Отражение рассказ

- Добрый вечер.
- Здравствуйте.
- Вы сами сюда пришли?
- Да. В этот раз меня никто не вынуждал.
- Вот и отлично. Садитесь. Сюда, пожалуйста. Хорошо...
- Ничего хорошего.
- Почему?
- Я пришел сюда снова, как вы и говорили, меня никто не тянул за руку, но я все равно здесь - на этом стуле. Мне снова придется все рассказать, от начала до конца, я, как и прежде, не узнаю от вас ничего нового, и к тому же... я снова слышу ваш голос. Что же в этом хорошего?
- Что хорошего? Хм... Во-первых, вы до сих пор слушаете только себя... Вы же считаете это плюсом?..
- Да.
- Во-вторых, у вас есть повод сказать все, что вы думаете, имея перед собой меня, а не абстрактную несуществующую личность... И вполне возможно, что услышите в ответ пару реплик, не выражающих чьи-либо заблуждения. Вы давно слышали такие реплики?
- Да. В последнее время мне удается только прочитать их, да и то нечасто. Люди не любят произносить их. Зачем вести разговор с кем-то, если в ходе него нельзя показать свое красивое эго? Все считают это бессмысленным...
- А вы?
- Когда-то я эмоционально переживал это... А сейчас мне плевать. Если мне показывают свое тщеславие, я любуюсь бездной, пустотой... которая за ним.
- И вам это нравится?
- Нет. Но это самая лучшая альтернатива. Причем, немного попахивающая романтикой - смотреть в бездну, не боясь упасть... Какой-нибудь поэт мог бы сложить из этого эпизода целую сагу. И ее бы пели спустя века... "О, это о нем! Его горящее сердце бьется в руке, и освещает путь миллионам..." Как все пошло...
- Почему пошло? Неужели вы не верите в такие саги?
- Нет. Это всего лишь поэтические эпюры, любительская лепка из камня. Они тоже есть выражение гордого и заносчивого эго. И чем они лучше фразы "Я самый лучший - любуйтесь мною"? Только более элегантной... эстетичной формой, не более. Можно сказать человеку, что он лжец, или что он лукавит. Смысл один, а формы две.
- Но вам тоже приходится использовать такие формы.
- Приходится. Разница в том, что эти формы снаружи меня, а не внутри. В них слишком много заразы, чтобы впускать ее внутрь. Наоборот, я стремился вытолкнуть их из себя. Не знаю для чего. Может, меня терзало любопытство... Хотелось увидеть, из чего я...
- И как?
- Оказалось, то, что вышло, не укладывается в таблицу Менделеева. Не апроксимируется линейной функцией. Не разлагается в ряд Фурье. А значит, какая от этого польза? Какая польза от Млечного Пути, если он не дает людям... скажем, нефть. Или белок, такой нужный и полезный...
- То, что бесполезно, не может существовать?
- Тому, что бесполезно, просто не дадут существовать. Все, что люди могут воспринять, они считают полезным... Потому что, восприняв, они накормили свое эго - они теперь знают, что стали еще умнее, еще прекраснее, еще человечнее... А что воспринять невозможно, просто игнорируют - этого не существует...
- Но вы же сами человек.
- Хм... Дурная наследственность. Червяк не виноват в том, что родился червяком. И у него есть выбор - или быть тем, кем родился... или не быть.
- Шекспир?
- Вряд ли. Ведь он хотел быть, и быть человеком... А эта ассоциация возникла в разговоре лишь как тень сформированного бессознательного. Давление необычайно сильное, я чувствую его каждую секунду...
- Даже сейчас?
- Естественно. Это один из главных принципов общественного окружения. А может, и основной - давить, давить и еще раз давить...
- Ленин.
- Вы понимаете, о чем я говорю. Так просто ввести внутрь другого чуждую ему конструкцию, и назвать это неосознанным. И вот уже он сам пытается запихнуть этот агрегат в себя поглубже, пока не появится новый скелет в спине, готовый держать без устали... не его скелет... не его держать...
- Неужели вы знаете выход?
- Почему я должен его знать? Кто вам сказал, что кто-то должен знать выход? Или то, что он вообще существует? Чуждый вашему телу скелет? Он вам это шепчет, или так называемая надежда? Может, вера?.. Или... даже... любовь?
- Возможно. Но ведь эти понятия лишь формы.
- Именно. И их довольно много. Каждый способен выбрать себе одну по вкусу. Это намного проще, чем культивировать свою. Медленно и скрупулезно, день за днем... Ведь когда вам нужно ведро, вы редко делаете его сами. Легче или купить, или одолжить у соседей... Или прочитать, или придумать...
- О чем вы?
- Клоуны. Самые лучшие клоуны никогда не смеются. И этим веселят окружающих. Не-смех рождает противоположность. Вы прочитаете, и родится непрочитанное; вы придумаете, и появится непридуманное. Вы берете форму, и все становится...
- Бесформенным.
- Именно. Штампованным, усредненным, противоестественным. И тогда... Добро пожаловать в цивилизацию. Какая форма вам нравится? Эта? Или эта? А может вот эта?
- Классический выбор без выбора.
- А разве это плохо? Не иметь выбора. Не отвечать за этот выбор? Люди давно об этом мечтают. Правда, не все. Есть те, которые становятся жрецами, которые проводят через себя сделанный божеством выбор. И вот все счастливы - и кто глаголет, и кто не выбирает...
- И что же делать?
- Делать? Кому? Зачем? Все уже делают. Каждый свое. Каждый для себя.
- И для потомков.
- А какая разница: Я и мой потомок? Моя рука и моя нога? А вот ваша рука и моя... Тут между ними всесущее эго. Мои чувства и ваши...
- Вы считаете это неправильным?
- Раньше... Все это было раньше. Именно поэтому я и пришел сюда. Сейчас я просто говорю, что вижу. А вы просто слушаете. Иллюзия взаимопонимания. Симуляция чувств. Я делаю вид, что открываю свою душу, а вы делаете вид, что вам это интересно...
- Это не так?
- Я был бы рад ошибаться... Но ошибаться - это водить себя по кругу. Все ошибки рано или поздно возвращаются... или вы возвращаетесь к ним...
- Значит, нет чувств, нет сути, есть лишь формы и... вы?
- Выходит что так. Вспомните Декарта. Я мыслю, и в этом не имею права сомневаться. Нужна достоверная точка отсчета, чтобы человек смог использовать логику, естественно человеческую. Если точки отсчета нет, то... воаля! Относительность станет этой точкой. И все снова логично. Человек бежит по прямой, которая, как известно, бесконечна... Всего одной степени свободы ему вполне достаточно. Даже одной много - назад никто не смотрит, тем более не бежит... Получается, что человечество есть инерционное тело, без степеней свободы. Куда пнули один раз, туда оно и летит...
- Кто же этот толчок?
- Почему "кто"? Потому что вам этого хочется?
- Я лишь одушевил действие...
- Потому что вы смутно ощущаете, что действия совершает кто-то? Потому что вы к этому привыкли - или вас приучили... В любом случае, потому что вы есть человек...
- Возможно. Но мне от этого никуда не деться.
- Правильно. Если вы так считаете, то это действительно так. Многие, например, считают себя великими полководцами, вершителями человеческих судеб... и они действительно ими являются... в своих глазах.
- Даже вы?
- Чем я лучше? Или хуже? Можно без труда внушить себе само-особенность, а потом жить и восхищаться собой. Чем не Великий Смысл Жизни, который все ищут? Он ничем не хуже, скажем, торжества добра над злом. Или покорения мира Македонским. Или неуемного желания выжить.
- Значит, все-таки выбор есть.
- Смотря, что называть этим выбором. Если очередную форму, воспетую на политических транспарантах, то это действительно выбор. Вряд ли того, кто кричит на баррикадах... Понимаете, все дело в бесформенности. В потере смысла за пеленой тумана. Есть люди, которые способны его напустить, а есть те, которые способны жить лишь в нем. И зачем это менять? А тем более кому менять? Тем, кто напускает туман? Правильно, это нелогично... И антигуманно. Аморально. Наконец, просто не эстетично...
- Но все сказанное есть хорошо созданная форма. Ваша форма. Не так ли?
- Абсолютно точно. Если постараться, можно создать еще с десяток новых форм, отличных от этой. А потом выбрать из них ту, которая сегодня наиболее актуальна. И с чистой совестью использовать во благо... себе, конечно. Возьмем для примера наш разговор. Как вы думаете, чем он закончится? Какой фразой.
- Я думаю, это будет "До свидания".
- Правильно. А между "здравствуйте" и "до свидания" я волен вставить все, что заблагорассудится, любую форму, симпатичную мне в данный момент. И если я сделаю это искусно, вы даже ничего не заметите. После нее у вас в лучшем случае останется смутная эмоция... без конкретики... кусочек тумана. И это ощущение усилится, если я уберу из разговора тему. Не стану трогать ассоциативные чувства, а воспользуюсь плохо осознаваемыми абстракциями. Вы ничего не поймете, но вдруг почувствуете нужное мне состояние.
- Зачем оно вам?
- В данном случае абсолютно незачем. Можно таким образом развеять скуку, можно произвести неизгладимое впечатление. Или добиться определенного действия. Это совершенно неважно. Важно то, что любая мысленная модель всегда работает. Любая. Логика порождает чувства, изначально считаемые нелогичными. Научно обоснованный абсурд, присущий человеку. Не все способны это осознать. Не все хотят это делать...
- По-вашему, это плохо.
- С чего вы взяли? Это ваша оценка, но совсем не моя. К тому же, чье-либо мнение вряд ли несет в себе ценность. Что значит гравитация в мире сказок, где действуют другие законы?
- И куда же деваться гравитации?
- Вы снова спрашиваете, где выход. Знаете, что это значит? Я стал для вас жрецом. Проводником высшей, то есть самой правильной, воли. И могу указывать любое направление, по которому вам следует идти...
- И я подчинюсь?
- Как вы считаете?
- Хорошо, а если я откажусь от своей оценки. Или буду крепко держаться за осознаваемые телом ощущения?
- Отлично. Тогда мне не нужно вообще ничего создавать. Все, что мне понадобится, уже есть. Человек не может жить, не оценивая. Он к этому просто не привык. Но отказаться от своей оценки вполне в состоянии. Остается только дать ему свою, и он ее безоговорочно примет... Но все это довольно скучно, вы не находите?
- Почему же? Наоборот, весьма интересно...
- Из-за того, что первая ваша мысль была "контролировать"? Поработить? Насытить самолюбие?..
- Я же не один такой?
- Да, таких шесть миллиардов. И что? Неужели это не дает вам покоя? Или вы хотите ощутить духовную связь с каждым?
- По-моему, наш разговор превращается в агрессию. Вам так не кажется?
- Очень даже возможно. Агрессия есть часть человеческой души, без нее душа чувствует себя некомфортно.
- Напоминает этику Ницше...
- Хм... Действительно, очень похоже. С одним существенным отличием...
- С каким же?
- В мире нет Сверхчеловека. И вряд ли появится.
- Ну почему же? Вы видите будущее?
- Нет. Я вижу настоящее. Которое уходит в бесформенность. Если исчезнет человек, откуда же возникнет Сверхчеловек? И кстати, вам не кажется, что мы здесь одни? При этом, я - не считаю себя человеком, а вы - не считаете себя реальностью. Все остальное вокруг вообще ничего не считает, так как занимается более важными делами.
- Боюсь, что не могу ответить адекватно.
- А этого и не требуется.
- Отвечать?
- Адекватно отвечать. Это лишь пустая трата сил. Вначале нужно придумать, то есть создать, нужную картину, воплотить ее в реальность нашего разговора, а потом наиболее полно описать. Лишь тогда ответ получится наиболее адекватным.
- Почему бы не проделать все это?
- Почему? Вот мы и подошли к главному вопросу. Есть ли смысл вести эту беседу? Или какую-нибудь другую? Ведь мы затрачиваем на это неимоверное количество сил, физических и душевных. И ждем, что наши затраты хотя бы окупятся. А в результате получаем кирпичный рисунок - стену. Так в чем же смысл?
- А почему он обязательно должен быть? Чем этот разговор хуже участия... скажем, в борьбе добра со злом? Или македонского похода? Он вполне способен стать Великим Смыслом Жизни... или очередной искусно созданной формой, которая придется кому-нибудь впору.
- Да, вы правы... И сегодня опять смогли соединить концы спирали вместе. Как и в прошлый раз.
- Может, поэтому вы и пришли ко мне? Соединить концы спирали?
- Нет. Скорее, чтобы ее создать.
- Любопытство? Увидеть, из чего вы?
- Может быть... может быть...
- И значит, вы больше не придете сюда. Так я понимаю?
- Я приложу к этому все усилия... Вам это известно.
- Да, известно. Но... Странно. Я не говорю вам прощай... Почему-то, язык не поворачивается.
- Вы прекрасно знаете, у вас нет языка.
- Ха, верно. Но привычка им молоть во мне все-таки живет... Нужно перечитать Гамлета и успокоиться...
- Прощайте.
- До свидания. Может, еще увидимся...
- Возможно... нет...


Рецензии
Вначале хотел разместить этот рассказ на Прозе, но решил, что здесь он более уместен.

Двуликий   05.02.2004 21:46     Заявить о нарушении
Не надо менять.

Наташа Есенина   24.03.2004 23:19   Заявить о нарушении
Не буду :)

Двуликий   25.03.2004 21:38   Заявить о нарушении