Реднерики рождение жанра
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЭТНОЛОГИЯ
Эскимоски на Аляске
Эскимосам строят глазки.
И на это эскимосы
На Аляске смотрят косо.
От того-то и раскосы
На Аляске эскимосы.
(http://www.stihi.ru/2004/01/05-1377)
Тонкое переплетение двух аллитерационных линий, изящный переход с А на О на супер-коротельнком теле стиха – все это просто не могло не высечь ответной искры! И высекло:
А техасские техасски
Тоже строили бы глазки,
Только строить их неловко
Сквозь прицелы на винтовке
<klavka> (там же – в рецензии)
В угоду стиля и этнологической достоверности аллитерации несколько потеснились, но как искрометно остроумие этого (уже совершенно точно) экспромта!
Ответ не заставил себя ждать – высокая поэзия снова возобладала над разгулявшимся частушечным морем:
А в Небраске все неброски
Как наметки, как наброски,
Но зато у них в Небраске
Даже крыски строят глазки
<Redneck>
Это называлось «Ну что, пройдемся по штатам?»....
И пошло! Старые друзья,не уступая друг другу ни в мастерстве, ни в остроумии, пролопатили добрую половину Соединенных Штатов Америки. Досталось и Висконсину и Минесоте; в вихрях частушечной стихии мелькали и бронзовые глазки Статуи Свободы и почему-то Кобзон чуть ли не верхом на бизоне (разумеется, строя глазки в Аризоне). Не поленитесь просмотреть всю простыню по указанной ссылке – я лично хохотал до слез!
А чего стоит такой вот изыск – на грани гениальности:
В музыкальном Колора-
До мажорят до утра,
Музыкантши из Нью Джер-
Си минорят например.
Строят глазки эти тети
Только дядям на банкноте.
<klavka> (примерно третья миля той же «простыни» )
От белой зависти у меня просто свело челюсти и я понял – не могу не включиться, хотя поезд-то уже ушел (стих и рецензии я нашел с недельным опозданием – какие уж тут экспромты).
Но начал. Скромно – с Гавайев:
Тетя Рая на Гавайах
Глазки строит, не вставая,
Потому как загорает
На Гавайах тетя Рая
И вдруг понял – вот оно – круг замкнулся! Дышло повернулось от разгульной русской частушки к тонкому высокопарному лимерику, столь милого сердцу любого любителя озорной поэзии. Вот она - «одинокая дама из Кракова» . Проклюнулся до боли знакомый парадоксальный персонаж: Тетя Рая (Таня, Клава) – непонятно как попавшая в США и непонятно зачем налево и направо строящая глазки.
Реднерики – (я присваиваю себе честь дать имя новой стихотворной форме ) посыпались из меня как горох:
А в Неваде тетя Надя
Глазки строит в стрип-параде
И поэтому в Неваде
Надя - просто в шоколаде
А в Монтане тете Ане
Глазки строить на майдане
Не давали - нет майдана
В штате доблестном Монтана
(потому-то тетя Аня
прозябает на Тайване)
Тетя Фрида из Флориды
Глазки строила for free, да
напоролось на корриду
от товарок тетя Фрида
И в Нью-Йоре тетя Лора
Глазки строит - вот умора:
Укатали Лорку горки
На задворках в том Нью-Йорке
Варит тюрю в Делаваре
тетя Варя на бульваре
И синее киновари
Глазки - строит тетя Варя
Тетя Хая из Охайо
За рулем сидит бухая
Глазки строишь, тетя Хая? -
Здесь полиция глухая...
В Арканзасе тетя Ася
И на трассе морду красит,
Глазки строит, всех harass'я,
Ты бы, Ася, унялася...
Тетя Тоня в Вашингтоне
На понтон пришла в хитоне
И с футона на понтоне
Глазки строит тетя Тоня
Тетя Зина с Висконсина,
Заправляя бак бензина
Глазки строит, образина –
Тетя Зина – двум грузинам.
(привет от Владимира Семеновича...)
Случилось! Скрученная в тугую пружину русская скороговорка, «двойною римфой оперенный стих», впитав лучшее от классической частушки-мамы: («Девки спорили на даче...», «Мой знакомый дядя Ваня//Оказался в Мичигане...») и от лукавого лицемерно-добропорядочного лимерика-папы -
Миссис Робинсон из Аризоны
В первый раз увидала промзону.
И кричала потом
"Фи! Какой моветон!
Здесь как будто насрали бизоны!"
(Рифмоплет)
Комсомолка из Теплого Стану
Превратиться решила в путану...
Я скажу без обману,
Что и спьяну не стану
Ту путану из Теплого Стану.
(М.Сахаров, с некоторой помощью Классика)
http://www.kulichki.com/limeriki/klassika.html
- вышла в жизнь, имея все необходимые атрибуты весьма строгой формы: и размер, и рифмовку, и тип персонажа и даже ключевую фразу!
И сам я оттянулся вволю! В лимерике меня всегда несколько удручало превалирование «смысла» над «музыкой» и я, по мере сил старался, порой и в ущерб логике, напихать аллитераций:
Буриме No. 33384
Собиралась из Нарвы вдова
Поутру со двора по дрова,
Но - не верь ничему –
Ко двору моему
(Рандеву!) завернула сперва
Буриме No. 34848
(на рифмы No.34807)
Mon amie из Маршалля - Мишель
Пролила мне шанель на шинель.
Я паршивку свиньею
Обозвал, но не ною,
Шубку душки кроша в вермишель.
Буриме No. 34923 найдено в архиве
(на рифмы No.34918)
Раз в Брюсселе две пьяных газели
Не в клозете с газетою сели,
И майор-носорог -
Ретроград и сапог
Проскрипел: "Оборзели, мамзели!"
(http://www.kulichki.com/centrolit/cgi/br.cgi)
- но, понимания, как видно, не встречал... Поэтому радостно приветствую новорожденного.
Вопрос – ....долго ли протянет?
Еще, разумеется, ждут своего часа:
- тетя Броня в Орегоне
- тетя Соня в Аризоне
- тетя Лина в Каролине (наверное Южной)
- тетя Таня и Мичигане
- и Анюта в штате Юта
Дальше жанр может разрастись – уже в первых реднериках замелькали «ереси»:
В АйдахО одна деваха
Глазки строила без страха,
За кокетство в той Айдахе
Не секут, задрав рубахи (деваха осталась безымянной)
Можно будет и с полом поиграть:
Теток нету у Пахома,
Плохо Хоме в Оклахоме
Глазки строить – не Пахому:
У Пахома глауХома.
Наверное, разрастется география – тетя Ксения отправится в Кению, тетя Галя пришлет привет от Городницкого из Сенегала а там уж и не знаю, другие тетки подтянутся: пани Ева из Женевы или Фрау Берта из Альберты...
Жанр (или форма – будет точны в терминах!) выпущен на волю и никто, кроме будущих веселых авторов, над ним уже не властен!
Свидетельство о публикации №104022800229