только о «Трёх тетрадях», но и о стихах Данаи вообще.
Первое стихотворение, которое я прочитал у Дикой Девочки – это «я умирала семь раз». Оно не произвело на меня сильного впечатления. Совершенно продуманный – не сказать просчитанный – литературный текст. Холодный. Искусственный. С чуть заметной ироничной ухмылкой, обращённой то ли к читателю, то ли к себе самой. Игровой момент в этом стихе слишком уж очевиден и оттого весь текст неуловимо отдаёт чем-то фальшивым.

… сначала я умирала под ультрафиолетом
в утробе матери
выкарабкалась
сунула правую руку под поезд
поезд уехал
прихватив частичку меня…

… потом у меня заболели ноги
ноги ампутировали по самое сокровенное
заодно и левую руку
жизнь спасали
наверное…

Если не ошибаюсь, именно с этого стихотворения и началось дикое количество паломников на страничку Дикой Девочки. Кто-то из читателей предполагал, что этот стих просто стёб, кто-то усматривал в нём какие-то аллегорические глубины, кто-то приносил свои искренние соболезнования безрукой-безногой Данае.… На мой же взгляд, этот текст всего лишь литературный эксперимент, своеобразная проба пера. «Но – думал я – если учесть, что это чуть ли не первые стихи, написанные Дикой Девочкой, литературный потенциал их автора достаточно высок». И пошёл читать остальные. И был разочарован.
       
я помню всё.
случилось это,
по меньшей мере, год назад.
(или по большей?)
не одета
была я.
ты струил глаза
на грудь мою – небрежно, бодро
как Ниагарский водопад
спадали взгляды.
(скалы-бёдра
скрывали мой роскошный зад)…

Или:

протест девственницы против
сексуального разгула
записывайте диктую
портят
фигуру внебрачные связи.

Потом были «безумствую не любя», «он напивался…», другие тексты. На них вакханалия рецензий достигла прямо-таки неприличного размаха. О таких крайних реакциях, как брачные пляски озабоченных самцов, впечатлённых внешностью Дикой Девочки или гневные вопли неадекватных ханжей, возмущённых провокационностью стихов Данаи в частности и её безнравственностью вообще – говорить не будем. Почти никто не пытался понять – а что же, собственно, они видят перед собой. Намеренный эпатаж? Юношескую непосредственность? Игру? На мой взгляд, всё это одновременно. Не будем забывать, что стихи эти написаны 16-летней девушкой и, вероятно, являются отражением каких-то реальных событий её жизни. Не случайно я в начале этих заметок упомянул о палеографии. Ранние стихи Данаи мне представляются письмами из ниоткуда в никуда. Публикация их в интернете – прекрасный способ абстрагироваться от реальной ситуации, взглянуть на неё со стороны, снаружи. Более того – чем чёрт не шутит! – может быть с помощью откликов читателей это ещё и возможность понять и осознать происходящее. Разобраться в собственных чувствах. В собственной жизни. В окружающем мире. Нашем ВЗРОСЛОМ мире. Который неизбежно предполагает конформизм. Приспособленчество. Условности и молчаливые договорённости. Но со всем этим, как раз, Дикая Девочка мириться не согласна.

самое доброе
нежно
душу сожги до тла
милая добрая снежная
чистая до бела
непостижима вечность
мудрость – моя зола
самое человечное –
чистое до бела
что за премудрый Кафка
мне отстелил постель
всякую дрянь нагафкали
мне без причины –
хмель…

Все строки, цитированные мною выше, взяты из стихов, написанных Данаей за очень короткий период. Посмотрите, как её бросает от отчаяния к надежде, от цинизма к нежности.… Да, собственно, и цинизм ли это? Помнится, у Василия Розанова мне как-то попалась фраза (привожу по памяти): «Цинизм от слишком большой нежности». Меня тогда поразили парадоксальность и верность его наблюдения. Мне кажется, что это определение подходит к стихам Дикой Девочки, как нельзя более точно. Всё творчество Данаи – это попытки нежности и любви. Чувств, которые в нынешней нашей жизни неудобны и непрактичны. А Даная не хочет жить так, как диктует ей окружающая реальность. Даная не вписывается в эту реальность, она мала для неё. Давит. Душит. Убивает – в конце концов.

душно
надо найти в себе силы
встать
открыть окно и проветрить комнату
ау-у-у не сил
ничегошеньки нет внутри меня
кричу как в пустой колодец
надрываюсь охрипла уже
голос потерял значение
ау-у последнее
уа-а издеваясь противоречит эхо

душно
а за окном новый ледниковй период
чума двадцать первого века
великая депрессия

Какая, к чёрту, литературность! Какие игры! Какие знаки препинания! Почти запредельное отчаяние и одиночество Дикой Девочки, не умеющей жить без любви, в эпоху нового обледенения. Это – попытка докричаться до нас, уже давно не верящих ни любовь, ни в искренность, и превративших в игру не только виртуальное пространство СТИХов. RU, но и собственную жизнь.
Даная ищет и не находит любви. То, что мы называем любовью – этакий невзрачный суррогат, никак не способный утолить голод, изматывающий Дикою Девочку. Потому что здесь, у нас, нет «божественной любви» (см. чуть ниже миф о Данае).
       
окружённой вещами которые
меня ненавидят тяжко
в банальном
мысли нащупывать
сутенёры
и прочие мальчики
щупальцами наличные ощущают

А мальчики продолжают виться вокруг, замечая и отмечая только «наличное» (кстати, обратите внимание, какой точное и ёмкое слово находит Даная – «наличные». Здесь ведь речь не только о деньгах, но и о том, что все мы, зачастую, видим только внешнее – тело, но не душу; текст, но не чувства – т. е. скользим по поверхности). Если в ранних стихах Дикой Девочки – помимо «цинизма от нежности» - проскальзывали иногда нотки надежды (отчаяние не было беспросветным), то теперь они, практически, не слышны. Зато всё отчётливей вплетается в стихи тема смерти. Пока ещё она звучит где-то на периферии текста, намёком, не имеющим прямого отношения к Данае.

одна
распущенно пьяна
случается нередко
бокал отменного вина
с дешёвой сигареткой
невольно выплавит оскал
звериный
я ли сплю ли
у занавешанных зеркал
ночь провести
что сплюнуть

Даная не подозревает о том, какая опасность её подстерегает. Пока что ещё ОНА владеет словами, ОНА использует их. И слова – до времени – притворяются послушными и покорными ей. Нет, слова совсем не коварны – просто они, как и всё живое, стремятся сбыться. Осуществиться. Воплотиться. А воплотиться они могут только через поэта.

никто не умер
мне давно
непроходимо гадко
похож на красное вино
початый стих
в тетрадке
три слова
господи со мной
но я теперь другая
какой же глупенько смешной
становится Даная
       
Именно этим стихом Даная заявляет о себе как о хорошем поэте. Именно с этого стихотворения творчество Данаи, на мой взгляд, приобретает «отзвук беды», надвигающейся трагедии.

так странно на себя смотреть
со стороны и помнить
гуляли девочка и смерть
по лабиринтам комнат
теперь
распущенно пьяна
не жизнь
а кадры фильма
бокал отменного вина
и что-нибудь
без фильтра

Символика стиха говорит сама за себя: занавешенные зеркала (смерть), начатый стих в тетради похож на красное вино (кровь) и уж совсем откровенное «гуляли девочка и смерть по лабиринтам комнат», где под лабиринтами комнат подразумевается мир. Встреча Девочки и Смерти неизбежна. Открывая дверь в новую комнату, Даная с ужасом (Господи со мной!) ожидает этой встречи. Но – пока Бог хранит её.… А может быть, хранят её

… буковки буквы которые
образуют слова предложения
многозначительные фразы
понятные мне одной
чувства переживания…

В одной старой книге сказано: «В Начале было Слово. И Слово было с Богом. И Слово было Бог». И вот сейчас этот Бог начинает слишком пристально посматривать на Дикую Девочку. И понимает ли сама Даная насколько опасно его внимание?
Даная… Дикой Девочке досталось довольно редко встречающееся имя. Говорят, что имя человека, в какой-то мере, предопределяет его судьбу. По меньшей мере, древние в это искренне верили. Потому нелишним будет, наверное, вспомнить о самой известной Данае в истории.
Даная – дочь Акрисия, легендарного царя Аргоса, и Эвредики. От дельфийского оракула Акрисий получает предсказание о том, что сам он не будет иметь детей мужского пола, но его дочь родит сына, который убьет собственного деда. Чтобы избежать предсказания, Акрисий заточает свою дочь в бронзовую башню. Зевс, поражённый красотой Данаи, протёк в виде золотого дождя сквозь крышу и проник в её лоно. От этого тайного союза родился Персей. По приказу отца Данаю с сыном в заколоченном ящике бросили в море, но их спасли рыбаки с острова Серифос. Позже их взял под свою защиту царь Полидект. Впоследствии Персей был послан добыть голову Горгоны, а в его отсутствие Полидект надоедал Данае своими домогательствами. Вернувшись, Персей с помощью головы чудовища превратил Полидекта в камень и забрал мать назад на Аргос. Где, вскоре, случайно убил Акрисия во время метания диска.
Сюжет мифа был очень популярен в эпоху Возрождения у писателей и художников, многие из которых усматривали в Данае символ преобразующих следствий божественной любви.
       
«Три тетради» Дикой Девочки, формально, составляют её избранные стихи за два года, причём, каждая тетрадь рассказывает нам о конкретном периоде жизни. Фактически же – перед нами поэма с единым, сквозным сюжетом, охватывающая временнОй промежуток в два года. Благодаря тщательному отбору стихов для «Трёх тетрадей», изменение тональности всего творчества Данаи каждый читатель может проследить самостоятельно. Я лишь коротко отмечу основное.
В первой – ей 16 лет. Стихи этой тетради я бы назвал «детскими». В первую очередь потому, что они полны доверия, доброты, предчувствия любви и желания любить. Мир Данаи этой тетради полон света. И свет этот достигает апогея в последнем стихе, рассказывающим о том, как девочка становится женщиной.
Вторая тетрадь.
Рождение ребёнка. Первые три стиха, безусловно, имеют отношение к мифу о Данае – и скрытыми сюжетными отсылками, и упоминанием открытым текстом имени Акрисия. Видимо, события собственной жизни напомнили Данае об этой античной истории. Тетрадь заканчивается стихотворением, из контекста которого видно, что любимый покидает Данаю. Кстати, в этой тетради ни разу не встречается слово «любовь».
Третья тетрадь.
Абсолютное одиночество. И Даная пытается научиться жить с этим одиночеством, пытается «удержать» мир вокруг себя. В том числе, с помощью стихов

видела я
всё видела
запомнила хорошо
ветер
был ветер выделен
красным карандашом

утро сороконогое
в тапочках золотых
ночь без любви
немногое
что делится
на двоих

На смену прошлых стихотворных красивостей и забав приходят зрелость мыслей, чувств и почти афористичная чеканность формулировок. Перечитайте, к примеру, последние четыре строки процитированного мной выше стиха. Девочка повзрослела. Всё наносное (вымороченное) пропадает из её стихов. Тексты становятся лаконичными, точными, ясными. Слова обретают кровь и плоть. И всё отчётливей звучит в её стихах тема ухода (смерти)

нет меня нет
не открыто не создано файла
в жёсткие рамки программы
не втиснуться будням
белую морду
на серые лапы асфальта
снег положил
я ушла
меня больше не будет
       
не удержать поводок
перерезанный провод
горло моё
смерть за пару небрежных оваций
снег это мнимый предлог
приукрашенный повод
чтобы уйти
я ушла
на него любоваться.

Помните, я говорил о том, что слова, через поэта, стремятся обрести собственное бытие? Так вот, обрести они его могут только за счёт жизни самого поэта.


Рецензии
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.