Внимание вниманию Куда тебя поцеловала мышка
Ему не понятно, как можно слушать спокойно, не отвлекаясь. И действительно, если ребенок перестанет двигаться, сядет прямо и станет слушать, то он вообще ничего не сможет воспринять! Мы не можем заставить его сосредоточиться , наша задача - только помочь ребенку стать внимательным, направляя его живой интерес в новые области, помочь научиться контролировать его внимание, делая его более произвольным, устоичивым.
Почему же взрослые не видят, что дети внимательны, даже очень, просто к тому, что им действительно интересно?
Дети, как маленькие ученые, могут часами наблюдать за мухой, бьющейся в стекло, и не могут выслушать пятиминутного объяснения взрослого. Почему же?
Рассеяность - это не противоположность вниманию, с которой надо бороться, а его обратная сторона. Ведь если мы сосредотачиваемся, концентрируемся на чем-то, в это же время мы рассеянны по отношению ко всему остальному.
При этом сама сосредоточенность не является застывшим состоянием. Внимание по природе своей подвижно, оно не может застывать в одной точке. Наше внимание колеблется все время и человек не может не отвлекаться, таким образом мозг борется с утомлением. Кроме того, постоянное отвлечение и возвращение к материалу, позволяет посмотреть на него “новыми глазами”, с разных сторон. За счет колебания внимания мы можем воспринимать разные стороны реальности.
Педагог должен учитывать это свойство внимания, строя занятия с детьми, подбирая и распределяя учебный материал. Когда объяснение опирается на естественный интерес ребенка, строится волнообразно, если в нем чередуется напряжение и расслабление, переключается внимание, используется готовность и интерес ребенка к воприятию нового, то оно скорее всего будет воспринято лучше.
Изначально внимание детей рассеяно и непроизвольно, а способность произвольно, целенаправленно концентрироваться на чем-либо формируется только в школьном возрасте. И такое внимание - основа контроля, мышления, памяти, восприятия; оно важно везде.
Сам педагог должен быть очень внимательным, чтобы не терять контакт с детьми, учитывая их интересы и особенности развития. Ребенок же всегда будет внимателен в значимых для него ситуациях, а поэтому так важно для обучения использовать непосредственный, живой интерес ребенка и на этой основе формировать его произвольное внимание и волю.
Давайте поможем нашим детям научиться быть более внимательными в увлекательной, близкой и понятной им форме - в игре.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ :
“Одежда”
- Давайте посмотрим, кто во что одет? -На Тане сегодня красивое зеленое платье с карманами, а у Светы синий динсовый комбинезон, Валера пришел в черных шортах и голубой рубашке. -А какого цвета у вас колготки, а тапочки? -Есть ли у кого-нибудь украшения, что-нибудь особенное? -Все запомнили? -А теперь давайте закроем глаза, только честно, и вспомним, у кого белая рубашка? -Кто одел сандалии, а кто кроссовки? -А кто помнит, у какой девочки красный бант ? -Во что одета Таня? -Кто пришел в штанах? -У кого есть пояс? -Здорово! А теперь откроем глаза и проверим!
”Что изменилось?”
-Смотрите вот передо мной игрушки, как они стоят, какие это игрушки. А теперь отвернитесь. Я тут что-то перставила (спрятала), попробуйте найти изменения. (Кроме перестановки игрушек, можно запоминать и менять позы, одежду…).
”Ухослышцы, рукощупы, очевидцы и носонюхи”
-Чем мы видим? Глазами. А что мы можем ими увидеть? Все вокруг, какго оно цвета, где оно, большое или маленькое, красивое или нет. А громкое или тихое мы глазами видим? Нет, слышим ушами. Песни, слова, то, как гудят машины и лают собаки. Мы можем не видеть того, что происходит на улице, но зато можем слышать ушами, как там играют дети, скрипят качели. А вот, чем мы почувствуем, что собака мягкая и теплая? Ушами? Или глазами? Нет, руками, если ее пощупаем, погладим. А теперь , ляжем на ковер и превратимся.. знаете, в кого? -В ухослышцев! Мы ничего не можем видеть, закроем глаза, ничего не можем щупать, положим спокойно руки. Мы только слушаем! Кто что слыит, давайте говорить по-очереди. Слышим шум за окном, мои шаги и шуршание ковра, где-то далеко играет музыка, капли капают из крана…Откуда звук? Поверните туда голову, прислушайтесь. Знаете, животные могут поворачивать одни уши, что бы лучше расслышать звук. А теперь я вас превращаю в рукощупов. Пошупаем ковер под нами, какой он шершавый, а лицо - гладкое, пошупаем воздуз, одежду, пощупаем игрушки и предметы вокруг, и ,конечно, друг-друга, узнаете друг друга не видя и не слыша? Очевидцы описывают все, что видят и т.п.Можно так же поиграть с запахами и вкусами , давая детям понюхать и поробовать разные вещи (свечку, , краску, пирог, бутерброд…).
”Дотронься до…” - дети напререгонки выполняют разнообразные указания ведущего дотронуться до твердого, низкого, холодного, гладкого, мокрого, зеленого…
”Беспредметное действие” - театральная техника развивающая более детальное восприятие разных сторон предметов. Изобразить какое-нибудь сложное действие ,например, обрезать цветок и поставить его в вазу на стол. Скорее всего дети, будут изменять уровень стола в процессе показа, цветок поставят не точно в вазу, а ниже или выше, будут двигать пальцами, как ножницами, вместо того, чтобы держать воображаемые ножницы и двигать ими. Эти действия с воображаемыми предметами требуют внимания множеству мелочей, о которых ребенок сам бы не задумался. Задача взрослого обратить его внимание на все несуразности, может, вместе посмеяться. Развитие внимания детей начинается с указательного жеста, кстати, животные его не понимают.
”Запрещенное слово, движение”(по принципу известной игры: “Да-нет не говорите, черного с белым не берите”).
Несмотря на провокации, дети должны не произносить определенных слов или не выполнять определенных движений. Например, нельзя произносить слова ”желтый“ и “да”. Вы можете расспрашивать детей:”какого цвета небо? Синего, да? А солнце?” и т.п. Надо попытаться ответить правильно и при этом случайно не произнести запретных слов. Например: “небо синее, конечно. Солнце - оранжевое…” и т.п. Или запрет на определенные движения (прыжки, хлопки). Взрослый может показывать серию движений, включая запрещенные, ребенок должен заметить подвох. Играть интересней на фанты.
”В ритме бубна” Возьмем бубен или любой другой ударный инструмент и попробуем отбивать удары в разном темпе. Внимательно прислушаемся: когда звуки идут быстро, часто, один за другим мы будем бежать также быстро и весело. Если слышим ровные, средние звуки, идем спокойно, прогуливаемся. Когда удары медленные, редкие - мы почти засыпаем на ходу, наши шаги большие, длинные. Но вот вдруг - тишина, это молчок - и мы замрем вместе с ним. А теперь бубен поробует вас обмануть он будет стучать по-разному и неожиданно замолкать, а вы попробуйте потанцевать вместе со звуками и будьте внимательны, слушайте и не дайте себя провести!
“Четыре скорости”
-Вы сегодня так быстро бегаете! Знаете как? На четвертой скорости!
Так бегут на пожар, если что-то случилось, или на спортивных соревнованиях. Вот третья она помедленнее - это быстрый шаг, так мы идем, когда куда-то спешим. Вторая скорость - когда идут спокойно, просто гуляют и все можно успеть рассмотреть, а первая скорость - ну, так, наверное, ползают черепахи, ужасно медленно. Вот на четвертой скорости вы все умеете носиться, а попробуйте-ка, менять скорости, когда я вам буду говорить (или показывать таблички с цифрами). Кстати, нулевая скорость - это ведь, когда мы просто на месте стоим! Ну, поехали! Не прозевайте!(Один из вариантов этой игры - с разными громкостями).
“Одновременные хлопки”
-Смотрите, я поймала комарика (хлопаю в ладоши), а вы сможете тоже поймать комарика, но только одновременно со мной, … и - раз! -Ой, а вот еще один, и еще! Быстрее, быстрее, еще быстрее - сколько их налетело! Но только вы хлопайте в тот же момент, когда и я, не отставайте! А теперь медленее, еще медленнее, совсем медленно, а теперь быстро… Ну, молодцы, всех поймали! ( Так же можно хлопать тише и громче -дождь стучит и затихает. Главное, чтобы дети ни на секунду не теряли бдительность и следили за всеми изменениями динамики звука, который вы задаете).
”Дракон”
Ведущий-“дракон” видит только движущиеся объекты, пока он отворачивается дети идут к его логову, но как только он повернется надо успеть замереть, иначе дракон съест. Если кто-то дойдет до цели незамеченным, дракон проиграл, а обреченные на съеденье спасены.
”Колыбельная”
Все поют песню и хлопают в такт, при прикосновении ведущего дети сначала перестают хлопать, потом при втором прикосновении - петь, потом закрывают глаза; а “просыпаются” в обратной последовательности. Ведущий соответственно подходит к каждому по 6 раз. Это очень красивое упражнение, в какой-то момент все голоса исчезают, поет только один ведущий, потом и он замолкают, а потом постепенно все всупают. Это упражнение требует большой концентрации внимания, ведь если вступать не вовремя вся гармония разрушится. Вообще, использование коллективных упражнений очень полезно, ведь ощущение общей гармонии и боязнь ее разрушить, ответственность, связанная с этим, является огромным стимулом для того, чтобы оставаться бдительным.
”Оркестр”
Играет музыка, а дети подыгрывают простой аккомпанимент на музыкальных инструментах (Ложках, колокольчиках, трещотках, просто ладошками…), дирижер включает и выключает определенные группы детей движениями, знаками, взглядом, прикосновнениями. -Учимся внимательно слушать дирижера, смотрите, как красиво получается, когда мы вступаем по очереди. Кто теперь хочет быть дирижером?
”Восстановление последовательности” событий дня, праздника, занятия. Ну-кавспомним, где мы сегодня были, что делали. Что было сначала, а что потом? Может, нарисуем? Ничего не забыли? Сначала поели, потом сказали спасибо, а потом вымыли руки, а потом пошли гулять. А наоборот, кто сможет рассказать, как мы гуляли наоборот? Пришли домой, а перед этим поднялись в лифте, а перд этим..?
Это очень важное упражнение, может выполняться в прямой и обратной последовательности. При его регулярном проведении, ребенок начинает обращать больше внимания на разные стороны реальности, на их связь, логику и последовательность.
”Пчелки” - очень смешное упражнение. Все ползают по полу и “жужжат”, а одна пчелка не жужжит( разыгрываются бумажки, одна их помеченная для молчаливой пчелки). Кто разберет, какая пчелка молчит в обшем шуме, становится к стенке и так до тех пор, пока одна молчаливая пчелка не останется одиноко ползать по полу.
“
Внимание ребенка должно быть обращено не только на окружающий мир, но и на самого себя, на свои состояния, настроения.
“Куда тебя поцеловала мышка“ - ребенок закрывает глаза, кто-нибудь легко касается разных мест его тела,а ребенок пытается определить и показать эти точки.
Чтобы реально пережить свое тело, очень полезно в качестве упражнения походить в неудобной одежде, со связанными руками и ногами, повыползать из под завалов одеял , подушек и игрушек.Полезно также поробовать пройти осторожно и ничего не задеть, проползти под веревкой с колокольчиками, чтоб они не зазвенели,.пройтись с книгой на голове и не уронить ее.
Множество подобных упражнений можете придумать вы сами. Хорошо развивать внимание внутри какой-нибудь более сложной деятельности. Полезны для развития внимания разнообразные игры с правилами, танцы, восточные единоборства, музыкальные занятия в оркестре, походы , особенно спортивное ориентирование, детективные игры, поиски кладов по планам и схемам, наблюдение за природой, изучение трав, птиц, астрономии, рисование с натуры.
Очень важно уметь показать ребенку разные стороны этого мира, научиться внимательно наблюдать за чем-угодно и сделать это интересным. Например, мы можем гуляя по лесу, по улице не просто наблюдать за погодой, но смотреть, как изменяется вся природа, деревья, цветы, звери, насекомые (хорошо наблюдать за несколькими конкретыми местами: определенным деревом, рекой, поляной, гнездом, муравейником и регулярно их проведывать). Так, обращая внимание на эти частности, дети начинают проникаться пониманием закономерности и естественной логики всего происходящего. А когда это происходит, в поле внимания вовлекается все больше и больше всего интересного и дети легко и с радостью начинают понимать и запоминать,как лето сменяется осенью, а осень зимой, замечать и переживать каждый месяц, его характер, имя, настроение ( а мы можем еще и почитать им к примеру “Двенадцать месяцев”, “Серую шейку” или “Снежную королеву”,послушать “Времена года” Вивальди и посмотреть картины…) Дети от природы любознательны и не заглушая, а используя это, можно помочь им стать более собранными и внимательными.
Свидетельство о публикации №104030700365