Иерусалим, Париж, Москва...
Стучавший об асфальт и мостовые
Жемчужин мира - Рио,
Дели,
Рима.
Не обонявший пресловутый дым-
Космополиту дела нет до дыма.
Я вырос под домашним колпаком
Был безучастен романтичным басням,
Вещающим взахлеб о пользе странствий:
Узнать суть жизни можно целиком
Не выйдя за предел родного растра.
Я не остался сиднем на печи
Сидеть и медитировать не начал.
Рюкзак "Ермак" на плечи не закинул.
Добился в сложной партии ничьи,
И выбрал золотую середину.
Через окошки маленькие книг
Я столько видел, но , отсеяв мусор ,
Скажу , что три страны в меня запали
И три столицы. Обращенный к ним
На что-то променяю их едва ли.
...Ведь по столице о стране судить
Вполне возможно, делая поправку
На быстрый темп, на шарм с официозом.
(Недаром Гитлер, Бонапарт и Тит*
Могли торжествовать в величии грозном....)
В одной живу, а в двух других затем
Я побывал туристом неленивым.
Но визуальный ряд не опровергнул
А подтвердил, что для моих затей
Высокий дух важнее пыльной тверди.
*- Гитлер в 1940 г. завоевал Париж, Бонапарт в 1812 г. Москву, Тит в 70 г. нашей эры захватил и разрушил Иерусалим.
Париж -смешное, славное Дитя
С незамутненным, свежим восприятием.
Иерусалим - как Взрослый человек.
Под дом фундамент прочный подведя
Он разум с верой ставит во главе.
Москва - Родитель-царь, гроза грязнуль,
Тиранящий претензиями близких.
И вот три вещества в стеклянной колбе.
(По берновской* методе я дерзнул
Цивилизации представить облик.)
Иерусалим
Турецким кофе на песке согрет,
Архитектурным буйством не обласкан.
Иерусалим не вверх , а вглубь растет.
И принцип тот же –Торы всей секрет
И данных вместе с Торой мишнайот**.
Религии акценты- ра и тов***
К холмам прижался город, но послушай:
Скрываются за внешней простотою
Богатство исторических пластов,
Многообразье ценностных устоев.
Уютно, мило в комнате моей ,
В себя приходишь, лечишься от стресса.
Так и в Иерусалиме, окруженный
Спокойным пониманием камней,
Я обновлен, словно дышал озоном.
*- Эрик Берн, шведский психолог. Разработал метод трансакционного анализа, согласно которому человеческая личность может быть представлена тремя составляющими: Родителем, Взрослым и Ребенком. Взаимоотношения между людьми строятся на взаимодействии этих составляющих личности.
** - Мишнайот, Мишна- переданное Моисею устное учение, поясняющее Тору.
*** ра и тов -В переводе с иврита плохо и хорошо.
Париж
Портрет Парижа я бы написал
По всем канонам импрессионизма*
Не смешивая краски, без палитры
Изображая Люксембургский сад,
Монмартр, полный творчества и флирта!
Здесь каждый век и стиль привнес свое
Создав неповторимый, чудный праздник..
О, средоточье муз, искусства россыпь!
Леско с Гужоном** , Пруст, Гюго , Вийон.
В тебя смотря , нашли подход и способ...
Страницы площадей и строчки улиц,
Скрывали нас , мальчишек , от реалий
Застойных дней с казенщиной, казармой.
Плащ мушкетера, лошадь, шпага, пуля
Распахивали двери всех сезамов.
*- по правилам импрессионизма художник не использует в написании картины палитру, а рисует чистыми красками, маленькими мазками. Такая манера создает ощущение объема и придает «воздушность» полотну. В Париже , по-моему, так же как и на полотнах импрессионистов, здания , построенные в разные времена и в разных стилях не «давят» и не «забивают» друг друга.
**- Пьер Леско (ок.1510 до 1578)-французский архитектор , начавший строить Лувр.
Гужон (ок.1510 до 1566)-французский скульптор, украсивший своими работами Лувр.
Москва
Москва в кабацкой удали крепка.
Простор природный с широтой душевной.
И нечто, выходящее за грани:
С браслетами и кольцами рука,
Просящая стыдливо подаяние.
Бездонно море подлости и лжи.
Пренебрежение к личности, насилье
В его глубинах. Ужас нескончаемый
Колымских лагерей волной бежит
И скорбь погромов плачет серой чайкой.
Поэзии российской островок
Сражается отважно со стихией.
Стоят в прибое скалы-имена:
Волошин,
Ходасевич,
Черный ,
Блок,
Тарковский,
Чичибабин,
Пастернак.
Тюрьма народов- для талантов- рай.
И ненавистью братской почва дышит.
Я тут застрял- нелепый, одинокий.
То ли мечтатель-трагик, то ли враль.
Во все сующий длинный нос Пиноккио.
Я лишь хотел увидеть след эпох,
Причудливо во мне запечатленный.
Признаюсь, я не лучший представитель
Для миссии такой, сказать я смог
Преступно мало. Что же-извините...
09.2001
Свидетельство о публикации №104020700504
Интересное произведение. Ваш выбор "трех столиц" мира одновременно и неожиданен, и объясним. Объяснила бы я так: Москва - место происхождения, как же его не уважать :)) Париж - самый знаковый город для русской культуры 19-20 веков. Иерусалим - тысячелетний духовный ориентир (для многих религий!). Таким образом, никуда Вам не уйти от русскости, и это, наверно, хорошо (смысл моих слов в том, что человек из другого места выбрал бы иные столицы!)
Теперь о том, что особенно понравилось.
"Я вырос под домашним колпаком...
"Через окошки маленькие книг я столько видел...
"Портрет Парижа я бы написал по всем канонам импрессионизма...
"Страницы площадей и строчки улиц...
А что, правда бывает "С браслетами и кольцами рука,
Просящая стыдливо подаяние"? Цыганки, что ли?
И еще: Вы все-таки уверены, что "тюрьма народов - для талантов рай"? Или Вы не вкладывали в эту фразу мысли о логической взаимосвязи этих явлений?!
Автор Странных Стихов 14.04.2004 18:06 Заявить о нарушении
Рука с браслетами- это аллегория такая злая. Будучи сказочно богатой страной, Россия умудряется бедствовать и брать в долг...
А насчет тюрьмы народов- в этом -то и парадокс! Никто нам не ответит, почему в советские времена было действительно много событий в литературе, к примеру, а сейчас, при свободе, полный вакуум или, скажем так, измельчение. А может быть, столь сильным был посыл Серебрянного века, что и в сталинской машине он сумел развится. Нет однозначного ответа... А отношение таланта и власти в России - всегда большая и сложная тема.
Махаон 25.04.2004 07:23 Заявить о нарушении