Утро в деревне

Гонорил петух и плакал,
И неистовствовал рьяно,
Поле багровело маком,
Чаща щерилась бурьяном.

Ну а солнце красным глазом
Поводило непристойно.
Травы, в россыпи алмазной,
Колыхались в танце сонном.

Старый холм, с отдышкой, грузно,
Возлежал в земле по пояс,
Зелено-курчавым пузом
Вверх, в пыли покоясь.

На полянках заповедных
Ягоды играли в прятки.
Взглянешь, мельком, всюду бледно,
Приглядишься – как на грядке.

Меж корней грибы столпились.
Тайком шушукаясь, как гномы.
Их узреть с тропы не силься –
Только снизу, под углом…

И разбившись на коммуны:
Лисички, белые, опята –
Не выдавать друг друга никому,
Они поклялись свято!

А выше сплетничали листья,
Дышал их шелкопреньем лес,
Их голоса смолой душистой лились,
Точно полночных эльфов песнь.

На болоте мшистой кожей
Зябко ежилась вода.
И, вложив тропинку в ножны,
Лес нахмурясь наблюдал –

Тихо ли в его владеньях,
Не пробрался ль гость незваный,
Сосны пристально глядели,
На пути стеной вставая.

И туман к ногам деревьев
Подбирался вязким пледом.
Ветер, дуясь на деревню,
Дряхлым псом бежал по следу.

Вдоль небесных сизых пастбищ
Ветер гнал за горизонт
Струи дыма, с труб согнавши,
Облаков седой бомонд.



*   *   *

И ворчали ставни глухо,
Жалко ныли сквозняки,
В паутине выли мухи,
Жрали вдоволь пауки.

Сверчок скрипел всю ночь за печкой,
В печи огонь шипел меж дров,
Скулила Жучка... сучка – снова течка,
В ответ брехали кобеля – со всех дворов!

Дом дряхлыми костьми потрескивал,
Сверх меры перекособочась,
Всем видом заявляя веско:
«Вот рухну, и о вас не позабочусь!»

Сарай, его давнишний друг,
Совсем ослаб, и о забор оперся.
Тот, обойдя его вокруг,
С тяжелой ношею боролся.

У забора бочка ржавая,
Просочиться уж давно не прочь,
Пока же, полная водою, от холода дрожа,
Уныло провожала ночь.

И поленья с топором
Заключивши перемирье,
Всюду разлеглись нескромно,
Грудь расправив во всю ширь.

На дворе сыром и липком
Ночью, жалобно кряхтя,
Все ворочалась калитка –
С боку на бок, так и сяк…



*   *   *

И проселочной дороги
Рассыпались узелки –
Днем по ней гуляли ноги
От деревни до реки.

Та ж журчала в бусах лилий,
Как шарманщик заводной,
А из ивы слезы лились,
И бежали за водой.

Сколько с той водой уплыло
По реке этой былья,
Сколько тайн зарыто в иле,
Сколько грязного белья

В ней за век прополоскали,
Сколько игр сменила детвора –
Например, в любовь. Двое давеча ласкались
С ночи темной до утра

Ну а с первыми лучами
Разбежались по домам
Нынче не в ходу венчанья
Сватать модно на ночь дам

Эти игры нынче часты,
Так, порою, у излучины
Пар по пять сменяется за час.
А, бывает, веселятся вместе – в кучу!

А, случается, что кто-то веселится,
Ну а кто-то плачет, отбивается, да топится потом…
А река, ну что ей остается – только литься
Мимо, унося с собой кого-то к верху животом.

Так деревня заспанная
Утро ясное встречала,
День испить сполна
Ей предстояло…








Начато летом 97 г. –
Закончено в феврале 2004 г.


Рецензии
Ощущения противоречивые. С одной стороны, ряд великолепных образов и строф. С другой - постоянная смена ритма, да ладно бы просто смена - так еще и несколько строф по ритмике просто нечитаемы. Длинновато - мне кажется, имело смысл рабить стих на три, а то и четыре отдельных - лес, двор, поле , река и т.п., тогда бы впечатление немедленно стало бы более акцентированным, "литым".
Если можно, немножко советов:
Вторая строфа, про солнце - ввод "Ну а" - это поленились подумать. Думается, вполне можно вставить прилагательное, напр. "Солнце хитрым красным глазом... ", или "Солнце воспаленным глазом"...
Следующая строфа, про холм: последняя строчка по ритму все портит, а образ классный, жалко. Может, лучше "Колыхаясь и покоясь"?
Где про грибы - лучше подумать так, чтобы рифма была "гном", прозвучит тогда совсем по-другому.
Следующая строфа, про листья, лучшее вообще убрать -выбивается со всех сторон! как и про Жучку.
Ну и так далее...
Теперь о хорошем:
"Мшистая кожа болота", "тропинка в ножнах" -!
про дом и сарай - трогательно и оригинально!
вообще про двор - лучшее. За строфу "все ворочалась калитка, с боку на бок, так и сяк" - отдельные поздравления!

с уважением:

Александр   15.02.2004 17:08     Заявить о нарушении
Александр, большое, чистое и искреннее спасибо, за внимательное прочтение и вдумчивую оценку моего произведения.

В свою очередь, обещаю серьезно помыслить над каждым словом вашей рецензии.

Но, наравне с этим, я, пожалуй, должен описать некоторые основные принципы, которых я придерживаюсь при написании стихотворений.

(Оценив масштабы написанного мной ответа, я решил извиниться за сие мудрствование лукавое, заранее)

Поскольку я музицирующий стихотворец, осмелюсь провести некоторые параллели с музыкой.

Дело в том, что я сторонник некоего «словесного джаза»…

То есть, разумеется, стихи подчиняются определенным законам, которые делают их стихами, а не прозой. Так же, как строгая, классическая музыкальная теория, особенно на начальных этапах, концентрирует внимание, в основном, на диатонических ладах и консонансных интервалах – но это только первый пласт!
Вообще, я пришел к теории, что все виды искусств движутся к осознанному, осмысленному природному хаосу. Если конкретнее, то мне кажется, что пик словарного творчества находится, где-то на стыке между поэзией и прозой.
Законы есть, но нарушать их можно, только это должно быть оправданно стилем, смыслом, целенаправленным обманом ожиданий слушателя.
Так же существенным моментом является то, что я пишу, ориентируясь не на чтение с листа, а на определенную, фиксированную мелодекламацию.

Теперь по подробностям:

«Ну а…» - одно из четверостиший написанных первыми, еще в 97 году, и одно из не многих к которым меня не тянуло применить редакционную правку. Видимо здесь присутствует некая имитация прямой речи рассказчика былин. Хотя… Подумаю.

«Зелено-курчавым пузом вверх, в пыли покоясь.» - тут два момента: во-первых, это вдумчивая пауза после слова вверх, соответствующая, опять же, специфике интонации рассказчика (логичная в силу наличия запятой); во-вторых, это тяга к разрыву между строчками монолитных, неделимых частей предложения (перенос слова «вверх» на другую строчку), появившаяся во мне под влиянием Бродского.

Рифма «гномы» - «под углом» не столь явная, как если бы было просто «гном», но в данном случае, я уже давно стремлюсь, зачастую, осмысленно избегать точных рифм,
стараясь рифмовать при помощи одинаковой ударной гласной и нескольких, близких по звучанию согласных.

По поводу листьев соглашусь, что, возможно, есть некоторый неоправданный стилистический диссонанс. – Подумаю!

С Жучкой ритмика ломанная, но, как я уже писал свыше, это, по-моему, не противоречит законам «словесного джаза».


Только не подумайте, что я оправдываюсь, просто все это вопросы спорные, и тем самым, мне хотелось бы, показать, что я готов к диалогу!!!

С уважением,
Maxx Vow.

Макс Арбо Крупник-Смирницкий   18.02.2004 22:00   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Макс!
После Ваших "диатонических ладов" и "консонансных интервалов" я свою рецензию пихаю себе в глотку, сам! Я так ругаться не умею :))
Я ж как простой смертный, восприятие среднестатистического, а не продвинутого читателя передал...
Посему от всей рецы оставляю все ж одно пожелание: разбить стих на три тематических. Джаз - он тоже разноплановый.

С уважением:

Александр   19.02.2004 00:42   Заявить о нарушении
Александр, еще раз извините за столь пафосный ответ - я, на самом деле, сам умничать не люблю!

Просто, когда делаешь что-то не очень правильное, но ощущаешь, что так, оно и должно быть - приходиться создавать сопутствующую документацию!
Практику сопровождает теория!

А, вообще-то, главная проблема моих произведений, это то, что к ним должен прилагаться подготовленный чтец.
То есть это, быть может, и не совсем стихи...

Я все виды искусств воспринимаю, как театр!

P.S. Александр, еще раз, не сердитесь только! Я диспутировал с вами, исключительно, как с человеком, к чьим словам я прислушиваюсь и испытываю уважение...

Махх.

Макс Арбо Крупник-Смирницкий   19.02.2004 18:15   Заявить о нарушении