Командор
Не Триумфальная арка
и не периметр парка,–
а худощавость щеки,
серость, щетина, мешки.
Не запустение склепа
и не вторжение неба,
не провалившийся лаз –
а выражение глаз.
Не было средневековья
с ветреной, сильной любовью
к ангелам, – низенький свод –
стершийся лоб или рот.
Не обесточенный город,
в кровоподтеках весь, вспорот.
В горле засохла река.
Краном подъемным рука.
Статуя. Каменный гость.
Вышел некстати как гвоздь.
Черный железный монах
полу шевелит впотьмах.
В поисках темной души
собственный облик крошит;
прошлое, тело, сурово
каплей долбит он без слова.
Каменных мускул и жил –
сам для себя он сложил –
тяжесть, гармонию, меру,
свет, постоянство и веру.
Мысли зернистый гранит.
И проживет, простоит
всюду он без кислорода.
Время – одна лишь природа.
В каменной мощи покой,
что не проймет никакой
ветер и лиственный шелест
мрачную мысль, будто челюсть.
Страж безъязыкий, и страх
многоголосый в глазах
скрыт в этой мути бездонной.
Сам – неприступный, законный.
II. "А перед ним Донна Анна"
А перед ним Донна Анна
падает в грех постоянно,
полумертва и бледна,
и полуобнажена.
А перед ним суетливо
жизнь распадалась, красива
и полуобнажена,
в обморок пала жена.
А перед ним в голом парке
лиц человечьих помарки,
все расплывалось в пятно –
большего им не дано.
В парке, где пасмурно, тускло, –
водоросли, нити мускул.
Стайкой – туда и сюда –
бывшие рыбы. Вода.
Серых и призрачных истин
серые, жухлые листья –
сути не видящих глаз
гнойных, гнилых – в самый раз.
Взгляд этих жизней изрезан
правдой, раскромсан железом,
будто бы пальцем, гвоздя;
ржавою кровью дождя
был окроплен и запятнан.
Вялых, оборванных, ватных
теплых обличий и тел
ветер намел, насвистел.
Пятна, улыбки сквозные.
Бедра, тоской налитые,
соединиться, хвосты
вырастив, с плотью воды
жаждут. И жизней коленки
глаз привлекают как деньги,
что одолжить, потерять
легче, чем в кучу собрать.
Жизни глухие, слепые
ловят друг друга, гнилые
сети раскинув, – рыбак
сам же, как рыба, дурак.
Жизней размыты понятья.
Только слепые объятья –
малый достаток тепла,
после которых зола.
Жизней разбитые кисти
плетью тяжелой повисли,
коих единственный труд
щупать друг дружку и зуд.
Жизней пролистанных книга.
Даже мольбы или крика,
иль тишины там, где ложь
мысли одни, не найдешь.
Жизней костюмы, пижамы.
Рыщут толпой донжуаны
в парке, где крепки одни
каменные скамьи.
8.03.1999
Свидетельство о публикации №104030100549
Я еще вчера обратила внимание на это стихо. Особенно вторая часть по - моему, хороша.Перекликается. Да. Но у нас разные взгляды : мужской и женский на одну и ту же, в сущности , тему. Я думаю, не найдется поэта, не бравшего эту тему. Из классиков особенно запомнились образы Командора и Анны у Блока и Цветаевой. Про Пушкина и Байрона вообще промолчу ( хрестоматия). Вот и мы с тобой вносим посильную, так сказать, лепту :)
Помню, в дремучем детстве ( годика четыре мне было от роду) , я " заездила" буквально пластинку со стихами разных поэтов в исполнении Т. Дорониной. Был там и " Дон Жуан". На словах : " Долго на дворе морозном плакала метель...
Положили Дон Жуана в снежную постель " ..., я заливалась слезами :)
..."Анна, Анна, сладко ль спать в могиле ?
Сладко ль видеть неземные сны ? "
----------------------------------------------------------
Одному Богу известно, что мне мерещилось, когда я слушала все это :)
Елена Бондаренко 13.03.2004 21:53 Заявить о нарушении
Для меня это оченб сложная тема - по сути, тема жизни: Он - это каменная статуя, затвердевшая в своей правоте, она - сама жизнь, но не имеющая силы, без него, без мужской руки, что ли.
И это наложилось на мои переживания, на кризис и поиски 99-го года. Все более чем автобиографично.
Спасибо еще раз.
Роман Шубин 14.03.2004 14:38 Заявить о нарушении